Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ настоящее время в нашей стране все чаще звучит термин «синдром эмоционального выгорания» применительно к профессиям, где взаимодействие с людьми является основой деятельности. Работа с людьми предполагает общение, а при общении необходимо проявлять эмоции. Но некоторые профессии требуют переизбытка общения, и результатом может стать безэмоциональность, равнодушие. Представителями таких профессий являются работники сферы образования.
Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадают преподаватели в процессе сложного взаимодействия с учащимися, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье и психоэмоциональное состояние под воздействием длительного психоэмоционального стресса, что в конечном итоге ведет к обесцениванию труда и снижению эффективности профессиональной деятельности.
Анализ источников по исследованию «синдрома эмоционального выгорания» как отечественных, так и зарубежных авторов показал, что проблема является актуальной, изучаемой, но, при этом необходимо отметить недостаточную систематичность данных исследований, отсутствие единого понимания сущности данного феномена, факторов, влияющих на его возникновение и развитие, механизмов преодоления и профилактики. Авторы выделяют условия и факторы, способствующие формированию синдрома эмоционального выгорания (Бойко В.В., Водопьянова Н.Е., Гришина Н.В., Малер Е., Маслач К., Немчи Т.А., Орел В.Е., Форманюк Т.В., Шафранова А.С.).
Изучение материала по формированию «синдрома эмоционального выгорания» выявило ряд проблем способствующих его развитию: отсутствие социально-психологической поддержки и системы профилактики синдрома эмоционального выгорания.
В ходе изучения феномена «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности сотрудников Сибирского геофизического колледжа нами была выдвинута гипотеза: можно предположить, что на развитие синдрома «эмоционального выгорания» могут влиять особенности личности работника, организационные факторы - условия и организация труда, стаж профессиональной деятельности, отношения с непосредственным руководителем, отношения в коллективе, карьерная ориентация и т.д.
Для реализации гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:
Экспериментальной базой исследования было определено Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Сибирский геофизический колледж»
Для проверки гипотез и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анкетирование, анализ документов, тестирование с использованием различных методик, позволяющих определить наличие синдрома «эмоционального выгорания» и личностных особенностей.
Для исследования уровня эмоционального выгорания у работников учреждения была использована «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» Бойко В.В.
Исследуемой группе выдавалась анкета, состоящая из 84 утверждений, каждый вопрос они должны были оценить от 1 до 10 баллов.
Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов: 9 и менее баллов - не сложившийся симптом, 10—15 баллов — складывающийся симптом, 16 и более - сложившийся. Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме «эмоционального выгорания».
Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания». Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.
Для исследования личностных особенностей работников учреждения были использованы с помощью методике «Личностная агрессивность и конфликтность», которая предназначена для выявления склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик.
Испытуемым предлагается ряд утверждений. При согласии с утверждением в карте опроса в соответствующем квадратике поставьте знак «+» («Да»), при несогласии - знак «-» («Нет»)».
Исследование личностной агрессивности и конфликтности показало, что среди высоких показателей преобладает напористость (14%). Это говорит о том, что личности умеют добиваться того, что им нужно с помощью личностностной черты напористости.
Среди средних показателей преобладает обидчивость (60%). Это говорит о том, что личности склонны к обидчивости.
На втором месте, вспыльчивость (54%). Это говорит о том, что личности в меньшей степени склонны к необдуманным, основанных на эмоциях принятия решений.
На третьем месте, конфликтность (34%). Это говорит о том, что личности склонны проявлять конфликтность.
На последнем месте, неуступчивость, безкомпромисность, мстительность (24%). Это говорит о том, что личности могут проявлять мстительность, в своем поведении не склонны проявлять уступчивость и склонны принимать бескомпромиссные решения и поступки.
Среди низких показателей преобладает подозрительность (85 %). Это говорит о том, что личности склонны к мнительности и подозрительности к окружающим.
Таким образом, преобладает напористость, личности умеют добиваться того, что им нужно с помощью личностностной черты напористости.
Способы профилактики и преодоления «Эмоционального выгорания» сотрудников ГБПОУ НСО «СГФК»
Тенденции к обострению данной проблемы связаны с рядом взаимовлияющих факторов: экономических, социальных, организационных и психологических. Систематизация подходов к пониманию и определению синдрома эмоционального выгорания позволила содержательно наполнить данное понятие, а также выявить его формирование. Установлено, что структура синдрома эмоционального выгорания меняется в сторону наибольшей интегрированности показателей. Анализ результатов деятельности работников ГБПОУ НСО «СГФК», говорит нам о необходимости разработки комплекса мероприятий направленных на профилактику и помощь в преодолении синдрома «эмоционального выгорания».
Избежать последствий выгорания можно путем планомерной профилактики синдрома.
Профилактику эмоционального выгорания необходимо проводить в двух направлениях:
Первое направление включает в себя следующие составляющие:
Второе направление связано с активацией и выработкой личных ресурсов педагогов и реализуется следующим образом.
Как экономно расходовать свои энергетические ресурсы в работе с людьми (рецепты В. В. Бойко)
Экспериментальное исследование показало, что у испытуемых преобладает несложившийся симптом эмоционального выгорания. У данных испытуемых не выявлено эмоционального выгорания, т.е. выработанного личностью механизма психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
Исследование личностной агрессивности и конфликтности показало, что преобладает напористость личности, умеют добиваться того, что им нужно с помощью личностностной черты напористости.
Данные методики позволяют получать информацию, способствующую определению уровня выгорания, его коррекции и профилактике его развития, и тем самым – сохранению работников ГБПОУ НСО «СГФК» как здоровой личности и эффективного профессионала.
Список используемой литературы
Оригинал работы:
Феномен эмоционального выгорания сотрудников организации, ресурсы его преодоления
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.