Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Развитие креативности обучающихся в процессе обучения

26.06.2017 1566 2742
Черкасова Светлана Викторовна
Черкасова Светлана Викторовна, преподаватель

Сибирский геофизический колледж

Адаптация личности к законам развития общества и различным социальным ролям связана с креативностью. Креативный подход к любой проблеме позволяет человеку найти свое место в жизни. Мнение ученых относительно того, что понимать под креативностью, расходится. После анализа теоретической литературы по проблеме, мы пришли к выводу, что понятие креативности американского ученого П. Торренса, можно считать наиболее полным и точным. Креативность – это творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к порождению принципиально новых необычных идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.

Необходимость быть креативным в современном мире очевидна, тем более – для личности, проходящей период становления – для студента. Творческий подход ко всему позволяет позитивно мыслить, вариативно решать любую проблему. Креативность – это особый подход к жизни, особое состояние мозга, когда человек открыт чему-то новому. В старшем подростковом возрасте это состояние еще естественно, а именно потому требует меньших усилий в плане своего развития, нежели чем для взрослого человека.

Понятия креативности и творчества близки неслучайно: креативная личность создает что-то новое, живет по своим правилам, легко выстраивает отношения с другими людьми. Креативность предполагает гибкость в решении проблем: творчески развитый студент  найдет не один, а три варианта решения задачи и выберет наиболее простой или оптимальный именно для него. Творчески развитый обучающийся решает проблемы оперативно, именно поэтому беглость является одним из важнейших показателей развития креативности. Такой студент ориентирован на результат, что доказывает высокую продуктивность процесса обучения для него. Разумеется, в современном мире высоко ценится индивидуальное, единственное в своем роде, поэтому оригинальность можно считать важнейшим показателем развития креативности личности. О ценности оригинально решенных учебных задач говорить не приходится – это очевидно.

Тем не менее, всякое полезное качество личности или мыслительный процесс должен постоянно совершенствоваться. И педагог играет важнейшую роль в данном процессе. Но прежде, чем приступить к описанию конкретных приемов развития креативности, важно определить уровень ее развития у студентов:

Высокий уровень предполагает высокую степень гибкости при оценке учебной задачи, множество вариантов ее решения, ориентированность на результат и заинтересованность в успехе (продуктивность), способность понимать сущность учебной задачи раньше прочих студентов и предлагать варианты решения (беглость), его варианты решения оригинальны.

Средний уровень – студент может предположить альтернативный вариант решения учебной задачи, если это потребуется, мотивирован на результат, но понимает, что он не всегда достижим, воспринимает суть задания вместе с основной частью коллектива, варианты решения учебной задачи, как правило, можно найти в учебниках, иными словами, студент «идет за опытом предыдущих экспериментаторов».

Низкий уровень развития креативности предполагает, что студент может решить учебную задачу одним способом, для восприятия альтернативного ему необходима помощь преподавателя, мотивирован на избегание неудач, что снижает продуктивность его деятельности, воспринимает сущность учебной задачи позже остальных либо вместе со всеми, но ему требуется больше времени на процесс решения (беглость), вариант решения учебной задачи очевиден, возможно, с некоторыми творческими отклонениями от общепринятого.

С целью исследования творческих способностей первокурсников нами отобраны 3 тестовые методики: краткий фигурный тест П. Торренса, тест на креативность М. Новиковой [9], тест «креативность», разработанный профессором психологии Н. Ф. Вишняковой [9].

В исследовании участвуют студенты первого курса группы ГЛ-16, обучающиеся по специальности 21.02.13 Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых. Группа разделена на две подгруппы: экспериментальная (12 человек) и контрольная (12 человек). На констатирующем этапе исследования проведено тестирование и анализ результатов, на формирующем этапе с экспериментальной группой в течение семестра проведены занятия на развитие креативности в ходе изучения дисциплин естественнонаучного цикла. На контрольном  этапе исследования нами проведено тестирование с использованием тех же самым методик. Показатели до и после развивающей работы в экспериментальной группе сравнивались, на основании них сделаны выводы об эффективности тех или иных методов обучения в целях развития креативности студентов.

При подборе методик исследования креативности опираемся на понятие креативности как естественного процесса, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности или незавершенности (П. Торренс).

Тесты  П. Торренса  были разработаны в связи с задачами образования как часть продолжительной исследовательской программы, направленной на создание таких методик работы с учащимися, которые стимулировали бы их творчество. При создании тестов автор стремился получить модели творческих процессов, отражающие их природную сложность. Но главной целью исследований П. Торренса и его сотрудников было доказательство надежности и предсказательной валидности (обоснованности) тестов творческого мышления.

Тесты сгруппированы в вербальную (словесную), изобразительную (фигурную, рисуночную), звуковую и двигательную батареи, отражая различные проявления креативности в показателях беглости (скорости), гибкости, оригинальности и разработанности идей и предполагают использование в практике обследований таких батарей в целом. Выборочное использование лишь одного или нескольких тестов из этих батарей существенно снижает эффективность и ценность диагностики. Для каждой формы разработаны подробные руководства по проведению тестирования и количественной обработке данных.

Для обеспечения надежных результатов очень важное значение имеет обстановка во время тестирования, которая ни в коем случае не должна быть напряженной и нервозной. Необходимо обеспечить полный контакт экспериментатора с детьми, климат доверия и безопасности, поощрения воображения и творческой свободы. При этом нельзя давать прямые указания: что правильно и что неправильно, но очень важно достичь полного понимания инструкций. Мы не применяли вербальные тесты ввиду сложности их качественной обработки и сложностей в фиксировании полученных результатов, что называется, на месте и мгновенно.

На констатирующем этапе эксперимента показатели развития креативности экспериментальной группы были средними, после проведения формирующего эксперимента они возросли. Количество студентов с высоким уровнем развития креативности возросло с 20% на констатирующем этапе эксперимента до 25% на контрольном этапе, средний уровень показали первоначально 31% обучающихся, на конец эксперимента – 46%, студентов с низким уровнем было 49% и стало 29%. Это подтверждает, что 40% обучащихся экспериментальной группы повысили уровень развития креативности.

Эти результаты позволяют сделать вывод об эффективности ряда приемов: творческие задачи, проблемные ситуации, синквейн, эссе и т. д.  Включение заданий с творческой направленностью в процесс обучения способствует самораскрытию студентов, отказу от устоявшихся стереотипов при решении не только задач, предусмотренных учебной программой, но и при разрешении проблем, связанных с нестандартными профессионально ориентированными ситуациями. Креативный  подход к проблеме обучения предполагает не решение готовых дидактических задач, а генерацию, творческую формулировку и разработку идей, замыслов и проектов в широком социальном аспекте жизни. Развитие креативности в образовательном процессе возможно при партнерстве студента и преподавателя. Студент вправе сам отбирать нужную ему информацию, сам определять ее необходимость. Преподаватель должен лишь помочь ему в этом.

Эксперимент позволяет сделать выводы, что использование творческих задач на дисциплинах естественнонаучного цикла делает необходимым постановку следующих задач перед педагогом:

  • использовать полученные учащимися знания для решения различных практических, исследовательских и учебных задач, т.е. закреплять знания учащихся;
  • демонстрировать учащимся красоту научной мысли, достижения ученых в области естественных и технических наук: творческие задачи и их контрольные ответы представляют собой красивые, изящные и яркие примеры работы творческой мысли;
  • развивать индивидуальные возможности и творческие способности студентов (большинство творческих задач предполагает не один, а множество ответов, что позволяет выдвигать не одну, а несколько гипотез, объяснений причин явлений);
  • способствовать приобретению обучающимися навыков получения, обработки и представления научных знаний, как в письменной, так и в устной форме;
  • способствовать развитию познавательного интереса студентов через радость творчества и те положительные эмоции, которые они будут испытывать при решении творческих задач;
  • способствовать приобретению навыков продуктивной совместной работы в группе.

 

Список используемой литературы

  1. Азимов Г., Щукин А. И. .Словарь методических терминов,
  2. Андреева Д.А. Влияние адаптации студентов на учебную активность. Проблемы активности студентов. – Ростов-Дон: Феникс, 1995.
  3. Андреев, В. И. Диалектика воспитания, и самовоспитания творческой личности У В. И. Андреев. Казань: КГУ, 1988. - 238 с.
  4. Асеев В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации. – Иркутск, 1996
  5. Альтов Г. И тут появился изобретатель. М.: Дет.лит., 1989;
  6. Ахметов Н.С. Химия. 10 класс. – М.: Просвещение, 1996, с. 102;
  7. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), Словари и энциклопедии» Педагогика », 2000 г.
  8. Бехтерев, В.М. Коллективная рефлексология. – П., 1921. – 135 с
  9. Вишнякова, Н. Ф.Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения. – Минск: РИВШ при БГУ, 1995.-186 с.
  10. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. —Мн.: Харвест, — 800 с
  11. Дей К., Селбин Д. Теоретическая неорганическая химия. – М.: Мир, 1976;
  12. Дружинин В.Н. Психология общих способностей [Текст] /В.Н. Дружинин.− СПб: Питер, 2008. − С. 353.

 

Оригинал работы:

Развитие креативности обучающихся в процессе обучения




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*