Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Реализация уровневой дифференциации при осуществлении контроля знаний в изучении финансово-экономических дисциплин как средство повышения эффективности урока

30.03.2017 747 1259
Кухтина Галина Михайловна
Кухтина Галина Михайловна, преподаватель

Михайловский экономический колледж-интернат

Работая в Михайловском экономическом колледже-интернате, стараюсь дать обучающимся надежду на возможность активной трудовой деятельности. МЭКИ ведёт подготовку по трем специальностям: «Экономика и бухгалтерский учёт», Гостиничный сервис», «Программирование в компьютерных системах» из числа детей-инвалидов с ограниченными возможностями здоровья,  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В условиях учебно-воспитательного процесса проблема дифференцированного подхода очень актуальна, так как состав обучаемых групп неоднороден и сложен ( различие в возрасте, разная степень базового уровня школьной подготовки), но и различные виды заболеваний, которые препятствуют обычному учебному процессу.

Специфика педагогической деятельности такова, что для  эффективной деятельности, преподаватель должен владеть знанием собственной дисциплины, методиками ее преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, обладать большой эрудицией.

Чтобы дать возможность студентам развивать свой ум, индивидуальные склонности, организую учебный процесс таким образом, чтобы обучение каждого было на уровне его возможностей и способностей, разделив при этом задания по степени сложности, взяв за основу стандарт образования нового поколения.

Ведущей идеей опыта является повышение эффективности преподавания экономических дисциплин, формирование глубоких и прочных знаний, устойчивого интереса к дисциплине через умелое сочетание индивидуальной и групповой форм работы, а также организацию контроля знаний на каждом этапе обучения, за каждым студентом, дифференциацию и индивидуализацию обучения, создание благоприятного микроклимата на уроке и во внеурочное время.

Обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения обучающегося, корректировать возникающие трудности и обеспечивать поддержку его способностей. Всегда стремлюсь создавать условия для личностно - ориентированного подхода в обучении студентов. Приучаю их к самостоятельному поиску необходимой и дополнительной информации к уроку, созданию презентаций. Многие презентации используются для проведения уроков. Создание презентаций позволяет расширять кругозор студентов, формирует навыки работы с компьютером, навыки отбора необходимого материала, его систематизации, знакомит студентов с разными взглядами на те или иные проблемы, что позволяет вырабатывать свой взгляд по данным вопросам, развивает научно-познавательные способности каждого студента. ненавязчиво вовлекает его в работу на уроке, знакомит с различными приемами получения знаний.

При объяснении нового материала создаю проблемные  ситуации из реальной действительности,  требую осознанности при ответах студентов, вовлекаю студентов в рецензирование ответов одногруппников. Считаю, что любой, даже самый незначительный фактор организации учебного процесса, имеет важное значение в обучении и достижении результативности в работе всех его участников.

Дифференцированный подход в обучении, на мой взгляд, является необходимым условием создания личностно-ориентированной системы обучения и развития студента.

Проявляю неустанное стремление совершенствовать урок, как основную форму организации учебно-воспитательного процесса, вношу в него элементы новых технологий, нахожу межпредметные и внутрипредметные связи экономики с другими специальными дисциплинами и профессиональными модулями, создаю на уроке доброжелательную психологическую атмосферу.

Педагогическими исследованиями установлено, что умственные задачи, не соответствующие возможностям обучающихся, не развивают интеллект, а наоборот, происходит срыв, заминка развития мыслительной деятельности. Только постепенный переход от известного к новому, только постепенное усложнение материала способствует развитию мышления. Возможности студентов в освоении знаний очень индивидуальны. Кто-то опережает, кто-то еле успевает, а кто-то совсем отстает. Стандарты нового поколения  задают очень высокий темп студентам и здесь необходима помощь преподавателя.

Дифференцированный подход в обучении – это принцип посильности усвоения - каждый обучающийся продвигается своими темпами. Данный подход не сдерживает способных студентов и не развивает моральной ущербности отстающих.

Важнейшим видом дифференциации в обучении становится уровневая дифференциация. Её основная особенность состоит в дифференциации требований к знаниям и умениям обучающихся: первостепенно выделяется уровень обязательной подготовки, который задаёт нижнюю границу усвоения материала. Этот уровень доступен и посилен всем обучающимся. На его основе формируются повышенные уровни овладения учебным материалом Только в этом случае можно рассчитывать на познавательную активность обучающихся, на заинтересованность их в результатах своего труда. Ведь если цели известны и посильны и достижение поощряется, то для обучающегося нет ничего естественнее, как стремиться к их осуществлению. Поэтому открытость уровневой подготовки является механизмом формирования положительных мотивов учения, сознательного отношения к учебной работе.

Только в этом случае можно рассчитывать на познавательную активность обучающихся, на заинтересованность их в результатах своего труда. Ключевым моментом в организации учебного процесса является создание такой ситуации, при которой обучающиеся с разными способностями и подготовкой испытывают успех при изучении экономических дисциплин. С моей точки зрения качество учебно-воспитательного процесса включает в себя: уровень обученности студентов,  прочность теоретических знаний и практических умений,  сформированность познавательных интересов и личностных качеств

При организации учебного процесса решаю одну из первых задач – научить учиться. Развитие умений проверки и самоконтроля формирую через установку на результат, ориентацию на теоретические знания, повторение, самооценку, применение критериев оценки. При представлении информации продумываю многоканальность восприятия: доступность изложения учебного материала, использование схем, таблиц, активную работу с раздаточным материалом, включая фактическую статистическую и бухгалтерскую (финансовую) отчетность предприятий промышленности, сельского хозяйства  Рязанской области и других субъектов РФ.

Для осмысления новых знаний предлагаю задания одинаковые для всех (репродуктивный уровень сложности) В дальнейшем задания предлагаю посильные, но обладающие уровнем проблемности с целью осуществления переноса имеющихся знаний в новые условия, затем предлагаю задания разных уровней сложности на выбор. Домашние задания, проверочные работы и контрольные работы даю дифференцированные. В домашнюю работу включаю не только задания на повторение, отработку ранее изученного материала, но и задания творческого характера, связанные с исследовательской деятельностью.   Для проведения уроков мною составлены практические работы, самостоятельные работы, контрольные работы, разработаны компьютерные презентации по различным темам, разработаны тесты и др. На уроках пытаюсь создать ситуацию сотрудничества, позволяющую каждому проявить инициативу, самостоятельность. Отношения с обучающимися строю на основе взаимного уважения и понимания и обеспечиваю условия для максимального развития способностей студентов. Даю возможность студентам проявить свою индивидуальность, фантазию, творчество, избавляю их от чувства страха и вселяю уверенность в их силы и возможности.

Дифференцированное обучение позволяет каждому студенту работать в своём оптимальном темпе, даёт возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.

Дифференцированный подход в обучении реализует исключение перегрузок, недогрузок студентов, последовательный переход с менее сложного уровня знания на более сложный и является основным путём осуществления индивидуализации обучения. Усвоение материала происходит сугубо индивидуально, в соответствии с индивидуальными особенностями мыслительной деятельности, личностных качеств студента. С моей стороны постоянно оказывается помощь студентам в преодолении трудностей в учении, возникающие у студентов.

И в заключении хотелось бы сказать, что решение любых проблем, а в образовании в первую очередь,  невозможно без постоянного следования правилу: не получится ничего, если нет взаимопонимания, сотрудничества между взрослым и обучающимся, взаимного уважения. Воспитание и обучение человека – задача сложная, многогранная, всегда актуальная. В каждом человеке заложен огромный потенциал, реализация которого во многом зависит от взрослых. И задача преподавателя  состоит в том, чтобы помочь студенту стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации.

Дифференцированный подход в процессе обучения и воспитания направлен на воспитание каждого студента внутренне свободной личностью, ищущей своё место в обществе в соответствии со своими задатками, формирующимися ценностными ориентациями, интересами и склонностями с тем, чтобы жить полной, осмысленной и творческой жизнью.

 

Оригинал работы:

Реализация уровневой дифференциации при осуществлении контроля знаний в изучении финансово-экономических дисциплин как средство повышения эффективности урока




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*