Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВопросы и задания олимпиады по литературе
Задания олимпиады сгруппированы по следующим разделам:
- Знание текстов художественных произведений
- Знание истории литературы
- Знание теории литературы
- Анализ произведения
Знание текстов художественных произведений
1. Кто это говорит? Укажите героя и название произведения.
(Оценка: за героя-1б., за название-1б.)
— Э, соколик, не тужи, — сказал он с той нежно-певучей лаской, с которой говорят старые русские бабы. — Не тужи, дружок: час терпеть, а век жить! Вот так-то, милый мой. А живем тут, слава Богу, обиды нет. Тоже люди и худые и добрые есть.
2. Определите название произведения и его автора по имени героя: Желтков, Тихон Щербатый, Ситников, Кулигин, Павел Пинегин, Цезарь Маркович.
(Оценка: по 1б.)
3. В описаниях, приведенных ниже, запечатлены наиболее примечательные черты разных персонажей русской литературы. Назовите каждого литературного героя, произведение, автора. (Оценка: 2б. за правильный ответ)
а) Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду - лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом — иностранец...
б) На кожаном диване полулежала дама, еще молодая, белокурая, несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, с крупными браслетами на коротеньких руках и кружевною косынкой на голове. Она встала с дивана и, небрежно натягивая себе на плечи бархатную шубку на пожелтелом горностаевом меху, лениво промолвила...
4. «Раздайте предметы, приведенные в списке, их владельцам-персонажам «Мастера и Маргариты». Каковы художественные функции перечисленных предметов в романе?
(Оценка: 1б. за правильный ответ)
а) Трость с черным набалдашником в виде головы пуделя;
б) Бумажная иконка и свечка;
в) Деревянная фляга с водой;
д) Портсигар громадных размеров, червонного золота, украшенный бриллиантом;
е) Жеваные белые брюки;
ё) Шприц в спирту и ампула с жидкостью густого чайного цвета;
ж) Отточенный, как бритва, длинный хлебный нож;
з) Невиданный по длине фрак и черная полумаска.
Знание истории литературы
1. Какое место в художественной жизни начала 20 в. занимало объединение новокрестьянских поэтов?
В чем была их особенность?
(Оценка: 5б.)
2. Объясните смысл следующих историко-культурных реалий: «Аполлон», «Сатирикон», «Гилея», «На литературном посту», «Мир искусства».
Творчество каких писателей связано с деятельностью этих литературных объединений, кружков, журналов?
(Оценка: 8б. за полный ответ)
3. С творчеством каких русских писателей 20 века связаны следующие географические названия: Нижний Новгород, Царское село, Киев, с. Константиново, ст.Вешенская.
(Оценка: по 2 б. за каждый правильный ответ)
Знание теории литературы
1. По приведенному ниже определению установите, о каком литературоведческом понятии идет речь?
(Оценка:4б.)
а) Это литературное направление возникло в английской литературе в 60-е годы 20 века. Оно занимало как бы «пограничную» зону, с одной стороны, еще сохраняя в себе некоторые черты просветительского классицизма, а с другой - выдвигая принципы, предвосхитившие романтизм 19 века.
б) Один из тропов, по стилистической организации близкий к перифразу; замена грубого, неприличного или интимного слова или высказывания другими, прозрачно намекающими на подлинное значение.
2. Определите изобразительно-выразительные средства художественной речи в следующих отрывках: (Оценка: 3б. за каждый правильный ответ)
а) Земля тряслась - как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...
(М.Ю. Лермонтов «Бородино».)
б) Младший сын был ростом с пальчик...
(А.Ахматова «Колыбельная».)
в) Никто не даст нам избавленья,
Ни Бог, ни царь и ни герой...
(Э.Потье «Интернационал».)
г) ...Люблю я пышное природы увяданье...
(А.Пушкин «Осень».)
д) Есть Музей этнографии в городе этом
Над широкой, как Нил, многоводной Невой...
(Н.Гумилев «Абиссиния».)
е) Скажите: скоро ль нам Варшава
Предпишет гордый свой закон?
(А.Пушкин «Бородинская годовщина»)
3. Определите размер стихотворных отрывков:
( Оценка: по 3б. за каждый правильный ответ)
а) Поздняя осень, Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели...
(Н.Некрасов «Несжатая полоса».)
б) О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
(Ф.Тютчев «Листья»)
в) Отчего ты печально, вечернее небо?
Оттого ли, что жаль мне земли,
Что туманно синеет безбрежное море.
И скрывается солнце вдали?
(И.Бунин.)
г) Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
(А.Пушкин «Няне».)
Анализ стихотворения
Прочитайте стихотворение А.Ахматовой «Клятва».
Дайте свое толкование произведения.
Клятва.
И та, что сегодня прощается с милым, -
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!
(1941)
Список литературы:
1. И.А.Агапова-Тематические игры и праздники по лит-ре: методическое пособие д ля учителя/ И.А.Агапова, М.А.Давыдова. М.:ТЦ Сфера, 2004г.
2. Т.Г.Кучина, Контрольные и проверочные работы по лит-ре 11 кл.:Метод.пособие/ Т.Г.Кучина, А.В. Леденев-2-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2003,-224с.
3. Олимпиады по русскому языку и лит-ре: 9-11 классы/ Сост. Г.М.Велкова и Т.А.Чернова.-М:ВАКО, 2008.-192с.-(Мастерская учителя-словесника.)
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.
Ирина