Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Проблемы формирования профессионального самоопределения у студентов Рыбинского полиграфического колледжа

03.08.2017 676 1081
Малышева Надежда Викторовна
Малышева Надежда Викторовна, педагог

Рыбинский полиграфический колледж

Формирование профессионального самоопределения студентов Рыбинского полиграфического колледжа является актуальной проблемой. Обусловлено это тем, что российская промышленность и сфера услуг требует компетентных специалистов с разносторонне развитыми профессиональными навыками, готовых к самостоятельной работе по профилю специальности. Выпускники должны владеть практическими трудовыми действиями, быть продуктивно мыслящими, ориентированы на результат, применять профессиональные компетенции в решении профессиональных задач, иметь профессиональную мотивацию и сформированные личностные смыслы. Освоение профессиональных компетенций, востребованных рынком труда, приближенное к реальным условиям производства, сможет существенно повысить возможность трудоустройства выпускников в изменяющихся условиях рынка.

Н.С. Пряжников определяет сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также — нахождение смысла в самом процессе самоопределения [4, с.11].

Подробно анализируя профессиональное самоопределение, Е.А. Климов понимает его «...как важное проявление психического развития, формирование себя как полноценного участника сообщества делателей чего-то полезного, сообщества профессионалов» [3, с.39]. Э. Ф. Зеер считает, что основополагающим фактором осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее личностный смысл в профессиональном, труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и месте работы [2, с.47].

Анализ научной литературы показывает, что понятие «профессиональное самоопределение» имеет большое разнообразие определений, которые различаются по направленности, предмету и объекту.

Можно сделать вывод о том, что под профессиональным самоопределением понимается процесс выбора жизненных целей, планов и обретения личностного смысла в процессе самоопределения, создание профессионально-трудовой среды и самореализация в процессе трудовой деятельности.

Удовлетворенность выпускников 2016 года качеством образования определялась по трем критериям: оправданность ожиданий от обучения, направленность на профессиональную деятельность, удовлетворенность качеством образовательных и вспомогательных процессов.

Для анализа удовлетворенности выпускников качеством образования Рыбинского полиграфического колледжа было проведено исследование, в котором приняли участие 117 студентов выпускных курсов.

Анализ удовлетворенности получения знаний о специальности (60%), получение знаний для практической работы по специальности (57%), работа востребованных работодателями компьютерных программах (56%) - в основном больше 50%. Качеством практической подготовки удовлетворены 63 % выпускников. Ниже 50 - процентного порога составляют удовлетворённость самореализацией личности, проявлением творческих способностей, развитием способностей и талантов, деловой коммуникацией, контактами с работодателями (29%). Успешность показатели успешности студентов 27%.

Таким образом личностный потенциал выпускников остался недостаточно реализованным и требует создания условий для его большего раскрытия.

Низкие показатели учебной успешности могут быть связаны с недостаточностью условий для практического применения полученных знаний. Для 32% студентов не совсем понятна связь полученных знаний с будущей работой. Около 44% участников опроса определяют достаточность полученного образования для будущей работы. Самооценка конкурентоспособности на рынке труда - 36%, удовлетворенность возможностью трудоустроиться по полученной специальности - 48%.

Анализ профессиональных планов выпускников показывает ведущую роль трудоустройства и работы по выбранной специальности у 43% респондентов, продолжить образование намерены 33,4% выпускников. У 14,8% респондентов возникает неопределенность профессиональных планов, что требует индивидуального планирования работы студентов с первого курса обучения.

Порядка 33% выпускников оценивают перспективы трудоустройства незначительными, 56% отмечают наличие трудовых перспектив. Выстраивание работы с работодателем во многом может способствовать профессиональному развитию и самоопределению студентов.

Удовлетворен качество учебного процесса наибольшее число респондентов, оценили качество обучения средним или высоким уровнем 83% выпускников. Более низкий показатель - интересность занятий и удобство расписания (65%), что требует обновления методов обучения и построения учебного расписания с учетом интересов обучающихся.

Около 80% выпускников удовлетворены качеством воспитательного процесса по организационному, коммуникативному, эмоциональному компонентам.

Для сопровождения профессионального самоопределения и повышения готовности выпускников к самостоятельной работе по специальности, самоанализу, мотивации и повышения профессионального самосознания студентов необходимо проведение следующих мероприятий:

  • отражение профессиональных достижений студентов в виде единого портфолио студента колледжа (в электронном виде на портале Profijump и в виде накопительной папки) согласно специальности (со 2-го курса) совместно со специалистами, ведущими непрерывное сопровождение студентов (классный руководитель, заведующий ПЦК, педагог-психолог);
  • использование индивидуальных планов студентов для соблюдения личных, образовательных, профессиональных интересов и жизненных планов студентов;
  • введение дополнительных занятий по профессиональному самоопределению в систему дополнительного образования;
  • организация ярмарки вакансий на базе колледжа с социальными партнерами, целью которых будет развитие готовности студентов к будущей работе, направленность на трудоустройство по специальности, адаптация на производстве;
  • вовлечение работодателей в процесс разработки содержания образования и передачи профессиональных знаний, умений студентам, формирование представления у студентов о будущей специальности, возможностях трудоустройства;
  • развитие социального партнерства для прохождения практики и дальнейшего трудоустройства выпускников.

Развитие системы профессионального самоопределения позволит готовить выпускников, владеющих практическими трудовыми действиями, продуктивно мыслящих, ориентированных на результат, применяющих профессиональные компетенции в решении профессиональных задач, имеющих профессиональную мотивацию, со сформированным личностным смыслом профессии и творческим применением знаний.

 

Библиографический список

 

  1. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход [Текст] / Э.Ф. Зеер, A.M. Павлова, Э.Э, Сыманюк. М.: МПСИ. - 2005.-211 с.
  2. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 с.
  3. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е.А. Климов. - Ростов-на-Дону: Феникс, - 2008. – 512 с.
  4. Пряжников, Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] /.. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 320 с.
  5. Пряжников, Н.С., Румянцева Л.С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 208 с.

 

Оригинал работы:

Проблемы формирования профессионального самоопределения у студентов Рыбинского полиграфического колледжа




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*