Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаСегодня, как никогда встаёт задача модернизации и создания инновационных точек роста российской экономики, интеграции в мировую экономику.
Существенным ограничением развития российской экономики является качество рабочей силы, для которой характерен низкий уровень профессиональной подготовки и недостаточный уровень трудовой и производственной дисциплины.
В стране настала необходимость перехода от массового высшего образования к получению высокой квалификации в сфере начального, среднего и высшего образования в пропорциях, необходимых для инновационной экономики.
Перед учебными заведениями в условиях постоянных кризисов и демографической ситуации встают задачи:
Это возможно только при тесном сотрудничестве учебных заведений с производственными предприятиями, которые диктуют новые требования к содержанию подготовки специалистов:
Результатом реализации этих программ является формирование специалиста совершенно нового формата, владеющего не только знаниями и умениями, но и определёнными компетенциями, обеспечивающими не только и не столько выполнение определённой производственно-технологической функции, но и подготовку образованного, подготовленного к успешной трудовой деятельности, способного к самовоспитанию и саморазвитию человека.
Внедрение государственных стандартов третьего поколения мы начали с разработки программ профессиональных модулей в соответствии с алгоритмом, макетом и разъяснениями по формированию примерных программ профессиональных модулей предложенными ФИРО.
Предложенный макет программ состоит из следующих разделов:
В Воронежском энергетическом техникуме приступили к разработке примерной программы с заполнения паспорта, продумывая возможность использования профессионального модуля (ПМ) и вне основной профессиональной образовательной программы. Например, для повышения квалификации и переподготовки работников в дополнительном профессиональном образовании.
Из ФГОС- 3 заполняли второй раздел, продумывая результаты освоения программы профессионального модуля (раздел пятый): общие и профессиональные компетенции и возможности их контроля и оценки, параллельно соотнося результаты освоения профессионального модуля с требованиями социальных партнёров.
Затруднения вызвало заполнение основных показателей оценки результата освоения компетенций, в частности, ответы на вопросы: для чего обучаемый должен уметь выполнять ту или иную функцию, на каком уровне и как можно проверить степень освоения необходимых компетенций.
Заполнение третьего раздела начали с соотнесения требований ФГОС (практический опыт, знания и умения) с требований к ЗУН государственных стандартов второго поколения, с установки логических связей между МДК и темами из учебных дисциплин, изучаемых ранее. Распределили, какие дисциплины должны целиком предшествовать модулю, какие изучаться параллельно, какие - при освоении модуля. Учитывали виды работ и принцип проведения учебной и /или/ производственной практик, закрепляющих полученные по МДК знания. Рассчитали, сколько каких разделов будет входить в состав ПМ, определив объём необходимого времени, чтобы не было дублирования содержания, распространённого ранее. Особое внимание уделялось тематике самостоятельной работы студентов и способам её проверки, так как самостоятельная работа – наиболее эффективный вид познавательной деятельности. Подробно анализировалась необходимость и тематика курсовых проектов.
Содержание учебного материала оформляли в дидактических единицах, проставляя уровни освоения в соответствии с предлагаемой градацией.
Проработка раздела «Условия реализации программы ПМ» не составила никаких затруднений, так как имеющаяся материальная база в техникуме полностью соответствует требованиям к минимальному материально-техническому обеспечению. Кадровое обеспечение образовательного процесса и информационное обеспечение обучения вполне достаточно: в техникуме работают преподаватели и мастера необходимой квалификации, периодически повышающие её на курсах повышения квалификации, посещающие профильные выставки.
В пункте «Общие требования к организации образовательного процесса» указываются условия проведения занятий, названия практики и оптимальность её проведения, виды консультаций при освоении ПМ.
Завершающим этапом работы над программами профессиональных модулей является разработка комплекта оценочных материалов (КОМ). КОМ позволяет оценить уровень усвоения студентом общих и профессиональных компетенций, предусмотренных при изучении профессионального модуля.
Надеемся, что разработанные программы профессиональных модулей по специальности «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование» обеспечат необходимую подготовку наших выпускников, а именно:
Используемые источники:
1. Президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России д.п.н., профессор В.М. Демин «Перспективы внедрения ФГОС СПО нового поколения» 28.05.2010, ФИРО
2. Материалы
семинара «Разработка основных профессиональных образовательных программ НПО /
СПО. Рабочая документация образовательного учреждения НПО / СПО при введении
ФГОС третьего поколения», М.Ю Жилина, ФИРО
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.