Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе «По следам непростых простых истин словесности»

15.05.2017 1059 1852
Котыш Елена Петровна
Котыш Елена Петровна, преподаватель

Новосибирский автотранспортный колледж

Совершенствование речевой культуры — один из путей повышения языковой и общей культуры человека. В данной методической разработке представлен сценарий проведения внеклассного мероприятия «По следам непростых простых истин словесности», которое посвящено Международному дню родного языка». Мероприятие рассчитано на студентов 1 курса нефилологического факультета.

Цель: вызвать интерес студентов к родному слову, создать условия для интеллектуального развития, активизировать познавательную деятельности студентов через игровую форму, продолжить развитие словесно-логического мышления и памяти, устойчивости внимания, быстроты реакции, развитие личностных качеств (уверенности, коллективизма).

Оформление: плакаты «Великое русское слово», «Слово о русском языке», портреты писателей.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, информационное табло, карточки с заданиями для каждой команды, карточки с номерами команд.

Для выполнения одних заданий от студентов требуются глубокие знания по какому-либо разделу словесности, а другие рассчитаны на общую эрудицию студентов.
Ход мероприятия:

Слово преподавателя: Известно, что 21 февраля по решению Юнеско был объявлен Днём родного языка. Главная цель праздника – защитить нематериальное наследие любого, даже очень маленького народа. Чтобы жизнь языка не оборвалась, надо чтобы на нем говорили не менее 100000 человек. Известно, что в прошлом умерло множество языков. А ведь вместе с утратой языка исчезает и часть его необыкновенной культуры и исторической памяти. Так, например, «неразумные хазары» исчезли не только из-за мощных военных ударов древнерусского князя Святослава, но и потому, что увлеклись иноязычными заимствованиями и потеряли свой язык. Сейчас потомки хазар имеются, но они не осознают себя хазарами, утратив родной язык. И так со многими народами, канувшими в Лету, в связи с исчезновением их родного языка. Предлагается проверить свои знания в игре, пройти два тура, выполнив задания разной степени сложности; выступить с презентациями.

Ведущий: Известно, что русские классики были билингвами, и для большей точности высказывание смешивали языки. Командам предлагаются задания по осмыслению иноязычных вкраплений в текстах классиков. Все команды получают одну карточку с вопросом. Карточки разносят помощники. Время на обдумывание и написание ответов 30 секунд. По сигналу хронометриста ответы сдаются помощникам ведущего. За правильный ответ жюри присуждает 1 балл. Результаты заносятся в информационное табло.

Разминка

1 команда

«Начнем ab ovo, мой Езерский», - А.Пушкин.

а) без предисловия; б) с самого начала; в) правдиво, без прикрас.

2 команда:

Набоков в «Лолите» пишет: «Faux pas  пожилого господина…состояло в том, что…»:

А) ошибка; б) убеждение; в) надежда.

3 команда

Достоевский в «Бесах»: «Она, кажется, не совсем поняла его profession de Foi…»

А) признание; б) долг; в) мировоззрение.

4 команда

У Пушкина в «Евгении Онегине»: «…И far niente мой закон»

А) тоска; б) любовное приключение; в) безделье.

Игра со зрителями «Переводчик» (слова на проекторе). Определить значение иноязычных  слов: «safka», «burinui», «berezina», «устел», «ytik».

  1. Значение финского слова (закуска, заначка, затравка, завтра).
  2. Значение японского слова (бурьян, баран, блины, брат).
  3. Значение французского слова (полный провал, береза, бережность, бардак).
  4. Значение киргизского слова (стол, скатерть, устье, успех).
  5. Значение казахского слова (утюг).

1 тур «Свой язык - загадка?»

Командам предлагается лист с десятью заданиями. Время на обдумывание и написание ответов 6 минут. По сигналу хронометриста ответы сдаются помощникам ведущего. За правильный ответ жюри присуждает 1 балл. Результаты заносятся в информационное табло.

1 команда

  1. Исправьте ошибку во фразеологическом обороте, заменив слово: «Как соловья ни корми, он все в лес смотрит».
  2. Запишите предложение буквами, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы:

[ н'ич' иво  н 'и магу  пожылат'  вс'о  как  й'эст'  б'ис канца пр'ин'имай'у]

  1. Допишите слово, чтобы получился фразеологический оборот: а) закадычный …;

б) валиться из…; в) всплеснуть … 

  1. Напишите одним словом: а) подчинительная связь с неизменяемым зависимым словом; б) слова, которые различаются произношением, но пишутся одинаково.
  2. Подберите к данным фразеологизмам синонимичные фразеологические обороты:

а) ждать у моря погоды; б) комар носу не подточит.

  1. Напишите русскую пословицу со значением «любить и петь заставить нельзя».
  2. Напишите 5 имён существительных, у которых нельзя определить форму числа.
  3. Замените устаревшие слова современными: а) брань; б) длань; в) зрачный.

Эталон: 1. Волка. 2. Ничего не могу пожелать, все как есть без конца принимаю.

  1. Друг, рук, руками. 4. Примыкание. Омонимы. 5. Когда рак на горе свиснет. Без сучка, без задоринки. 6. Насильно мил не будешь. 7. Метро, авокадо, рагу, тюль. 8. Битва. Ладонь. Видный.

2 команда

  1. Исправьте грамматическую ошибку: «Книги Марининой я буду читать, открывая их на любой странице».
  2. Запишите предложение буквами, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы:

[можыт быт'   й'о  красату  можнабы  наскр'ипк'и  сыграт']

  1. Допишите слово, чтобы получился фразеологический оборот: а) глазам не …; б) … стрекоча; в) души не …; г) не из … десятка
  2. Напишите одним словом: а) определите тип смысловых отношений в словосочетании «ласковый ветерок»; б) определите языковое явление: «Он двадцать лет был нерадив, / Единой строчки не родив».
  3. Подберите к данным словам и словосочетаниям синонимичные фразеологические обороты: а) хитрить; б) сделать обязательно.
  4. Напишите наклонения глаголов.
  5. Напишите русскую пословицу со значением «Сначала ноша, потом отдых».

8.Замените иноязычные слова русскими синонимами: а) аргумент; б) габариты; в) гуманность.

Эталон: 1. Читать с любой страницы. 2. Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть. 3. Верю. Дать. Чаять. Робкого. 4. Согласование. Омонимия. 5. Вертеть хвостом. Кровь из носу. 6. Изъявительное. Повелительное. Условное. 7. Делу время – потехе час. 8. Довод. Размеры. Человечность.                          

3 команда

  1. Исправьте речевую ошибку, заменив 1 слово: «Учреждение выплачивает расходы по командировке».
  2. Запишите предложение буквами, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы:

[уш  л'ок  там ф сыром ущ'эл'й'и  св'ирнуфшыс'  ф уз'ил  и  гл'ад'а  ф  мор'э]

  1. Допишите слово, чтобы получился фразеологический оборот: а) из сил …; б) без… ног; в) …вода на киселе; г) в … стенах сидеть.
  2. Напишите пропущенные слова: а) устаревшие слова, имеющие современные аналогичные названия;

б) морфологический признак рода представлен только у числительных.

  1. Подберите к данным фразеологизмам синонимичные фразеологические обороты:

а) приказал долго жить; б) пасть духом.

  1. Напишите служебные части речи.

7.Напишите русскую пословицу со значением «с красноречивым языком не пропадешь».

  1. Замените иноязычные слова русскими синонимами: а) дайвер; б) демонтаж; в) абстрактный.

Эталон: 1. Оплачивает. 2. Уж лег там, в сыром ущелье, свернувшись в узел и глядя в море. 3. Выбиться. Задних. Седьмая. Четырех. 4. Архаизмы. Обе, оба, полтора. 5. Дал дуба. Приказал долго жить. Повесить нос. 6. Предлог. Союз. Частица. 7. Язык до Киева доведет. 8. Ныряльщик. Разборки. Отвлеченный.   

4 команда

  1. Исправьте речевую ошибку, заменив слово: «За китайским кварталом следует новая жилищная часть европейского города».
  2. Запишите предложение буквами, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы:

[в'эс'  ф б'элой'  п'эн'э   с'идой'  и  с'ил'ный'  он  р'эзал  гору]

  1. Допишите слово, чтобы получился фразеологический оборот: а) …ужом; б) витать в …; в) буря в …
  2. Напишите одним словом: а) разряд местоимений «мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их»;

б) синоним к выделенному слову «Зимой в квартирах рано зажигают свет».

  1. Подберите к данным фразеологизмам синонимичные фразеологические обороты: а) бок о бок; б) одного поля ягоды.
  2. Напишите разряды прилагательных.
  3. Напишите русскую пословицу со значением «в беде сотня друзей весит очень мало».
  4. Замените иноязычные слова русскими синонимами: а) фатальный; б) библиофил; в) пиетет.

Эталон: 1. Жила. 2. Весь в белой пене, седой и сильный, он резал гору. 3. Извиваться. Облаках. Стакане. 4. Притяжательные. Огонь. 5. Плечом к плечу. Два сапога пара. 6. Качественные. Относительные. Притяжательные. 7. Истинные друзья познаются в беде. 8. Роковой. Книголюб. Уважение.

Игра со зрителями «Русские загадки»

Ведущий: «Русские фольклорные загадки очень образны. И отгадать их непросто. Если вам удастся найти отгадку, то вы можете смотреть на мир также, как наши предки.

  1. Собираются детки в золотую клетку (церковь, кошелек, молотьба).
  2. Мил полюбил, на дороге повалил (серп, ветер, сон).
  3. Черная гагара по полю скакала, золото собирала (гребень, коса для косьбы, кочерга).
  4. У ласточки в ящичке в синем плату денежка (Родина, луна, глаз).
  5. Летит птица попугай, села на земь раскидай. Раскинула перья на всякое зелье (листопад, радуга, весна).
  6. Барыня на дворе, а рукава в избе (корни дерева, солнечные лучи, невод).
  7. На гору идет, а под гору не идет (баран, огонь, беда).
  8. Черненькая собачка в горенку вступила, царя разбудила (туча, блоха, ключ и замок).
  9. Отец не родился, а сын уже в лес ходит (огонь и дым, ночь и вечер, гром и молния).
  10. Полно корыто огурцов намыто (изба и гости, книга и буквы, небо и звезды).

2 тур «Знатоки русской литературы»

Время на обдумывание и написание ответов 6 минут. По сигналу хронометриста ответы сдаются помощникам ведущего. За правильный ответ жюри присуждает 1 балл. Результаты заносятся в информационное табло

Вопросы для 1 команды:

  1. Какого писателя считают «классиком рубежа двух эпох»? (Горького; Куприна; Бунина; Андреева).
    2. В каком рассказе Бунина использована ситуация случайной встречи мужчины и женщины, полюбивших друг друга и расстающихся? («Господин из Сан-Франциско»; «Чистый понедельник»; «Солнечный удар»; «Легкое дыхание»).
    3. Определите, чья это поэтическая декларация: «Ищу я в этом мире сочетанья прекрасного и вечного» (Блока; Пастернака; Есенина; Бунина; Маяковского).
    4. Определите, кому принадлежат эти программные строки «Я в этом мир пришел, чтоб видеть Солнце и выси гор...»: (Бальмонт;   Анненский; Блок; Бунин;  Пастернак).
    5. Кто из писателей-дворян мог сказать о себе, что ни университетов, ни гимназий не заканчивал: (Блок; Бунин; Куприн; Горький; Есенин).
    6. Брюсов утверждал: «Любовь ведет нас к одному, но разными путями». К чему?
    (К счастью; разлуке; разочарованию; смерти; прозрению).
    7. Первый том блоковской лирики открывается циклом «Ante lucem».Что означает это название? (До света; до встречи; до мира;  до смерти; до любви).
    8. С кем была связана дружба-вражда Блока? (С Есененым; Белым; Горьким; Бальмонтом).
  2. К кому пришла ахматовская героиня: «Я пришла к поэту в гости». (К Гумилеву; Бунину, Блоку; Есенину).
    10. Какое произведение начинается и заканчивается картиной кладбища и описанием могильного креста? («Олеся»; «Антоновские яблоки»; «Легкое дыхание»; «Гранатовый браслет»; «Старуха Изергиль»).

Вопросы для 2 команды

  1. С каких поэтов для Ахматовой началась любовь к стихам? (Жуковского; Державина; Пушкина; Некрасова).
    2. Продолжите ахматовский афоризм: «Я научила женщин говорить…» (Вместо мудрости; одной песней; молчать заставить; великолепными цитатами).
  2. Какое стихотворение Бальмонта целиком состоит из слов с буквой «л», кроме одного слова («Ландыши», «Влага», «Солнце», «Дьявол»).
  3. К кому обращается Блок со словами: «Женщина, безумная гордячка! Мне понятен каждый ваш намек…» (А.Ахматовой, М.Цветаевой, З.Гиппиус, Е.Гуро).
  4. Какой цвет господствует в «Петербурге» А.Белого как символ хаоса, безумия, провокации? (Красный, желтый, зеленый, фиолетовый).
  5. «О, если бы я только мог, хотя, отчасти, я написал бы 8 строк…». О чем бы написал Б. Пастернак (о свойствах страсти, чести, совести, лести, горести)
  6. Какой детский возраст особенно любил Л.Толстой и посвятил ему книгу? («От двух до пяти», «От пяти до девяти», «От трех до семи»).
  7. Какой труд благословляет М.Цветаева: «Благословляю … труд» (духовный, ежедневный, любовный, беспрерывный).
  8. Как определяет тему своей трилогии А.Толстой – «это потерянная и … родина» (блаженная, возвращенная, проданная, громадная, чудная).
  9. В отрочестве Бунин мечтал стать «вторым… и …». Кем? (Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем, Ломоносовым, Державиным).

Вопросы для 3 команды:

  1. В каком рассказе Бунина, как у Достоевского, в центре убийца и проститутка, а действие происходит в Петербурге? («Архивное дело», «Петлистые уши», «Безумный художник», «Господин из Сан-Франциско», «Дело корнета Елагина»).
  2. Какое суждение о Твардовском высказывали его современники: поэт «ужаленный судьбой … России (христианской, воинской, крестьянской, бородинской, мученической).
  3. Что поют петухи у Есенина: «На дворе … стройную запевают петухи» (песню, милостыню, обедню, святыню).
  4. У Маяковского «Капитализм – навязчивое слово, куда изящней звучит …» (бей, злодей, соловей, церквей).
  5. Как озаглавил Каменский свой сборник «железобетонных поэм» - танго с …»? (коровой, красивой, бестолковой, судьбой, бабой).
  6. Восстановите прилагательное: «И серебряный месяц ярко над … веком стыл (злобным, несправедливым, нервным, величавым, серебряным, кровавым).
  7. «Я читаю стихи драконам, водопадам и облакам», «Я с бандитами жарю спирт». Чьи это признания? (Гумилева и Есенина; Блока и Есенина; Бунина и Есенина).
  8. Блок считал, что «только влюбленный имеет право на звание…». Какое? (чудака, дурака, казака, человека).
  9. Что цветет на дальнем берегу у Блока? (тучи, горечи, речи, очи, лучи).
  10. Каким термином можно определить произведения А.Кима, в которых повествование ведется то от первого, то от третьего лица разных персонажей (политический, полифонический, дипломатический, поэтический).

Вопросы для 4 команды:

  1. Продолжите афористическую фразу Е.Евтушенко: «Поэт в России…» («больше, чем поэт»).
  2. Какую фамилию и профессию дали Ильф и Петров подпольному миллионеру (Корейко Александр Иванович, счетовод; Евгений Васильевич Базаров, врач; Полиграф Полиграфович Шариков, начальник очистки, Филипп Филиппович Преображенский, хирург; Виктор Комаровский, адвокат).
  3. Какое название получил фильм по рассказу А.Толстого «Калиостро»? («Обыкновенное чудо», «Формула любви», «Убить Дракона», «Тот самый Мюнхгаузен»).
  4. Допишите слово в поэтической строчке И.Бунина: «Я не люблю, о Русь, твоей несмелой … нищеты» (пятидесятилетней, столетней, тысячелетней).
  5. Куприн верил, что «человека пришел в мир для безмерной свободы, творчества и … (борьбы, счастья, успеха, отдыха).
  6. Кто из великих считал, что поэт – это «вдохновение плюс воловий труд (Ахматова, Цветаева, Блок, Бунин, Пастернак, Брюсов).
  7. Кто из акмеистов носил литературную маску Леля и фавна (Гумилев, Анненский, Городецкий).
  8. Какой поэт обращался к небу: «Эй, вы! Небо! Снимите шляпу! Я иду! (Гумилев, Блок, Бунин, Есенин, Маяковский, Мандельштам).
  9. Какой птице уподобляла себя М.Цветаева в молодости: «Я … твоя – Психея»? (гага, ласточка, выпь, кукушка).
  10. Кого цитирует М.Зощенко: «И под каждым ей листком был готов и стол, и дом» (Крылов «Стрекоза и муравей», Крылов «Лев и мышь», Михалков «Муха и пчела»).

Конкурс капитанов «Поэтический салон»

Капитанам предстоит построить фразы по заданному началу» за 5 минут (0-3 балла):

1 команда

«Апрельский дождь прошел впервые» («Апрель вдруг начался вчера, апрельские дожди лихие пусть радуют людей всегда»).

2 команда

«О ней поют поэты всех веков…» («Жизнь? Конечно же, любовь»)

3 команда

«В мире есть одно действительное чудо…» («Это чудо под названием любовь. В любви бывает хорошо и худо. Из-за любви недаром слезы льют»).

4 команда

«Цените слух, цените зренье («Любите мир, в котором мы живем. Нас окружают прекрасные творенья. В природе, слове, сцене и в кино»).

Пока жюри заполняет информационное табло, подсчитывает баллы ведущий проводит игру со зрителями.

Игра со зрителями

  1. Кто первым увидел комедию Грибоедова «Горе от ума»? (Державин, Крылов, Пушкин, Лермонтов).
  2. Правда ли, что стихотворение «У лукоморья дуб зеленый» в поэме «Руслан и Людмила» появилось спустя 8 лет? (да/нет).
  3. В «Евгении Онегине» встречается фраза: «В окно смотрел и мух давил». Какие? (убивать мух; речь идет о человеке, который любит выпить).
  4. Какое произведение Пушкина на русском языке имело успех в Европе? («Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Руслан и Людмила», «Повести Белкина», «Борис Годунов», «Дубровский»).
  5. Прототипом какой героини стала старшая дочь Пушкина – М.Гартунг (Анна Каренина, Соня Мармеладова, Наталья Ростова, Анна Сергеевна Одинцова, Настасья Филипповна).
  6. Кто подсказал Гоголю идею пьесы «Ревизор»? (Аксаков, Вяземский, Жуковский, Пушкин).
  7. Назовите настоящее имя Корнея Чуковского (Николай Иванович Корнейчуков, Александр Корнев).
  8. Продолжите фразу Пушкина, ставшую крылатой: «А счастье было…» («так возможно, так близко»).
  9. Какой писатель задается вопросом: «И какой же русский не любит быстрой езды?» (Чехов, Гоголь, Тургенев).
  10. Кому из русских писателей снились вещие сны? (Вяземскому, Гоголю, Пушкину).

Лабораторий презентаций

Участники выступают с презентациями на свободные темы: «Моя профессия», «Писатель-юбиляр», «Книга-юбиляр», Деньги в русской литературе», «Происхождение фамилии», «Советую почитать», «Все герои интересные, если разобраться».

Подведение итогов. Выигрывает команда, набравшая наиболее количество баллов. Награждение команд и самых активных участников-зрителей.

 

 

Список использованной литературы:

  1. Корман Б.О. Теория литературы. Избранные труды. – Ижевск, 2006.
  2. 3. Винокур Г.О. Введение в изучение филологических наук. – М, 2000.

 

Источник: 

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе «По следам непростых простых истин словесности»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*