Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование рефлексивной культуры студентов в процессе организации текстовой деятельности на уроках русского языка и литературы

24.04.2017 761 1371
Котыш Елена Петровна
Котыш Елена Петровна, преподаватель

Новосибирский автотранспортный колледж

Дальнейшее совершенствование системы обучения в средних профессиональных учебных заведениях связывают с поиском путей формирования у студентов способности быстро ориентироваться в мощном потоке информации, адаптироваться к динамичной структуре современного производства, творчески применять полученные знания. Обратим внимание на тот факт, что единственное качество знаний – осознанность, обуславливает каждое из интегративных качеств: системность, действенность, прочность.

Осознанность граничит с такой категорией, как понимание. Долгое время господствовала модель образования, основанная на отождествлении мышления с навыком, понимания, с многознанием. Знать и понимать – это не одно и то же. Важно через знание развивать мышление до стадии понимания. По замечанию В.А. Тестова: «Можно загрузить мозг полезной информацией, но ослабить вместе с тем ресурсы осознания, рефлексии, творчества».

В качестве основных элементов рефлексивной культуры выделяют: осознание студентом целей учебной деятельности, меру активности и ответственности в своей деятельности, желание самосовершенствоваться, оценивать ситуацию и предпринимать действия, чтобы стало лучше, реализовывать цели, задачи, схемы намеченной деятельности, выбирать способы решения учебной задачи, осознавать уровень собственной деятельности, действовать в любых ситуациях эффективнее, достигать хороших результатов обученности.

Формирование рефлексивной культуры на уроках русского языка и литературы предполагает развитие следующих умений и навыков:

-правильно использовать единицы языка в разных речевых ситуациях;

-совершенствовать способности саморазвития в речевом взаимодействии;

-осуществлять поиск и систематизацию информации;

-писать сочинения разных стилей и жанров;

-проявлять уважение к культурным ценностям.

На уроках русского языка и литературы ведущим механизмом вырабатывания рефлексивной культуры является обращение к развивающему потенциалу текстовой деятельности. В филологии рефлексия представляет собой важнейший элемент интерпретации текста: интерпретация – рефлексия над пониманием семантики текста. Работа с текстом способствует обогащению личностного опыта студента предметными знаниями, позволяет выработать отношения к ценностям, активизирует механизмы наблюдения, критической оценки, стимулирует понимания и осмысление.

Задания и упражнения, которые могут быть использованы в рефлексивной учебной деятельности при работе с текстом должны быть нацелены на совершенствование универсальных учебных умений анализа информации, выделение главного; сравнения, обобщение информации, изложения своих мыслей, аргументов:

  • задания на отыскание и исправление ошибок (орфографических, пунктуационных, фонетических, лексических, морфологических, синтаксических, стилистических) в предлагаемом тексте, с использованием словарей (например, Большого энциклопедического словаря, энциклопедий портала «Кирилл и Мефодий, Толковых словарей онлайн и др.). «Проанализировать молодежные интернет-сообщества и найти тексты с орфографией «как слышу, так и пишу»: «пака» (пока), «букф» (букв), «харашо» (хорошо), «улыбацца» (улыбаться); «ватэтада» (вместо «вот это да»), «чесслово» (вместо «честное слово»; «на основе «Яндекс» составить словарик «Хит-парад орфографических ошибок, обнаруженных в запросах пользователей», «найти в художественных текстах «странные, неожиданные с точки зрения логики речевые построения»);
  • задания по переработке содержания языка первоисточника в целях формирования вторичного текста и введения новых элементов («сохраните в тексте общие суждения», «удалите из текста дополнительную информацию», «оформите информацию в виде сокращенного текста»);
  • задания на систематизацию первоисточников:

-написание аннотаций по плану: о чем говорится в первоисточнике, область знания первоисточника, темы, проблемы, изложение своей точки зрения на актуальность материала, определение круга читателей, которых может заинтересовать материал;

-составление информативного реферата (реферат-конспект) к тексту по плану: предмет и цель реферируемого источника, перечень основных проблем первоисточника, их аргументация, основные результаты и выводы, имеющие теоретическую и практическую ценность;

-составление индикативного реферата (реферат-резюме) к тексту по плану: указание основных моментов содержания первоисточника, ключевые слова и словосочетания, ответ в вопрос: нужно ли обращаться к первоисточнику или нет;

-составление обзорного реферата (освещение темы на основе множества текстов) по плану: представление разных точек зрения на проблему в сжатой и обобщенной форме, оценка и мнение автора реферата;

  • анализ сообщений в социальных сетях (определение стиля речи, определение порядка слов, наличие отсутствие членов предложений, использование усечений и других сокращений, нахождений высокой, например, «Этической лексики» может быть представлена словами «дружба», «поддержка», «добро», «сердце», «трудолюбие», «душа», «память», сниженной и разговорной лексики, междометий, символов и знаковых аналогий, нахождение смешения русского и английского языка);
  • нахождение в публицистических текстах трансформированных цитат, аллюзий, реминисценций, афоризмов («Внимание: всем послам; «Спокойной ночи, барыши», «Утомленные отсутствием солнца», «Актер двойником красен», «Сделай паузу – не ешь чипсы», «О русском языке замолвите слово», «Око за око, и мир ослепнет»);
  • задания на определение основной задачи текста («рассказать о…», «убедить в том, что…», «задуматься над…», «подобрать цитатный материал, подтверждающий авторскую позицию», составить цепочку слов, связанных друг с другом по смыслу, «словесных гнезд»);
  • задания, свидетельствующие о полном понимании текста (ориентирование студентов в содержании, нахождение требуемой информации, определение проблемы, темы, авторской позиции; нахождение деталей текста, постановки вопросов к тексту в процессе чтения и осмысления содержания, написание оценки на содержание и форму текста. Например, «самые важные особенности каждого человека, его мышления, его характера разворачиваются в тексте: провести наблюдение, как герой сравнивает вещи и понятия, какой смысл придает словам, как прячется в словах, что недоговаривает»).

Так, при изучении повести Гоголя «Шинель» обращаем внимание на возможные имена для Акакия Акакиевича: Мокий («насмешник»), Хоздаззат («дар от Бога»), Трофилий («символ удачи и счастья»), Варахисий («благословенный Иисусом»), Вахтисий («счастливый). У героя могла быть совсем другая судьба! Гоголь же дает своему герою кроткое имя -  Акакий («не делающий зла»); такой герой, чтобы ни случилось, и мухи не обидит;

  • задания на понимание структуры текста, выявление причинно-следственных связей (деление текста на части, маркирование в тексте интересных, неожиданных мыслей: «строки, написанные для меня», «мои читательские открытия», нахождение фрагментов текста об основной теме, мысли, авторской позиции);
  • задания, формирующие умение подбирать аргументы («подберите доказательства к тезису…», «установите верное доказательство…», «составьте связный текст в научном стиле, пользуясь словосочетаниями…», «определите сильные и слабые аргументы» аналитических текстов из Интернета);
  • художественное моделирование, создание ассоциативного рисунка (речевого впечатления) на произведение, эпизод, на конкретного литературного героя (прогнозирование информации, выстраивание ассоциативного плана, восстановление пропусков);
  • осознание проблемной ситуации в художественном тексте (например, что хотел сказать А.Солженицын повестью «Матренин двор», почему автор не сохранил первоначальное название «Не стоит земля без праведников»?);
  • написание стихотворения на заданную тему. Примеры созданных студентами авторских стихотворных текстов. Григорьева Светлана: «Что такое «война»? Война - это ад. Губит весь мир она, Как будто бы яд. Льют матери слезы. Их души болят. Не увидят родных Любимых ребят. Дети в могилах, Тела их обмякли: Были на войнах, И силы иссякли. Но ведь боль не решит Раздоров, споров. Смыть никто не спешит Алых узоров. Похоронка идет В дом, вместо письма, И девчонка поймет: Нет больше отца. Вдовою солдата Вдруг стала жена. Во всем том, конечно, Виновна война»;
  • анализ стихотворного текста (нахождения тематических групп, выражений бинарной оппозиции, выразительных средств (эпитетов, метафор…), подбор к ним синонимов, с целью определения изменения смысла, определение смысловых установок, эмоциональных состояний лирического героя);
  • написание эссе (построение коммуникативно-целесообразного высказывания на заданную тему). Отрывок из эссе Колпаковой Галины: «Я вот подумала: в чем счастье на земле? Почему говорят: не в деньгах счастье? А в народе так популярны приметы для привлечения денег...Все мы понимаем, что счастье никто не купит, но продолжаем желать себе и близким много денег. Конечно, счастье у каждого свое. Для одного быть счастливым, значит заработать сто миллионов долларов. Для другого быть счастливым, если за ужином собирается вся семья…. Люди стали заложниками денег. Мысль об их нехватке рождает приметы. Я и сама не раз ими пользовалась, проверяла, разбогатею или нет. Не разбогатела. Иногда просто диву даешься, что столетиями люди продолжают верить приметам, желая привлечь деньги для счастья. Я, может, никогда и не разбогатею, ни лучше ли не ждать богатого завтра, а наслаждаться сегодняшним днем?»;
  • создание слайдовой презентации на различные темы, например, по выбранной экранизации художественного фильма, художественной книге; сравнение мотивов, образов, художественных приемов, близких тем, сюжетов в произведениях разных писателей (рефлексивная работа предполагает изучение источников информации, выделение главного, отображение найденного материала и иллюстраций в презентации. Наличие аудио-, видео-, фотоматериалов, иллюстраций, источников информации обязательно);
  • участие в диалоге в рамках круглого стола на уроках русского языка и литературы (обсуждение статьи, книги, взглядов автора: «согласны ли вы…», «что привлекает…»). В ходе диалога участники обращаются к личностно значимым смыслам, благодаря чему происходит осознание учебного материала.

Развитая рефлексивная культура – это гарант глубины и прочности знаний, умений и навыков в различных областях деятельности, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность, осмыслять информацию, интерпретировать ее, порождать тексты во время коммуникативного взаимодействия, полноценно использовать личностные ресурсы.

 

Список использованной литературы:

  1. Залевская А.А. Проблемы понимания текста// Психолингвистические исследования. Слово. Текст: Избр. Труды. – М., 2005.
  2. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002.

 

Оригинал работы:

Формирование рефлексивной культуры студентов в процессе организации текстовой деятельности на уроках русского языка и литературы




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*