Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Выбор форм и методов организации самостоятельной работы на учебной дисциплине «Психология»

02.05.2017 866 1514
Андреева Оксана Юрьевна
Андреева Оксана Юрьевна, преподаватель

Канский медицинский техникум

Велика роль самостоятельной работы в повышении качества учебного процесса.

Самостоятельная работа студентов (далее СРС) – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию преподавателя.

Известно, что знание, которое приобретается в процессе самостоятельной деятельности, усваивается значительно лучше, чем то, которое сообщается преподавателем как готовое.

При планировании СРС следует определить, с какой целью выполняется самостоятельная работа.

Цели СРС:

  • закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний и практических умений, полученных во время аудиторных занятий;
  • самостоятельное овладение учебным материалом;
  • формирование умений использовать справочную документацию и специальную литературу;
  • развитие познавательных способностей и активности, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
  • развитие исследовательских умений.

Необходимо отметить, что в учебном процессе выделяют два вида СРС:

  • аудиторная;
  • внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа выполняется под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Самостоятельная работа требует совершенствования методов и форм организации труда студентов, правильного определения объема и вида самостоятельных знаний, форм их контроля. Эффективность СРС зависит от условий организации, мотивации к ее выполнению, содержания заданий, формы выполнения.

Для эффективности СРС необходимо выполнить ряд условий:

  1. Правильное сочетание объемов аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы.
  2. Методически правильная организация работы студента в аудитории и вне ее.
  3. Обеспечение студента необходимыми методическими материалами с целью превращения самостоятельной работы в процесс творческий.
  4. Контроль за организацией и ходом самостоятельной работы и определение мер поощрения студента за ее качественное выполнение.

Условия, обеспечивающие успешное выполнение СРС:

  1. Мотивированность учебного задания (для чего, чему способствует).
  2. Постановка познавательных задач.
  3. Алгоритм выполнения работы, знание студентом способов ее выполнения.
  4. Четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления.
  5. Определение видов консультационной помощи.
  6. Критерии оценки, отчетности и т.д.
  7. Виды и формы контроля.

Психологические условия успешности СРС - это формирование устойчивого интереса к избранной профессии и методам овладения ее особенностями, которые зависят от следующих параметров:

  • взаимоотношения между преподавателями и студентами в образовательном процессе;
  • уровень сложности заданий для самостоятельной работы;
  • включенность студентов в формируемую деятельность будущей профессии.

Передо мною, как преподавателя стояла задача - правильно организовать самостоятельную работу студентов. Организация включает, прежде всего, методическое обеспечение в виде четких заданий на самоподготовку с конкретными способами их выполнения. С этой целью мною был создан сборник самостоятельной работы студентов для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Психология».

Аудиторную самостоятельную деятельность студентов я реализую через следующие формы:

  • решение ситуационных задач;
  • исследование познавательных процессов, эмоционального состояния, индивидуально-психологических особенностей личности по методикам психологической диагностики, интерпретация и анализ полученных результатов познание самого себя с помощью диагностических методик и составление своего психологического портрета).

Решение ситуационных задач способствует формированию умений оценить ситуацию, на основе ее принять решение, выполнить адекватные профессиональные действия и осуществить последующий самоконтроль. Такие задания ориентируют студентов на осознание требований профессии медицинского работника, личных особенностей специалиста.

Исследование по методикам психологической диагностики стимулирует познавательный интерес, что способствует пониманию и усвоению материала, активизирует мыслительный процесс: развивает внимание, память, логическое мышление, а также происходит формирование навыков самообразования, развитие уверенности в себе, самокритичности.

Для развития учебно-познавательной активности студентов я использую разнообразные формы внеаудиторной работы:

  • систематическая проработка конспектов занятий;
  • работа с литературой в библиотеке техникума, работа в сети Интернет;
  • подготовка к контрольному опросу, тестовым заданиям;
  • подготовка реферативных сообщений;
  • составление кроссвордов, презентаций;
  • составление памяток, буклетов.

При выполнении таких форм внеаудиторной самостоятельной работы студенты осуществляют поиск, отбор и обработку информации. Подготовка реферата, составление тематических кроссвордов, буклетов, памяток способствуют углублению знаний по дисциплине, закреплению изученного материала, а создание компьютерных презентаций требует от них навыков использования информационных технологий.

Моя задача - предоставить каждому студенту возможность выбора своей темы, своего задания.

Также студенты, под моим руководством, ведут и учебно-исследовательскую работу, которая невозможна без самостоятельной работы. Итоги этой работы ежегодно представляются на студенческих учебно-практических конференциях различного уровня.

Таким образом, СРС – важное звено в подготовке будущего медицинского работника. Это первые шаги в становлении самостоятельности, без которой не может состояться квалифицированный специалист. Самостоятельность вырабатывается в течение всего обучения в техникуме, и на ее формирование нужно обратить самое серьезное внимание при подготовке студента.

 

Список литературы

  1. Боенко Н. А. Особенности организации самостоятельной работы студентов в образовательном учреждении СПО [Текст] / Н. А. Боенко // Среднее профессиональное образование. – 2011. – № 1.
  2. Виноградова Н.А., Борикова Л.В. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  3. Пастухова И.П. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб.-метод.пособие для студ. средн. проф. учеб. заведений / И.П.Пастухова, Н.В.Тарасова: - М.: Издательский центр «Академия», 2012.

 

Оригинал работы:

Выбор форм и методов организации самостоятельной работы на учебной дисциплине «Психология»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*