Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаИзучение и профилактика агрессивности людей стала одной из важных задач в современном мире.
Повышенная агрессивность подростков является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число подростков с таким поведением растет. И в своей профессиональной деятельности мне приходится работать с подростками, проявляющими агрессивное поведение. Это вызвано целым рядом неблагоприятных факторов: кризисом семейного воспитания, ухудшением социальных условий жизни детей,; невниманием школы к нервно-психическому состоянию детей.
Свою долю вносят и средства массовой информации, кино - и видео индустрия, регулярно пропагандирующие культ насилия. В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос, проводятся исследования, издаются учебники
Особенно важной является помощь обучающимся, агрессивность которых находится только в стадии становления. Это позволяет предпринять своевременные корригирующие меры.
Проведя опрос среди преподавателей в Сибирском геофизическом колледже, выяснилось, что среди студентов были случаи агрессивного поведения, поэтому поставлена проблема исследования – выявление студентов, склонных к агрессии, а также работа с группами для предупреждения девиантного поведения.
Выдвинута гипотеза: социально-педагогическая деятельность по профилактике агрессивных проявлений в поведении подростков в условиях колледжа будет эффективна, если будет проводиться своевременная диагностика, и будут системно применяться разработанные рекомендации.
Для реализации гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:
Экспериментальной базой исследования стал Сибирский геофизический колледж.
В ходе опытно-экспериментальной работы приняли участие более 50 студентов, анкетирование проведено также среди пятнадцати преподавателей.
В быту агрессия воспринимается людьми как сугубо отрицательное проявление человеческой природы.
Агрессия - это действия и высказывания, направленные на причинение вреда, душевной и физической боли другому существу.
В настоящее время имеются следующие общепризнанные подходы к выделению видов агрессии.
Исходя из форм поведения выделяют:
Исходя из открытости проявления выделяют:
В подростковом возрасте увеличивается степень агрессивность в поведении. Этому есть ряд обоснований объективного характера.
Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных и других социально-психологических факторов искажает образ жизни подростков. Характерным становится нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми.
Бочкарёва Г.П. выделяет типы семьи, которые способствуют формированию агрессивного поведения у детей и подростков:
Подростки попадают под сильное влияние подростковой группы. Бессодержательно проводимое время толкает подростков на поиск новых «острых ощущений». Алкоголизация и наркотизация теснейшим образом вплетаются в структуру девиантного образа жизни подростков. Часто подростки распитием спиртного как бы отмечают свои «заслуги»: удачные похождения, хулиганские поступки, драки, мелкие кражи. Объясняя свои плохие поступки, подростки имеют неправильное представление о нравственности, справедливости, смелости, храбрости.
Можно заключить, что агрессивное поведение для детского и подросткового возраста - достаточно обычное явление. Более того, некоторый уровень агрессии является необходимым для оптимального приспособления человека к действительности, в процессе социализации подростка агрессивное поведение имеет ряд важных функций. В норме оно освобождает от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует адаптации. Таким образом, при неблагоприятном воздействии внутренних и внешних факторов агрессивное влечение действительно приобретает формы агрессивности и устойчивого разрушительного поведения вплоть до общественно опасных форм. Но агрессия не обязательно должна приводить к отрицательным последствия. Например, она может не только смещаться на все новые и новые объекты, но и замещаться (сублимироваться) в различных формах деятельности – бизнесе, учебе, спорте, лидерстве.
Однако, наличие агрессии, как устойчивого образования - свидетельство нарушений в личностном развитии. Она мешает нормальной деятельности человека, полноценному общению с людьми. Но не всегда дети сами виноваты, в том, что происходит в их жизни.
Сибирский геофизический колледж ведет подготовку специалистов по специальностям «Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых»; «Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых», «Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых». В учебных группах колледжа большинство студентов составляют юноши (77%).
Мною были выбраны следующие методы определения агрессивности поведения у подростков:
Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет». При составлении опросника авторами использовались принципы:
Ответы оцениваются по восьми шкалам, а так же вычисляется индекс враждебности и индекс агрессивности.
Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4. Нормой враждебности - 6,5-7 плюс-минус 3.
В анкетировании приняли участие 28 человек - студентов 1 курса, возраст 15-17 лет. Все студенты воспитываются в благополучных семьях, часть (39 %) из неполных семей. Опрос проходил в режиме онлайн-тестирования. Индекс агрессивности в норме у 24 респондентов, выше нормы – 2 человек, ниже нормы - 2 человека.
Индекс враждебности в норме у 22 человек, выше нормы - 4, ниже нормы - 4.
В исследуемой группе количество враждебных и агрессивных студентов не более 25%.
В настоящее время получили широкое распространение две основные технологии работы с подростками девиантного поведения – профилактика и реабилитация. Для профилактики агрессивного поведения необходимо научить подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, привить умения находить мирные пути решения конфликтов.
В ходе работы со студентами были проведены беседы, в которых разбирались ситуации из личной жизни студентов, из кинофильмов. Студенты были заинтересованы и активно принимали в них участие.
Для коррекции агрессивного поведения подростков в колледже 2 месяцев работы недостаточно, но если ее вести системно и целенаправленно, а именно – будет своевременно проведена диагностика, профилактика, в таком случае социально-педагогическая деятельность будет эффективна.
Тот опыт, который я получила при анализе агрессивности подростков Сибирского геофизического колледжа, пригодится для планирования дальнейшей воспитательной работы в колледже, материалы исследования могут быть полезны кураторам групп, воспитателям в общежитии.
Список используемой литературы
Оригинал работы:
Социально-психологические условия профилактики агрессивности подростков
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.