Маркетинг - это предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к пользователю, или социальный процесс, посредством которого прогнозируется спрос на товары и услуги посредством их разработки, продвижения и реализации.
Маркетинг - процесс планирования и воплощения замысла ценообразования, продвижение и реализация идей товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций.
Выделяют две сущности маркетинга:
- философия бизнеса;
- инструментарий.
Рассмотрим процесс маркетинговой деятельности:
- Сбыт - верхушка айсберга. Смысл маркетинга - сделать усилия по сбыту ненужными.
- По Филиппу Котлеру, маркетинг - это человеческая деятельность, направленная на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
- Нужда - потребность - запрос - товар - обмен - сделка - рынок.
- Нужда - это ощущение человеком нехватки чего-либо (бывают физиологические, социальные, личные нужды).
- Потребность - это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.
- Запрос - это потребность, подкреплённая покупательской способностью.
- Товар - это всё то, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.
- Обмен - это акт получения желаемого объекта с предложением чего-либо взамен. Существует четыре способа что-либо получить:
- купить (обменять);
- отнять (отобрать);
- сделать самому;
- попросить.
- Сделка - это коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами (основная сделка - денежная).
- Рынок - это совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.
Существует два вида маркетинга:
- ориентированный на товар или продукцию;
- ориентированный на покупателя.
Прибыльные предприятия применяют смешанный вид - интегрированный маркетинг.
Существует пять концепций:
- Совершенствования производства;
- Совершенствования товара;
- Интенсификации коммерческих усилий;
- Чистого маркетинга;
- Социально-этического маркетинга.
- Концепция совершенствования производства(30-40 гг.) утверждает, что потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене, следовательно, руководство должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства и повышении эффективности системы распределения.
Условия применения концепции:
- спрос должен превышать предложение (d>s);
- существует необходимость в понижении себестоимости продукции.
- Концепция совершенствования товараутверждает, что потребители будут благосклонны к товарам, которые обладают наивысшим качеством, лучшими эксплуатационными свойствами и характеристиками, следовательно, организация должна сосредоточить свою энергию на постоянном совершенствовании товара.
- Концепция интенсификации коммерческих усилий(50-е гг.) утверждает, что потребители не будут покупать товары организации в достаточных количествах, если она не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования (производитель стал задумываться о психологическом воздействии на покупателей). Используется к товарам пассивного спроса (товары, о которых человек не задумывается).
- Концепция чистого маркетинга(новая философия бизнеса) утверждает, что залогом достижения целей организации является определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворённости более эффективными и продуктивными, чем у конкурентов, способами.
Читать работу полностью (оригинал работы):
Учебное пособие «Маркетинг» для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»