Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Удмуртский обрядовый праздник «Пэртмаськон» (Осеннее ряженье)

13.06.2017 773 1836
Беляева Ирина Александровна
Беляева Ирина Александровна, преподаватель

Шпанова Татьяна Ивановна
Шпанова Татьяна Ивановна, студент

Вятский колледж культуры

Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования, это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность и уникальность, ее социальную и духовную особенность. Однако в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния народной художественной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений [1, с.43].

Несмотря на то, что понятие «традиции» известно всем, далеко не полностью осознается их роль в жизнедеятельности общества. Традиционность – это передача определенных ценностей и опыта от поколения к поколению. Система обычаев традиций любого народа – это результат его воспитательных усилий в течение многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, духовную культуру, свой характер и психологию, в ряду сменяющих друг друга поколений. Культура традиционная составляет основу народной культуры [5, с.16].

Именно поэтому так актуален, сегодня воспитательный потенциал народных обрядовых традиций и фольклора. Они позволяют избавить празднично-обрядовое действие от пассивной зрелищности, превратить театрализованные формы художественно-массовой работы в социально-культурную самодеятельность людей, органично связанную с их трудом, бытом, всей жизнедеятельностью [3, с.15].

Традиционная празднично-обрядовая культура – неотъемлемый элемент народной культуры, имеющей, как правило, региональный оттенок. Праздники существовали всегда, во все времена, изменяясь по содержанию и форме, сообразуясь с духовным и эстетическим развитием общества. Они несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение [4, с.8].

Важное место в жизни удмуртской деревни играли календарно-обрядовые праздники. Они связаны с важнейшими этапами сельскохозяйственных работ. Также они приурочивались к поворотным периодам природного календаря: к дням зимнего и летнего солнцестояний весеннего и осеннего равноденствий. Праздники представляли собой сложные явления, включавшие обрядовые действия, молитвенные и песенные заклинания, гадания, благопожелания, а также различные виды развлечений [6].

Народные праздники раскрывали устно-поэтическое, музыкальное, хореографическое, декоративно-прикладное и другое творчество. Помимо развлекательной они выполняли и воспитательную функцию, приобщая подрастающее поколение к установившемуся укладу жизни, эстетическим взглядам народа, морально-этическим нормам поведения и т.д. [2, с.46].

Обряды и праздники имели особое значение в жизни удмуртского народа. Они тщательно соблюдались, по ним воспитывалось не одно поколение, сформировывалось мировоззрение людей. Удмуртские деревни бассейна реки Кильмезь, носят родовое имя «калмезь». Удмуртов «калмезов» объединяет очень давняя традиция проведения осенью праздника «Пэртмаськон», (от удмуртского «Пэртмаськыны» наряжаться). У всех остальных групп удмуртов так называли проводимые во время святок с 7 по 19 января празднества. Осенний «Пэртмаськон» «калмезов» – праздник иного рода.

Обряд проводился после Покрова, в конце октября – начале ноября, знаменующий конец сезона сельско-хозяйственных работ, связанных с обработкой земли, проводимый в преддверии зимы.

Накануне праздника девушки изготавливали для вечера, специальные головные уборы «пэртмаськон ызьы» – шляпа для ряженья. Шляпы изготавливали из бересты или соломы, в последнее время используют бумажные и фетровые шляпы. Головной убор украшали бумажными цветами, перьями из петушиных хвостов, разноцветными шелковыми, а позднее – капроновыми или атласными лентами. Шляпы делали не все участницы обряда, а одну на группу в 3-4 человека. Празднично одетая группа должна была с песнями и плясками обойти всю деревню, войти в каждый дом. Хозяева каждого дома готовились к встрече праздничной процессии: накрывали на стол, ставили кумышку. Не пускать участников обряда в дом было не приличным, да и верили в то, что угощение гостей принесет удачу, довольствие, успех в хозяйственных делах [6].

Пэртмаськон жителей бассейна р. Кильмезь, обладает ярким своеобразием и обнаруживает устойчивое единство черт на всей огромной территории от низовий до самых верховий реки.

Данная традиция празднования обрядового праздника «Пэртмаськон» не сохранилась до наших дней. Поэтому современному поколению будет не лишне узнать о том, как и когда, проводился праздник. Поэтому с целью сохранения обычаев и культуры наших предков был подготовлен сценарий удмуртского обрядового праздника «Пэртмаськон» (Осеннее ряженье).

Данная работа может быть полезна для популяризации народного праздника работникам сферы образования, культуры и искусства, которые стремится возрождать и сохранять народные традиции и обычаи нашей страны.

Список использованных источников

  1. Абрамов Я. Народные развлечения [Текст]/ Я.Абрамов//Русь.-1898.-26 июля.
  2. Генкин Д.М, Массовые праздники [Текст] / Д.М. Генкин. - М., Просвещение, 1975. – 69с.
  3. Ищенко Т.А. Массовые формы культурно-досуговой деятельности: учебное пособие [Текст] / Т.А. Ищенко. – Киров: Изд-во ООО «Радуга-ПРЕСС», 2013.- 88с.
  4. Лемер С. Искусство организации мероприятий [Текст] / С. Лемер. - М.: Феникс, 2014 – 98 с.
  5. Панкев И.А. Колядки. Обычаи и традиции русского народа / И.А.Панкеев. – Москва.: Просвещение, 1999 –с. 51 – 53.
  6. Калмезь этнографическая группа удмуртов. Особенности традиционной культуры и локализация удмуртов: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/, свободный (17.03.2017).

 

Приложение к работе

 

Оригинал работы:

Удмуртский обрядовый праздник «Пэртмаськон» (Осеннее ряженье)




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*