Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПедагогический коллектив нашего учебного заведения готовит специалистов разного профиля, для трудовой деятельности в различных сферах народного хозяйства. Особенностью нашей деятельности является то, что контингент студентов - это люди с ограниченными физическими возможностями. К ним нужен подход особенный и методы и приемы обучения индивидуальные.
Вашему вниманию предлагается один из таких методов работы со студентами-инвалидами, который на наш взгляд является одним из эффективных.
В основе педагогической деятельности лежит коммуникативная деятельность, которая осуществляется только в форме речевых жанров, обычно в форме диалога или монолога. При этом диалог рассматривается как сложное, многоаспектное динамическое явление, которое можно представить в широком и узком понимании.
В широком понимании диалог - это конкретное воплощение языка, сфера проявления речевой деятельности человека, сама форма существования языка, наконец, форма речевого общения.
Узкое понимание диалога связывается с непосредственным речевым общением двух или более лиц в конкретной ситуации жизнедеятельности.
Диалог представляет собой речевое произведение, которое складывается из отдельных высказываний его участников, так что каждое высказывание является этапом на пути к достижению конечной цели, а потому обретает свое место в развертывании смыслового целого.
Педагогический диалог целесообразно рассматривать как модель, отражающую специфические условия и цели общения преподавателя и учащихся на уроке, как жанр педагогического общения.
Для организации успешного учебно-педагогического диалога необходимо создать обстановку, в которой протекает общение.
Обстановка общения на уроке всегда публична, осуществляется по коммуникативной формуле «один» (преподаватель - ведущий партнер диалога ) - много (учащиеся). Обстановка на уроке предопределяет фактор публичности речи, что оказывает влияние на развитие темы и на речевое поведение участников диалога.
Преподаватель в ситуации учебно-речевого диалога должен учитывать: насколько студенты осведомлены в ситуации, обладают ли специальными учебными знаниями по теме общения, каковы их мнения по обсуждаемой проблеме, убеждения и предубеждения, симпатии и антипатии.
Речь преподавателя рассчитана на коллективного адресата, поэтому она массово-адресованная. При учебно-научном общении коммуниканты не равны по своему положению, по уровню образования.
В профессионально- педагогическом диалоге для преподавателя важно правильно выстраивать свое речевое поведение, оно позволяет раскрыть преподавателю свои личные качества (умение создать на уроке творческую обстановку, стремление к установлению со студентами гуманных взаимоотношений, открытость в общении, установление стиля увлеченности совместной творческой деятельностью на уроке и атмосферы эмоционального благополучия в студенческом коллективе).
В зависимости от целей, которые ставят перед собой вступающие в речевое общение, выделяются различные типы диалогических построений. Вступая в диалог, собеседники ставят перед собой следующие цели: обсудить что-либо, убедить в чем-то, проинформировать о чем-либо, возразить по поводу чего- то, запросить информацию, потребовать уточнить ее, выразить одобрение или несогласие.
Коммуникативные цели обусловили появление следующих функциональных типов диалога: диалога- сообщения информации, диалога-запроса (получения) информации, диалога- побуждения, диалога-расспроса.
Обучение представляет собой сложный, многогранный процесс, в основе которого лежат два вида деятельности: деятельность преподавателя и деятельность учащихся. Названные виды деятельности не выступают в изолированном друг от друга виде, они теснейшим образом взаимосвязаны. Урок состоит из этапов, каждый из которых предназначен для реализации поставленных целей. Одним из важнейших в структуре урока считается этап объяснения нового материала. Диалог в ситуации объяснения используется в качестве средства развития мышления и коммуникативно-речевых умений студентов.
Педагогический диалог на этапе объяснения нового учебного материала представляет собой текст, отражающий процесс речевого общения преподавателя и студентов на уроке.
На этапе объяснения нового учебного материала решается не только общедидактическая задача обучения, но и частная, конкретная задача знакомства учащихся с новым явлением, фактом и т.д.
Применение поисковых методов обучения позволяет преподавателю организовать на этапе объяснения нового материала учебно-педагогический диалог, который можно рассматривать как профессионально значимый речевой жанр.
Основными текстовыми признаками педагогического диалога следует назвать информативность, тематическое единство, структурно-смысловую целостность, завершенность, связность, стилистическое единство, интонационное единство.
В объяснительном учебно-педагогическом диалоге можно выделить три структурно-смысловые части: зачин, средняя часть, концовка.
Зачин чаще всего включает вступительное слово преподавателя, специальные задания, направленные на установление связей с ранее изученным, а также формулировку проблемы, требующей разрешения.
Средняя часть является наиболее объемной и содержательной, включает в себя сам ход, процесс разрешения проблемы.
Заключительный этап диалога - это разрешение проблемы и обобщение, подведение итогов.
Преподаватель в диалоге - коммуникативный лидер. Он направляет развитие диалога, помогает отличить одно диалогическое единство от другого.
Специфической особенностью педагогического диалога на этапе объяснения является наличие в его структуре развернутых монологических реплик преподавателя. В репликах фиксируется переход от одной подтемы урока к другой, кратко формулируется проблема, внимание студентов концентрируется на том, что поможет разрешить проблему.
Завершающая часть учебно-педагогического диалога на этапе объяснения нового материала, как правило, по своему содержанию совпадает с названием, заголовком текста (темой урока).
Педагогический диалог в ситуации объяснения нового материала характеризуется интонационным единством. В процессе речевого общения преподавателя и студентов возможно употребление различной интонации. Выразительность речи преподавателя проявляется в умении замедлять темп речи, выделять голосом наиболее значимые слова, проявлять «заинтересованность, стремление удивить и вызвать любопытство». Заинтересованный тон общения порождает интерес студентов к учебному предмету.
Педагогический диалог в ситуации фронтального опроса помогает решить задачу проверки знаний, умений и навыков учащихся. Фронтальный опрос можно рассматривать как учебно-речевую ситуацию общения, имеющую смысловые компоненты:
Преподаватель руководит процессом совместного решения задачи урока, руководит учебным педагогическим диалогом в ситуации фронтального опроса студентов. Он выступает ведущим партнером, начинает общение, развивает его, управляет им и завершает, подводя итог.
Диалог в ситуации фронтального опроса может содержать развернутые реплики, позволяющие преподавателю связать ответы студентов в единое высказывание.
Примеры развернутых реплик:
В речи студента развернутая реплика включает в себя сообщение запрашиваемой информации – пример – объяснение примера или сообщение- пример в зависимости от поставленного вопроса.
Для студента важно не только воспроизвести правило или определение, но и привести пример и объяснить его. Важно, чтобы студенты сами, без напоминания преподавателя, приводили и объясняли примеры.
Появление развернутых реплик в речи преподавателя в ситуации фронтального опроса обусловлено сложностью задачи проверки знаний, умений и навыков студентов и данной ситуации. Преподаватель в этой ситуации синтезирует свой педагогический опыт и коммуникативные умения: поставить вопрос перед студентами, настроить их на общение, сообщить задачу опроса, его тему, обратиться к студенту, побудить его к ответу, привлечь внимание группы, оценить полученный ответ, обобщить сказанное по теме опроса, дать общую оценку работы студентов.
Еще Л.В. Щерба отмечал, что «язык живет и изменяется главным образом в диалоге», поэтому так важны для педагогов умения и навыки ведения диалога в различных ситуациях урока.
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.