Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Педагогический диалог в различных ситуациях урока

11.05.2017 4385 7086
Колотилина Людмила Анатольевна
Колотилина Людмила Анатольевна, преподаватель

Михайловский экономический колледж-интернат

Педагогический коллектив нашего учебного заведения готовит специалистов разного профиля, для трудовой деятельности в различных сферах народного хозяйства. Особенностью нашей деятельности является то, что  контингент студентов - это люди с ограниченными физическими возможностями. К ним нужен подход особенный и методы и приемы обучения индивидуальные.

Вашему вниманию предлагается один из таких методов  работы со студентами-инвалидами, который на наш взгляд является одним из эффективных.

В основе педагогической деятельности лежит коммуникативная деятельность, которая осуществляется только в форме речевых жанров, обычно в форме диалога или монолога. При этом диалог рассматривается как сложное, многоаспектное динамическое явление, которое можно представить в широком и узком понимании.

В широком понимании диалог - это конкретное воплощение языка, сфера проявления речевой деятельности человека, сама форма существования языка, наконец, форма речевого общения.

Узкое понимание диалога связывается с непосредственным речевым общением двух или более лиц в конкретной ситуации жизнедеятельности.

Диалог представляет собой речевое произведение, которое складывается из отдельных высказываний его участников, так что каждое высказывание является этапом на пути к достижению конечной цели, а потому обретает свое место в развертывании смыслового целого.

Педагогический диалог целесообразно рассматривать как модель, отражающую специфические условия и цели общения преподавателя и учащихся на уроке, как жанр педагогического общения.

Для организации успешного учебно-педагогического диалога необходимо создать обстановку, в которой протекает общение.

Обстановка общения на уроке всегда публична, осуществляется по коммуникативной формуле «один» (преподаватель - ведущий партнер диалога ) - много (учащиеся). Обстановка на уроке предопределяет фактор публичности речи, что оказывает влияние на развитие темы и на речевое поведение участников диалога.

Преподаватель в ситуации учебно-речевого диалога должен учитывать: насколько студенты осведомлены в ситуации, обладают ли специальными учебными знаниями по теме общения, каковы их мнения по обсуждаемой проблеме, убеждения и предубеждения, симпатии и антипатии.

Речь преподавателя рассчитана на коллективного адресата, поэтому она массово-адресованная. При учебно-научном общении коммуниканты не равны по своему положению, по уровню образования.

В профессионально- педагогическом диалоге для преподавателя важно правильно выстраивать свое речевое поведение, оно позволяет раскрыть преподавателю свои личные качества (умение создать на уроке творческую обстановку, стремление к установлению со студентами гуманных взаимоотношений, открытость в общении, установление стиля увлеченности совместной творческой деятельностью на уроке и атмосферы эмоционального благополучия в студенческом коллективе).

В зависимости от целей, которые ставят перед собой вступающие в речевое общение, выделяются различные типы диалогических построений. Вступая в диалог, собеседники ставят перед собой следующие цели: обсудить что-либо, убедить в чем-то, проинформировать о чем-либо, возразить по поводу чего- то, запросить информацию, потребовать уточнить ее, выразить одобрение или несогласие.

Коммуникативные цели обусловили появление следующих функциональных типов диалога: диалога- сообщения информации, диалога-запроса (получения) информации, диалога- побуждения, диалога-расспроса.

Обучение представляет собой сложный, многогранный процесс, в основе которого лежат два вида деятельности: деятельность преподавателя и деятельность учащихся. Названные виды деятельности не выступают в изолированном друг от друга виде, они теснейшим образом взаимосвязаны. Урок состоит из этапов, каждый из которых предназначен для реализации поставленных целей. Одним из важнейших в структуре урока считается этап объяснения нового материала. Диалог в ситуации объяснения используется в качестве средства развития мышления и коммуникативно-речевых умений студентов.

Педагогический диалог на этапе объяснения нового учебного материала представляет собой текст, отражающий процесс речевого общения преподавателя и студентов на уроке.

На этапе объяснения нового учебного материала решается не только общедидактическая задача обучения, но и частная, конкретная задача знакомства учащихся с новым явлением, фактом и т.д.

Применение поисковых методов обучения позволяет преподавателю организовать на этапе объяснения нового материала учебно-педагогический диалог, который можно рассматривать как профессионально значимый речевой жанр.

Основными текстовыми признаками педагогического диалога следует назвать информативность, тематическое единство, структурно-смысловую целостность, завершенность, связность, стилистическое единство, интонационное единство.

В объяснительном учебно-педагогическом диалоге можно выделить три структурно-смысловые части: зачин, средняя часть, концовка.

Зачин чаще всего включает вступительное слово преподавателя, специальные задания, направленные на установление связей с ранее изученным, а также формулировку проблемы, требующей разрешения.

Средняя часть является наиболее объемной и содержательной, включает в себя сам ход, процесс разрешения проблемы.

Заключительный этап диалога - это разрешение проблемы и обобщение, подведение итогов.

Преподаватель в диалоге - коммуникативный лидер. Он направляет развитие диалога, помогает отличить одно диалогическое единство от другого.

Специфической особенностью педагогического диалога на этапе объяснения является наличие в его структуре развернутых монологических реплик преподавателя. В репликах фиксируется переход от одной подтемы урока к другой, кратко формулируется проблема, внимание студентов концентрируется на том, что поможет разрешить проблему.

Завершающая часть учебно-педагогического диалога  на этапе объяснения нового материала, как правило, по своему содержанию совпадает с названием, заголовком текста (темой урока).

Педагогический диалог в ситуации объяснения нового материала характеризуется интонационным единством. В процессе речевого общения преподавателя и студентов возможно употребление различной интонации. Выразительность речи преподавателя проявляется в умении замедлять темп речи, выделять голосом наиболее значимые слова, проявлять «заинтересованность, стремление удивить и вызвать любопытство». Заинтересованный тон общения порождает интерес студентов к учебному предмету.

Педагогический диалог в ситуации фронтального опроса помогает решить задачу проверки знаний, умений и навыков учащихся. Фронтальный опрос можно рассматривать как учебно-речевую ситуацию общения, имеющую смысловые компоненты:

  • постановка задачи и определение темы опроса;
  • запрос информации;
  • сообщение информации;
  • оценка полученной информации;
  • подведение итога работы.

Преподаватель руководит процессом совместного решения задачи урока, руководит учебным педагогическим диалогом в ситуации фронтального опроса студентов. Он выступает ведущим партнером, начинает общение, развивает его, управляет им и завершает, подводя итог.

Диалог в ситуации фронтального опроса может содержать развернутые реплики, позволяющие преподавателю связать ответы студентов в единое высказывание.

Примеры развернутых реплик:

  • сообщение-вопрос-побуждение (Мы закончили изучение темы, поэтому сегодняшний урок начнем с повторения);
  • побуждение- вопрос (Слушаем внимательно: вопрос всем.);
  • оценка-вопрос-побуждение (Хорошо. Каких русских философов вы знаете?);
  • оценка-побуждение (Правильно. Итак, подведем итог…);
  • оценка-сообщение-оценка (Верно. Итак, мы с вами повторили тему. На вопросы вы ответили правильно. Я вами довольна.).

В речи студента развернутая реплика включает в себя сообщение запрашиваемой информации – пример – объяснение примера или сообщение- пример в зависимости от поставленного вопроса.

Для студента важно не только воспроизвести правило или определение, но и привести пример и объяснить его. Важно, чтобы студенты сами, без напоминания преподавателя, приводили и объясняли примеры.

Появление развернутых реплик в речи преподавателя в ситуации фронтального опроса обусловлено сложностью задачи проверки знаний, умений и навыков студентов и данной ситуации. Преподаватель в этой ситуации синтезирует свой педагогический опыт и коммуникативные умения: поставить вопрос перед студентами, настроить их на общение, сообщить задачу опроса, его тему, обратиться к студенту, побудить его к ответу, привлечь внимание группы, оценить полученный ответ, обобщить сказанное по теме опроса, дать общую оценку работы студентов.

Еще Л.В. Щерба отмечал, что «язык живет и изменяется главным образом в диалоге», поэтому так важны для педагогов умения и навыки ведения диалога в различных ситуациях урока.

 

Оригинал работы:

Педагогический диалог в различных ситуациях урока




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*