Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Повышение интеллектуального уровня студентов через вовлечение их в учебное исследование художественных текстов на уроках литературы

19.06.2017 594 1013
Константинова Татьяна Александровна
Константинова Татьяна Александровна, преподаватель

Оскольский политехнический колледж

В системе среднего образования предмет «Литература» занимает одно из центральных мест. Как средство познания действительности, она обеспечивает интеллектуальное развитие, развивает абстрактное мышление, память и воображение, позволяет  познать самого себя, овладеть средствами самоанализа и самовыражения.

Проблема всех российских школьников и студентов на современном этапе обучения и воспитания – бедный словарный запас, неумение поддержать беседу, низкий уровень культуры речи, незнание исторического прошлого своей страны. Всё это связано с приходом современных компьютерных игровых технологий, а замечательные произведения художественной литературы остаются невостребованными.

Низкий интеллектуальный уровень подрастающего поколения – одна из самых актуальных проблем современного общества. Я считаю, что процесс формирования исследовательских навыков посредством изучения художественных текстов способен повысить мотивацию студентов к изучению литературы, что способствует повышению интеллектуального уровня личности каждого. Под интеллектом я понимаю – умение человека анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения, порождать новые идеи.

На мой взгляд, наиболее конструктивным решением проблемы является создание таких условий в обучении, в которых обучаемый может показать высокий интеллектуальный уровень, занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность.

В настоящее время важнейшей проблемой, волнующей всех педагогов, является повышение эффективности урока литературы. Поэтому, основная задача педагога-литератора использовать для обучения не только традиционные способы проведения уроков литературы, но и разрабатывать творческие виды работы, которые помогут ученикам повысить свой образовательный и воспитательный интеллектуальный уровень, сформировать творческую личность, активизацию личностной позиции в образовательном процессе.

Путей формирования исследовательской позиции студентов, развития интеллектуально-творческого потенциала личности  существует много, но собственно исследовательская практика, бесспорно, одна из самых эффективных. Умения и навыки исследователя легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно то, что самые прочные знания те, которые добыты самостоятельно, в ходе собственных исканий.

Исследовательская деятельность посредством изучения художественного текста способствует развитию  интеллектуального потенциала, формированию способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, формированию языковой коммуникативной культуры, воспитанию подлинно свободной личности – всё это соответствует приоритетным направлениям современной системы образования.  Диапазон опыта проявляется в системе «урок – урок-исследование» и направлен на повышение интеллектуального уровня студентов через вовлечение их в учебное исследование художественных текстов на уроках литературы.

Исследование художественных текстов – работа долгая и трудоёмкая. Идея использования исследования как метода обучения известна со времен Сократа (беседа–исследование), организация целенаправленного обучения, при котором ученик ставился в положение первого исследователя определенной проблемы и должен был самостоятельно найти решение и сделать выводы, появилась в педагогике в конце 19 века. Известными ведущими педагогами-психологами являлись: А.Я. Герд, М.М. Стасюлевич, Р.Э. Армстронг, Т. Гексли, впоследствии этот метод широко использовался в отечественной практике: Б.В. Всесвятский, И.П. Плотников, В.Я. Стоюнин, И.И. Срезневский, К.П. Ягодовский. Обращение к художественному тексту позволяет в комплексе решать обучающие, развивающие и воспитательные задачи урока, а студентам даёт возможность повысить свой интеллектуальный уровень - умение анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения, порождать новые идеи, реализовать свои творческие способности.

В своей работе я использую идеи педагога-психолога Е.Н.Ильина, который утверждает, что исследовательская деятельность учащихся – нелёгкое, но увлекательное занятие. Существует множество форм проведения уроков, предполагающих выполнения учениками исследования посредством художественного текста или его элементов: урок-исследование, урок-практикум, урок - творческая лаборатория, урок - творческий отчёт. Очень важным условием для хорошей исследовательской деятельности оказывается умение студентов работать с имеющейся информацией, умение добывать необходимый материал, умение грамотно систематизировать, логически распределять полученные данные, умение находить информационный центр.

Все уроки литературы, построенные на учебном исследовании текста, носят творческий характер. В основе – интерактивные формы и методы обучения: технология развития критического мышления, групповая работа. Таким образом, от выбора метода зависит сама возможность реализации учебного исследования художественного текста и его проведения, получения определённого результата, будь то теоретический метод или же практический.

Использование новых образовательных технологий, использование информационно–коммуникационных технологий, новых методик способствует активизации познавательной и исследовательской деятельности на уроках литературы, повышению интеллектуального уровня, получению прочных и глубоких знаний учащихся при непосредственной их заинтересованности.

Под исследовательской деятельностью посредством изучения художественных текстов я понимаю деятельность студентов, связанную с решением ими творческой, исследовательской задачи и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Приобщение студентов к исследовательской деятельности посредством изучения художественных текстов способствует решению следующих задач:

-повышению интеллектуального уровня;

-развитию интереса к литературе, расширению и актуализации знаний по предмету;

-формированию самостоятельности, творческой выработке решений;

-формированию навыков исследовательской деятельности;

Чаще всего при выполнении исследовательской работы по литературе я использую такие методы, как ассоциативный эксперимент, метод дедуктивного наблюдения над художественным текстом, метод классификации и обобщения фактов.

К таким занятиям студенты готовятся заранее, согласно этапам работы. Так, исследование преемственности «Донских рассказов» и романа-эпопеи «Тихий Дон» Михаила Александровича Шолохова, проходило в три этапа:

1 этап – чтение рассказов, анализ внешности и характеров главных героев;

2 этап – нахождение в романе «Тихий Дон» прототипов главных героев «Донских рассказов»;

3 этап – исследование и в рассказах и в романе одинаковых приёмов и художественных средств, используемых автором.

Таким образом, студенты самостоятельно работают с текстом, находят черты преемственности этих исторических произведений: тематику, типичные конфликты, художественные средства преемственности характеров героев, черты изобразительного и художественного мастерства. Защита – венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения студентов исследования художественных текстов. О выполненной работе надо не только рассказать, ее нужно защитить. В ходе защиты студент учится излагать добытую информацию, доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы – тем самым демонстрировать свой интеллектуальный уровень.

Используемые  приемы, средства и формы обучения данной темы дают положительные результаты, студенты стремятся к повышению интеллектуального уровня, более глубокому изучению предмета, с увлечением выполняют исследовательские работы.

 

Библиографический список

  1. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – 204 с.
  2. Сергеева М.Г. Об экспертизе исследовательских работ учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2003. № 3. – С. 136-138.
  3. Прищепа Е. М. «Ученическая исследовательская работа по литературе в гуманитарной профильной школе»// Литература в школе.-2004.№12. с.25-28
  4. Рождественская И.В. Межпредметный курс "Школа исследователя: основы учебно-исследовательской деятельности" //Исследовательская работа школьников.-2005.-№4.- 106с.
  5. Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе /Авт.-сост. Б. А. Татьянкин, О. Ю. Макаренко, Т. В. Иванникова, И. С. Мартынова, Л. В. Зуева./ Под ред. Б. А.Татьянкина.- М.: 2007.- 272с.
  6. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический Сборник.- Народное образование, 2007. – 273с.
  7. Загашев И.О. Ученик – исследователь.// Библиотека в школе. – М.: 2004, №2.
  8. Педагогика Е.Н.Ильина: газета «Первое сентября» №55, 2000г.

Интернет-ресурсы по проблемам исследовательской деятельности: www.vernadsky.dnttm.ru - сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского. Русская и английская версии. www.issi.dnttm.ru - сайт журнала «Исследовательская работа школьника»

 

Оригинал работы:

Повышение интеллектуального уровня студентов через вовлечение их в учебное исследование художественных текстов на уроках литературы




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*