Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаОсмельтесь мыслить самостоятельно.
Вольтер
Проблема организации самостоятельной работы студентов в условиях реализации ФГОС СПО, согласно которому на внеаудиторную самостоятельную работу отводится до 30-50% количества часов, остается по-прежнему актуальной. В связи с этим преподавателю необходимо тщательно проектировать организацию самостоятельной работы студентов в процессе обучения.
Рациональная организация самостоятельной работы студентов актуальна еще и потому, что студенты признаются в неумении правильно организовать свою самостоятельную работу, психологически не готовы к ней, не знают общие правила самоорганизации, не умеют реализовать предполагаемые ею действия.
В то же время выпускник колледжа должен обладать не только набором знаний, умений и навыков, но и системой различных компетенций.
Решение этих задач невозможно без систематической организации самостоятельной работы студентов, развития и воспитания их творческой активности и инициативы.
Рассматривая самостоятельную работу с позиций дидактики, целесообразно представить ее как целостную подсистему процесса обучения со всеми его характеристиками как целостности: единством преподавания и учения, содержательной и процессуальной сторон, единством образовательных, развивающих и воспитательных функций.
В более узком смысле самостоятельная работа студентов - это деятельность студентов в процессе обучения и во внеаудиторное время, выполняемая по заданию преподавателя, под его руководством, но без его непосредственного участия (руководство преподавателя к старшим курсам носит все более опосредованный характер, а студенты поставлены перед необходимостью самостоятельного труда).
Самостоятельная работа как дидактическое явление выступает в двуедином качестве. С одной стороны, это учебное задание, то есть то, что должен выполнить студент, и что предлагается студенту преподавателем, с другой стороны самостоятельная работа – это форма проявления соответствующей деятельности памяти, мышления, творческого воображения при выполнении студентом учебного задания. И в том и в другом случае самостоятельная работа способствует развитию умственных сил студента.
Наш опыт преподавания в системе среднего профессионального образования показывает, что только высокий уровень самостоятельности при изучении дисциплин «Информатика» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности», содействует качественному усвоению знаний и формированию компетенций.
В настоящее время существуют различные классификации видов самостоятельной работы:
В данной работе будут рассмотрены оба вида самостоятельной работы при изучении дисциплин «Информатика» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности».
Работы творческого характера при данной классификации в самостоятельную группу не выделены, так как они вошли в число экспериментальных, графических и аналитико-вычислительных работ.
Группы и виды самостоятельной работы по информатике при классификации по основной дидактической цели приведены в таблице.
Группы работ (по основной дидактической цели) |
Виды деятельности студентов |
Приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников |
1. Работа с учебником (опыт показывает, что студенты часто испытывают большие трудности в работе с книгой): · тезирование (составление кратко сформулированных основных мыслей прочитанного материала); · конспектирование (составление структурированного конспекта в виде таблиц, схем, списков, объектов SmartArt в текстовом процессоре MS Word). 2. Работа с раздаточным материалом на занятиях. 3. Поиск информации в сети Internet. |
Совершенствование знаний (их уточнение и углубление)
|
1. Работа с дополнительной литературой и подготовка сообщений и рефератов. 2. Работа со справочными системами ОС Windows и пакета MS Office (на занятиях). 3. Поиск информации в сети Internet. 4. Составление глоссария информационных терминов (на занятиях и дома). |
Выработка умения применять знания на практике
|
На занятиях: 1. Создание буклетов в программе MS Publisher на основе раздаточного материала. 2. Выполнение практической работы «Оформление выпускной квалификационной работы» в соответствии с требованиями внутреннего стандарта колледжа. 3. Знакомство с приемами работы, используемыми в делопроизводстве. Дома: 4. Оформление конспекта в текстовом процессоре Word в соответствии с требованиями внутреннего стандарта колледжа. 5. Создание кроссвордов в приложениях MS Word и MS Excel (на занятиях и дома). |
Формирование умений и навыков практического характера |
Выполнение практических работ на занятиях.
|
Формирование умений творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации
|
1. Проектная деятельность студентов: · создание презентаций, слайд-шоу, эмблем, открыток, мини-газет, синквейнов (все специальности). · создание рекламных проектов - буклетов и презентаций (специальность «Гостиничный сервис»). 2. Моделирование различных явлений (например, физических) при помощи приложений MS PowerPoint и MS Excel (I курс). 3. Применение полученных знаний при решении задач по профилю специальности. |
Таким образом, систематическая и рациональная организация самостоятельной работы студентов в ССУЗ позволяет значительно интенсифицировать учебный процесс, способствует формированию информационной культуры студентов, является условием формирования общих и профессиональных компетенций и, следовательно, повышения качества подготовки будущих специалистов.
Литература:
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.