Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаРаботая в Михайловском экономическом колледже-интернате, стараюсь дать обучающимся надежду на возможность активной трудовой деятельности. МЭКИ ведёт подготовку по трем специальностям: «Экономика и бухгалтерский учёт», Гостиничный сервис», «Программирование в компьютерных системах» из числа детей-инвалидов с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В условиях учебно-воспитательного процесса проблема дифференцированного подхода очень актуальна, так как состав обучаемых групп неоднороден и сложен ( различие в возрасте, разная степень базового уровня школьной подготовки), но и различные виды заболеваний, которые препятствуют обычному учебному процессу.
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности, преподаватель должен владеть знанием собственной дисциплины, методиками ее преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, обладать большой эрудицией.
Чтобы дать возможность студентам развивать свой ум, индивидуальные склонности, организую учебный процесс таким образом, чтобы обучение каждого было на уровне его возможностей и способностей, разделив при этом задания по степени сложности, взяв за основу стандарт образования нового поколения.
Ведущей идеей опыта является повышение эффективности преподавания экономических дисциплин, формирование глубоких и прочных знаний, устойчивого интереса к дисциплине через умелое сочетание индивидуальной и групповой форм работы, а также организацию контроля знаний на каждом этапе обучения, за каждым студентом, дифференциацию и индивидуализацию обучения, создание благоприятного микроклимата на уроке и во внеурочное время.
Обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения обучающегося, корректировать возникающие трудности и обеспечивать поддержку его способностей. Всегда стремлюсь создавать условия для личностно - ориентированного подхода в обучении студентов. Приучаю их к самостоятельному поиску необходимой и дополнительной информации к уроку, созданию презентаций. Многие презентации используются для проведения уроков. Создание презентаций позволяет расширять кругозор студентов, формирует навыки работы с компьютером, навыки отбора необходимого материала, его систематизации, знакомит студентов с разными взглядами на те или иные проблемы, что позволяет вырабатывать свой взгляд по данным вопросам, развивает научно-познавательные способности каждого студента. ненавязчиво вовлекает его в работу на уроке, знакомит с различными приемами получения знаний.
При объяснении нового материала создаю проблемные ситуации из реальной действительности, требую осознанности при ответах студентов, вовлекаю студентов в рецензирование ответов одногруппников. Считаю, что любой, даже самый незначительный фактор организации учебного процесса, имеет важное значение в обучении и достижении результативности в работе всех его участников.
Дифференцированный подход в обучении, на мой взгляд, является необходимым условием создания личностно-ориентированной системы обучения и развития студента.
Проявляю неустанное стремление совершенствовать урок, как основную форму организации учебно-воспитательного процесса, вношу в него элементы новых технологий, нахожу межпредметные и внутрипредметные связи экономики с другими специальными дисциплинами и профессиональными модулями, создаю на уроке доброжелательную психологическую атмосферу.
Педагогическими исследованиями установлено, что умственные задачи, не соответствующие возможностям обучающихся, не развивают интеллект, а наоборот, происходит срыв, заминка развития мыслительной деятельности. Только постепенный переход от известного к новому, только постепенное усложнение материала способствует развитию мышления. Возможности студентов в освоении знаний очень индивидуальны. Кто-то опережает, кто-то еле успевает, а кто-то совсем отстает. Стандарты нового поколения задают очень высокий темп студентам и здесь необходима помощь преподавателя.
Дифференцированный подход в обучении – это принцип посильности усвоения - каждый обучающийся продвигается своими темпами. Данный подход не сдерживает способных студентов и не развивает моральной ущербности отстающих.
Важнейшим видом дифференциации в обучении становится уровневая дифференциация. Её основная особенность состоит в дифференциации требований к знаниям и умениям обучающихся: первостепенно выделяется уровень обязательной подготовки, который задаёт нижнюю границу усвоения материала. Этот уровень доступен и посилен всем обучающимся. На его основе формируются повышенные уровни овладения учебным материалом Только в этом случае можно рассчитывать на познавательную активность обучающихся, на заинтересованность их в результатах своего труда. Ведь если цели известны и посильны и достижение поощряется, то для обучающегося нет ничего естественнее, как стремиться к их осуществлению. Поэтому открытость уровневой подготовки является механизмом формирования положительных мотивов учения, сознательного отношения к учебной работе.
Только в этом случае можно рассчитывать на познавательную активность обучающихся, на заинтересованность их в результатах своего труда. Ключевым моментом в организации учебного процесса является создание такой ситуации, при которой обучающиеся с разными способностями и подготовкой испытывают успех при изучении экономических дисциплин. С моей точки зрения качество учебно-воспитательного процесса включает в себя: уровень обученности студентов, прочность теоретических знаний и практических умений, сформированность познавательных интересов и личностных качеств
При организации учебного процесса решаю одну из первых задач – научить учиться. Развитие умений проверки и самоконтроля формирую через установку на результат, ориентацию на теоретические знания, повторение, самооценку, применение критериев оценки. При представлении информации продумываю многоканальность восприятия: доступность изложения учебного материала, использование схем, таблиц, активную работу с раздаточным материалом, включая фактическую статистическую и бухгалтерскую (финансовую) отчетность предприятий промышленности, сельского хозяйства Рязанской области и других субъектов РФ.
Для осмысления новых знаний предлагаю задания одинаковые для всех (репродуктивный уровень сложности) В дальнейшем задания предлагаю посильные, но обладающие уровнем проблемности с целью осуществления переноса имеющихся знаний в новые условия, затем предлагаю задания разных уровней сложности на выбор. Домашние задания, проверочные работы и контрольные работы даю дифференцированные. В домашнюю работу включаю не только задания на повторение, отработку ранее изученного материала, но и задания творческого характера, связанные с исследовательской деятельностью. Для проведения уроков мною составлены практические работы, самостоятельные работы, контрольные работы, разработаны компьютерные презентации по различным темам, разработаны тесты и др. На уроках пытаюсь создать ситуацию сотрудничества, позволяющую каждому проявить инициативу, самостоятельность. Отношения с обучающимися строю на основе взаимного уважения и понимания и обеспечиваю условия для максимального развития способностей студентов. Даю возможность студентам проявить свою индивидуальность, фантазию, творчество, избавляю их от чувства страха и вселяю уверенность в их силы и возможности.
Дифференцированное обучение позволяет каждому студенту работать в своём оптимальном темпе, даёт возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.
Дифференцированный подход в обучении реализует исключение перегрузок, недогрузок студентов, последовательный переход с менее сложного уровня знания на более сложный и является основным путём осуществления индивидуализации обучения. Усвоение материала происходит сугубо индивидуально, в соответствии с индивидуальными особенностями мыслительной деятельности, личностных качеств студента. С моей стороны постоянно оказывается помощь студентам в преодолении трудностей в учении, возникающие у студентов.
И в заключении хотелось бы сказать, что решение любых проблем, а в образовании в первую очередь, невозможно без постоянного следования правилу: не получится ничего, если нет взаимопонимания, сотрудничества между взрослым и обучающимся, взаимного уважения. Воспитание и обучение человека – задача сложная, многогранная, всегда актуальная. В каждом человеке заложен огромный потенциал, реализация которого во многом зависит от взрослых. И задача преподавателя состоит в том, чтобы помочь студенту стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации.
Дифференцированный подход в процессе обучения и воспитания направлен на воспитание каждого студента внутренне свободной личностью, ищущей своё место в обществе в соответствии со своими задатками, формирующимися ценностными ориентациями, интересами и склонностями с тем, чтобы жить полной, осмысленной и творческой жизнью.
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.