Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Междисциплинарное взаимодействие преподавателей циклов ОГСЭ и ОП, как основа формирования общих и профессиональных компетенций будущих специалистов

17.04.2017 653 1026
Логанова Татьяна Сергеевна
Логанова Татьяна Сергеевна, преподаватель

Михайловский экономический колледж-интернат

Вечно изобретать, пробовать,

совершенствовать и совершенствоваться -

вот единственный путь учительской жизни.

/К.Д.Ушинский/

 

Главные задачи современного образования - раскрытие способностей каждого обучающегося, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Обучение в колледже должно быть построено так, чтобы студенты могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Любая современная педагогическая технология это синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и современного педагогического опыта. В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны  бинарные   уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических технологий.

Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Обучающийся на уроке пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Студенты запоминают слабо, так как учеба не захватывает их.

Занимательность может быть задана неожиданной для обучающихся постановкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой урока. Специалисты считают, что если обучающийся сам ставит цель работы, в том числе и цель урока, то он сознательно возьмется за дело и доведет его до конца. Поэтому на уроке наш студент должен быть не только слушателем, но и, в первую очередь, быть исследователем, мыслителем. И как мы знаем,  традиционные уроки не полностью отвечают этим требованиям.

Именно поэтому, мы являемся приверженками проведения уроков нетрадиционных форм, а именно:

1.Урок - деловая игра.

2.Урок – конференция.

3.Интегрированный урок

4.Межпредметный урок

5.Межвозрастной урок

6.Урок – консультация

7.Урок – аукцион

8.Урок – зачет

9.Урок – семинарское занятие

10.Урок – практикум

11.Урок – смотр знаний

Список форм нетрадиционных уроков гораздо больше, здесь представлен только список тех уроков, которые на данный момент имеются в нашей методической копилке.

Но если обратиться к теме нашей сегодняшней ШПМ, то нам следует поговорить о нашем  междисциплинарном взаимодействии.

В своей педагогической деятельности наиболее часто мы практикуем бинарные уроки.

За период с 2012 года по настоящий момент Логановой Т.С. проводились бинарные уроки в паре с такими преподавателями как: Буянкина Е.С., Паденок И.Н., Говорова В.В., Марьин И.А., Чеснокова О.Н.

Бинарные уроки - это нестандартная форма обучения по реализации межпредметных связей, когда урок ведут два преподавателя. Обычно бинарные уроки проводятся на этапе творческого применения изученного материала, что способствует индивидуализации деятельности обучающихся и их мыслительных операций.

Бинарный урок   развивает у обучающихся навыки:

-самообразования, потому что подготовку к уроку обучающиеся частично могут  осуществлять самостоятельно и во внеурочное время;

-развивает аналитические способности и изобретательность;

-обладает огромным воспитательным потенциалом;

Цель бинарного урока – создать условия практического применения знаний, навыков и умений, формирование универсальных учебных действий. Развитие мотивов обучения – необходимый показатель сформированности внутренней позиции школьника.

Для подготовки бинарного урока необходима своя система.

Формы проведения бинарного урока:

урок-лекция;

урок-семинар;

урок-зачет;

урок-пресс-конференция;

урок-практическая работа;

урок-путешествие;

урок-исследование;

урок-заседание редколлегии;

урок творческий отчет;

урок-викторина;

урок-конкурс;

урок-проект;

урок на основе моделирования.  

Методы проведения бинарных уроков:

  • наглядной передачи и зрительного восприятия;
  • стимулирования и мотивации;
  • проблемно-поисковый;
  • исследовательский.

Приёмы обучения:

  • беседа;
  • дискуссия;
  • наблюдение;
  • демонстрация;
  • фронтальный, групповой или индивидуальный опрос;
  • практическая работа.

Хотелось бы немного рассказать о последнем проведенном бинарном уроке, который проходил в конце 1 семестра 2016 - 2017 учебного года.

Бинарный урок по учебным дисциплинам «История» и «Основы бухгалтерского учета» позволяет продемонстрировать возможности применения нетрадиционного вида урока для обучения студентов 1 курса. Форма бинарного урока позволяет показать связь между дисциплиной ОГСЭ и ОП, возможность интегрирования знаний из разных областей, служит средством повышения мотивации к изучению учебных дисциплин и профессиональных модулей, так как создает условия для практического применения знаний.

Тема урока: «Реформы Петра Великого. Бухгалтерский учет»

Первым этапом у нас было желание провести свой урок в такой необычной межпредметной связи. Учебной программой такой урок не предусмотрен. Нам было необходимо не только определить совместный интерес в объединении своих дисциплин, но и сохранить стандарты по предмету.

На следующем этапе было совместное обсуждение имеющегося материала, из которого вытекала цель проведения урока. У нас получился урок изучения новой темы и внедрения информации в большом объеме, повторения материала предыдущих уроков, обобщение и систематизации знаний, расширение понятий или подача приёмов и способов передачи познаний из одной предметной области в другую, контроля знаний.

Бинарная форма обучения по своей структуре и характеру существенно отличается от других видов обучения, от традиционных теоретических и производственных уроков, т.к. при ней обеспечивается не только целостная связь теории с практикой, но и объединяются темы опорных знаний, имеющий технологический характер.

Основу бинарного обучения составляет шаговая организация  познавательной и практической деятельности обучающихся.

В плане нашего урока мы отразили:

Тему; Цель; Задачи; Оснащение урока;

Определили, какие компетенции будут освоены студентами.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 3.

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

ОК 9.

Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности

ПК 1.1.

Обрабатывать первичные бухгалтерские документы

На 1 этапе урока  – преподаватель истории Чеснокова О.Н. провела актуализацию знаний со студентами. Затем стала объяснять новый материал, связанный с эпохой Петра I и его реформами в разных сферах общества. Студенты показали знание материала начала XVIII  века и его особенности. Трудности, с которыми столкнулись студенты, это представление эпохи, как единого целого.

На 2 этапе урока слово было представлено преподавателю бухгалтерского учета Логановой Т.С. Здесь студентам уже подробно было рассказано о становлении экономики и бухучета в России.

На 3 этапе урока студентам было предложено сравнить системы учета XVIII  и XXI веков. Определить отличительные черты и ознакомиться с документацией бухучета настоящего времени.

Чтобы урок был наиболее наглядным и интересным был введен исторический персонаж – «курьер XVIII века» который помогал зачитывать всевозможные Указы и иные документы того времени. Этот момент позволил разрядить обстановку и снять напряжение.

Этим необычным уроком студенты остались довольны, во время рефлексии каждый мог сказать несколько слов по этому поводу.

Таким образом, поставленные цели в начале урока были достигнуты.

Но хочется сказать, что при планировании бинарного урока у нас возникали такие трудности, как:

-длительная подготовка (поэтому невозможно проводить уроки такого плана часто);

-сложно урегулировать организационные моменты - подстроиться под учебное расписание;

-нет четкости в вопросе, по какому предмету выставлять оценку, полученную обучающимися на этом занятии. По этому вопросу мы пришли к консенсусу, и, конечно же, поставили отметки по УД «История», так как УД «Основы бухучета» в этой группе пока еще нет.

На бинарных уроках возможно использование педагогических технологий:

Технология сотрудничества - эта одна из технологий личностно ориентированного обучения, которая основана на принципах:

-взаимозависимость членов группы;

-личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;

-совместная учебно-познавательная деятельность в группе;

-общая оценка работы группы.

ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) – это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники, а также средств телекоммуникации.

Проблемное обучение – это обучение решению нестандартных задач, в ходе которого студенты усваивают новые знания и приобретают навыки и умения творческой деятельности.

Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию.

Дифференцированное обучение - организация учебно-воспитательного процесса с учетом типовых индивидуальных особенностей обучающихся.

Личностно-ориентированный подход в обучении - концентрация внимания педагога на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.

Все эти технологии хорошо прослеживались и на нашем бинарном уроке.

Так что же дает нам бинарное  обучение?

1.Повышение качества профессиональных знаний и формирование профессиональных умений, навыков.

Это объясняется тем, что процесс усвоения и формирования не имеют временного разрыва. Практические действия непосредственно вплетаются в мыслительную познавательную  деятельность и облегчают запоминание полученной информации. Кроме того, усвоение новых знаний как бы переходит несколько ступеней, каждая из которых является качественно новой и более высокой в отношении пройденных. Мыслительный процесс (запоминание) сменяется созерцанием наглядных средств, затем переход к предметам деятельности и практическим действиям. Знания становятся прочными, хорошо осознанными.

Существенной  особенностью  бинарного  обучения является то, что оно постоянно снижает напряжение мыслительной и практической деятельности учащихся (умственная и практическая деятельности рационально чередуются, и спада работоспособности не происходит).

2.Повышение познавательной и практической активности.

Активность  – сознательно проявляемая потребность  для достижения определенной цели.

Самостоятельность – способность без внешней помощи осуществлять определенные действия значительно лучше, так как уменьшается число принуждающих действий, увеличивается число случаев, когда обучающиеся «докапываются» до сущности изучаемого материала, осознают, что та информация, которая в данный момент им предложена, должна быть использована в практическом действии. Недостаточное усвоение материала приводит к затруднениям, которые в практическом действии сразу обнаруживаются.

Повышается готовность воспроизводить усвоенные знания, продемонстрировать способы и приемы деятельности. Такая готовность базируется на прочности знаний. Нескованное  оперирование терминами, понятиями, объяснение зависимостей, причин, правил и т.д.

При проверке знаний обучающиеся во время урока свободно объясняют пройденный материал, испытывают меньше затруднений, если они возникают, то обращаются к  практическим действиям и преодолевают трудности. Любая трудность осмысливается с двух позиций: с точки зрения того, что они знают и с точки зрения, что они умеют. Именно это и повышает самостоятельность.

3.Снижение числа  случаев механического  заучивания материалы.

Ясно, что при механическом заучивании, не разобравшись в сущности материала – самостоятельность в познавательном смысле низка. При  бинарном   уроке  – необходимость заучивания отпадает, теоретическое положение переносится в область практического действия, поэтому учебная информация становится доступной, понятной для обучающихся.

Таким образом, интеграция — необходимое условие современного учебного процесса, её возможная реализация в рамках колледжа это переход на новый уровень развития.

Но важно отметить тот факт, что злоупотребление интеграцией может привести к нежелательным результатам. Поэтому необходимо знать, что интеграция возможна только при ряде условий: родстве наук, соответствующих интегрируемым учебным предметам; совпадении или близости объекта изучения; наличии общих методов и теоретических концепций построения.

Использование  различных педагогических технологий во время нетрадиционного урока является эффективным средством в процессе обучения, позволяют решить помимо дидактических задач и психологические аспекты, а также способствуют формированию у обучающихся общих и профессиональных компетенций.

 

Оригинал работы:

Междисциплинарное взаимодействие преподавателей циклов ОГСЭ и ОП, как основа формирования общих и профессиональных компетенций будущих специалистов




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*