Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Внедрение ФГОС СПО по ТОП-50 в профессиональной образовательной организации

07.04.2017 4419 7894
Андрейченко Зинаида Михайловна
Андрейченко Зинаида Михайловна, зам. директора по НМР

Ставропольский региональный многопрофильный колледж

В российской образовательной политике начала XXI века закончился период преимущественного антикризисного приспособления организаций профессионального образования к новым социально-экономическим реалиям и наступил этап достаточно продуманного управления изменениями.

Базовое условие развития экономики – это высокоподготовленный и квалифицированный рабочий класс. Но именно система подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена претерпела в новейшей истории России наиболее кардинальные изменения. К ним следует отнести законодательное закрепление отказа от уровня «начального профессионального образования», введение понятий «профессиональное обучение и подготовка», передачу учреждений СПО на региональный уровень и их оптимизацию, серьезные меры, направленные на переориентацию данного уровня образования на запросы работодателей, формирование новой инфраструктуры и т.д.

Во исполнение подпункта 8 пункта 1 перечня поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 г. (от 5 декабря 2014 г. № Пр-2821) распоряжением Правительства Российской Федерации [1] утвержден комплекс мер по созданию условий для осуществления подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям в соответствии с лучшими зарубежными стандартами и передовыми технологиями к 2020 году в половине профессиональных образовательных организаций.

В рамках реализации указанного комплекса мер должны быть реализованы в 2016-2017 первоочередные мероприятия по обеспечению в субъектах Российской Федерации подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям (ТОП-50) в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями. 

Приказом  Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 831 от 2 ноября 2015 г. утвержден список  50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования (ТОП-50).

Приказ продолжает реализацию комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования. Одним из целевых показателей стала подготовка кадров по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям в соответствии лучшими зарубежными стандартами и передовыми технологиями к 2020 году в половине профессиональных образовательных организаций страны.

В настоящее время утверждены  новые ФГОС СПО по профессиям и специальностям ФГОС СПО по ТОП-50.

Согласно комплексу мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования  с 1 сентября 2017 году профессиональные образовательные организаций России должны начать подготовку по новым ФГОС СПО по ТОП 50. Поэтому перед образовательными организациями стоит важная задача внедрения ФГОС по ТОП – 50.

В ГБПОУ «Ставропольский региональный многопрофильный колледж» разработана Программа «Внедрение ФГОС СПО по наиболее востребованным  и перспективным  профессиям и специальностям в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями в профессиональной образовательной организации ГБПОУ« Ставропольский региональный многопрофильный колледж» (далее, Программа). Программа разработана в соответствии с целями реализации государственной образовательной политики Российской Федерации в области образования и является управленческим документом, определяющим перспективы и пути развития образовательного учреждения на среднесрочную перспективу.

В процессе разработки Программы нами проведен сравнительный анализ действующих ФГОС СПО и ФГОС СПО по ТОП -50, выявлены их особенности. ФГОС СПО по ТОП-50 – это новые стандарты, которые  приведены в соответствие с международными требованиями и профессиональными стандартами, в них повышена академическая свобода образовательных организаций в части формирования структуры и содержания образования, введены дополнительные требования к опыту практической деятельности педагогических работников, введен демонстрационный экзамен как часть государственной итоговой аттестации, введено новое понятие и состав компетенций, структура ФГОС приведена в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в РФ», появились ФГОС по укрупненной группе специальностей, увеличен срок обучения, введены обязательные дисциплины «Психология общения», «Иностранный язык в профессиональной деятельности» и др. особенности.

При разработки Программы нами проведен PEST-анализ и SWOT-АНАЛИЗ; определены сильные, слабые  стороны СРМК, возможности и угрозы, которые могут возникнуть при внедрении ФГОС СПО ТОП -50.

Сильные  стороны:

1.Принципиальное отличие от других образовательных организаций (создано региональное учебно-методическое объединение по направлению Машиностроение, действует Профильный ресурсный Центр, Центр прикладных квалификаций по направлению «Машиностроение, металлообработка, автотранспорт и электроэнергетика»).

2.Позитивный имидж в социуме.

3.Высокая квалификация персонала.

4.Использование площадей и ресурсов предприятия-партнера.

5.Спрос на данную специальность.

6.Востребованность выпускников колледжа.

Слабые стороны СРМК:

1.Ограниченные возможности бюджета на приобретение методического обеспечения.

2.Потеря преподавательского состава вследствие низкой оплаты труда.

3.Значительная доля персонала, достигшего пенсионного возраста.

4.Отсутствие нормативно-правовой базы, регламентирующей взаимодействие  профессиональных образовательных организаций и работодателей.

Возможности СРМК:

  1. Наличие ресурсов на своевременную подготовку педагогических кадров.
  2. Обновление учебной и учебно-методической литературы за счёт предприятий-партнеров.
  3. Сохранение контингента обучающихся за счет повышения качества профориентационной работы.
  4. Привлечение к преподаванию высококлассных специалистов-практиков.

Угрозы, которые могут возникнуть при внедрении ФГОС СПО ТОП -50:

  1. Незаинтересованность предприятий-партнеров в совместной реализации данного проекта.
  2. Понижение качества образовательного процесса за счет увеличения объема учебной нагрузки.
  3. Консервативный подход определенных преподавателей по отношению к изменению традиционной системы обучения.

Полученные данные позволили сделать вывод о том, что сильные стороны и возможности  колледжа превалируют над слабыми сторонами и угрозами, которые можно минимизировать на первой стадии реализации программы.

ЦЕЛЬ разработанной Программы: Внедрение ФГОС СПО по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями (далее - ФГОС СПО по ТОП-50)  в профессиональной образовательной организации ГБПОУ «Ставропольский региональный многопрофильный колледж».

Задачи программы:

  1. Создание  условий для  реализации образовательных  программ в соответствии с требованиями ФГОС СПО по ТОП-50.
  2. Апробация реализации образовательных программ в соответствии с ФГОС СПО по ТОП-50.
  3. Мониторинг внедрения и оценка качества подготовки кадров по ФГОС  СПО по ТОП-50.

4.Осуществление финансового обеспечения реализации ОПОП в соответствии  с ФГОС СПО по ТОП 50.

Нами определена модель реализации Программы «Внедрение ФГОС СПО по наиболее востребованным  и перспективным  профессиям и специальностям в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями в ГБПОУ «Ставропольский региональный многопрофильный  колледж.

 

Читать работу полностью (оригинал работы):

Внедрение ФГОС СПО по ТОП-50 в профессиональной образовательной организации




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*