Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Проектирование и организация исследовательской деятельности обучающихся в колледже

18.05.2017 777 1275
Чикнайкина Ольга Леонидовна
Чикнайкина Ольга Леонидовна, преподаватель

Саранский государственный промышленно-экономический колледж

Знание не считается больше отражением того, что было дано человеку извне; это индивидуальная конструкция, которой человек придает смысл, соотнося элементы знаний и опыта с некоторой организующей схемой

Л. Резник

Изменения, происходящие в современном обществе, затронули все сферы нашей жизни, в том числе и образование. От выпускников сегодня требуется способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Необходимо помочь студентам стать профессионалами, способными к конкуренции в своей области деятельности, способными адаптироваться к современным условиям.

Актуальные требования к молодым профессионалам выделяют важную роль воспитания у учащихся прочного познавательного интереса, развития аналитического и творческого мышления, являющихся основными характеристиками всесторонне развитой личности. Средством достижения поставленной цели является научно-исследовательская деятельность студентов.  

Научно-исследовательская работа (аббревиатура — НИР) — работа, связанная с поиском, проведением исследований, экспериментами в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, проявляющихся в природе и в обществе, научных обобщений, научного обоснования проектов[1]. Научно-исследовательская работа студентов организуется и проводится как в учебное время, так и после уроков.

Фундаментом научно-исследовательской деятельности является необходимость в создании новых сведений об окружающей природе. Эта потребность определяет фактор, организующий действие личности по ее удовлетворению. Задача преподавателя мотивировать студента таким образом, чтобы возникла эта потребность в добывании новых сведений об окружающей природе, разрешая разногласия между конструкциями в голове о мире и настоящим миром.

Основой исследовательской деятельности являются следующие этапы:

  1. Обзор литературы, ее анализ и составление каталога.
  2. Выявление разногласия в познании окружающего мира.
  3. Обозначение актуальности проблемы.
  4. Формулирование целей и задач, которые необходимы для разрешения выдвинутой научной проблемы.
  5. Постановка гипотезы.
  6. Проверка гипотезы (экспериментальным путем, или теоретическим).
  7. Обработать и проверить полученные данные.
  8. Сопоставление полученных теоретических или экспериментальных результатов с намеченными целями.
  9. Представить полученные результаты на семинарах и научно-практических конференциях.

Каждое исследование, если его рассматривать как последовательные действия, можно представить тремя основными ступенями: 1 ступень - проектирование (или подготовка  - пункты 1-5), 2 ступень - технологическая (или непосредственно – исследование – пункты 6-7), и последняя ступень - рефлексия (оценка и самооценка – пункты 8-9).

Можно выявить преимущества и недостатки исследовательской деятельности.

Основные преимущества:

  1. Через деятельность к творческому подходу.
  2. В центре внимания – ученик, его индивидуальный темп работы.
  3. Развитие основных познавательных процессов (память, внимание, мышление, воображение).
  4. Глубокое усвоение полученных знаний.

Недостатки исследовательской деятельности:

  1. Низкая мотивация
  2. Недостаточный уровень умений и навыков, необходимых для исследовательской деятельности
  3. Нечеткость определения критериев оценки

Учитывая важную роль проектно-исследовательской деятельности учащихся в современных образовательных программах и в системах развивающего обучения, студенты нашего колледжа проводят научные исследования в различных информационных областях.

Хочется отметить тематику самых интересных работ: «Хакер: мужчина или женщина?», «Исследовательский проект о системе «Умный дом»», «Канал утечки информации», «Исследование беспроводных технологий», «Проект создания компьютерного салона», «Налкшке – игрушка», «Создание игрового приложения «Азбука».

Преподаватели занимаются исследовательской работой со студентами, начиная с первого курса. Учащиеся занимаются исследованиями, если они хорошо учатся и не имеют задолженностей. Иногда для помощи студентам первокурсникам привлекаются студенты старщих курсов. Они выполняют своеобразную роль тьюторов (или другими словами – наставников). С помощью тьюторов можно решить ряд проблем: как правило, тьюторы, из опыта работы, легче ставят цели и находят противоречия; доступным языком объясняют ошибки, которые могут возникнуть при исследовании. Тьютор уже работал на производстве и знает проблемы, решаемые на современном предприятии. При этом студенты уже подходят по-иному и к изучению плановых дисциплин, и к выполнению дипломных проектов или работ. Очень часто дипломный проект или работа являются заключительным этапом практической, теоретической и, в основном, научно-исследовательской работы студентов.

 

Список использованных источников:

  1. Организационно-методические основы активизации функционирования системы НИРС. Научно-исследовательская деятельность в высшей школе: аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / под ред. А.И. Момот. НИИВО. Вып 5. М., 2003,с.3.
  2. Тимофеева А.С., Федина В.В., Бурякова А.В//. Значение курсовых работ в подготовке квалифицированных специалистов. Сборник научных трудов. Направление 1.- Белгород 2003.- часть 1, стр.172-173.
  3. Тимофеева А.С., Федина В. В., Петрова Л.П.// Научно-исследовательская работа студентов в технических вузах. Сборник научных трудов. Направление 1.- Белгород,003.- часть 1, стр.174-175.

 

Оригинал работы:

Проектирование и организация исследовательской деятельности обучающихся в колледже




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*