Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаОдним из важных качеств в управлении собственной учебно-познавательной деятельностью и развитием своих мыслительных способностей можно считать развитие у студентов потребности в самоконтроле и критической самооценке себя и своих действий. Лишь имея сложившиеся представления о себе и определенным образом относясь к себе, студент способен регулировать и контролировать свою деятельность. Сформированная потребность у студента в самоконтроле и критической самооценке своих действий будет подталкивать его, и требовать от него тщательного анализа, обобщения, обоснования и самопроверки каждого шага своих действий. Это позволяет яснее осознать, что известно в данной ситуации и что неизвестно, что ещё требуется узнать и изучить, то есть, приводит к осознанию учащимися противоречия между знанием и незнанием, и появлению познавательного затруднения. У учащегося появляется чувство недовольства самим собой, знаниями которые он имеет, приобретёнными умениями и навыками, появляется необходимость в приобретении дополнительных знаний и умений. Таким образом, потребность в самоконтроле и критической самооценке вызывает познавательную активность студента, заставляет его активно и самостоятельно мыслить. Учащийся будет анализировать свою деятельность не только после или в ходе непосредственного её совершения, но и заранее до её совершения. Потребность в самоконтроле и критической самооценке своих действий, постоянно развиваясь в учащемся, превращается в его личностное качество, которое ему будет необходимо в любой другой деятельности. Сформировавшись, она становится неотъемлемой чертой его характера, которая в свою очередь будет способствовать дальнейшему развитию мыслительных способностей учащегося.
Рассмотрим следующие этапы формирования самоконтроля:
1-й этап. Учащийся должен научиться понимать и принимать контроль учителя.
Для этого преподаватель должен показать учащимся, что любое обучение - органическое единство двух процессов: передача обучаемому в той или иной форме учебного материала и выявление степени усвоения этого материала; ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков; сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля; выставляя ту или иную оценку, объяснять ее, исходя из критериев оценивания.
2-й этап. Учащийся должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей. Взаимопроверка служит хорошей школой воспитания самоконтроля - ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность (самоконтроль).
3-й этап. Учащийся должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию.
От способности студента к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности со стороны преподавателя.
В результате проведённой работы, учащиеся способны организовывать свою деятельность в цикличной форме, периодически проверяя и оценивая её, тогда самоконтроль и самооценка выполняют функцию рефлексивного замыкания некоторого этапа этой работы. В процессе самоконтроля и самооценки ученик, как субъект деятельности, выполняет обобщения и сопоставления, осмысливает критерии анализа своей деятельности.
Выводы и обобщения, производимые при самооценке себя, своей деятельности и самоконтроле своих действии позволяют студенту осознать рефлексивные рамки проблемной ситуации и расширить их. В свою очередь, это поможет нахождению новых параметров анализа условий задания. В каждом новом цикле деятельности эти обобщенные параметры анализа проблемной ситуации будут способствовать уточнению целей и появлению новых идей. Негативные выводы, полученные в результате объективной самооценки, заставляют учащегося задуматься, искать причину своих ошибок и изменять методы своей работы. Таким образом, в течение всего периода выполнения задания включается единый механизм рефлексивного самоконтроля, основанный на обобщении и анализе промежуточных результатов, поэтому оценивание и контроль своих действий учеником несколько раз периодически повторяются. То есть благодаря потребности в самоконтроле и в критической самооценке своих действий учащиеся вынуждены неоднократно просматривать и анализировать то, что они уже выполнили.
Данный вид работы должен привести к формированию у учащихся устойчивой потребности в самоконтроле и критической самооценке себя и каждого шага своего действия; к развитию мыслительных и творческих умений учащегося, чему будет способствовать выполняемые в ходе такой деятельности специфические мыслительные операции; к пробуждению внутренней инициативы, активизации внутренних сил самого учащегося, к самоуправлению и саморегуляции своей деятельностью со стороны самих учащихся, и к управляемости процессом обучения и развития учащихся со стороны преподавателя.
С введением рефлексии повышается ответственность учащихся за результаты своего труда.
Оригинал работы:
Обеспечение рефлексии и самоконтроля студентов в процессе деятельности на учебном занятии
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.