Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Обеспечение рефлексии и самоконтроля студентов в процессе деятельности на учебном занятии

24.03.2017 1721 2784
Зинкевич Татьяна Владимировна
Зинкевич Татьяна Владимировна, преподаватель

Черемховский медицинский колледж им. А.А. Турышевой

Одним из важных качеств в управлении собственной учебно-познавательной деятельностью и развитием своих мыслительных способностей можно считать развитие у студентов потребности в самоконтроле и критической самооценке себя и своих действий. Лишь имея сложившиеся представления о себе и определенным образом относясь к себе, студент  способен регулировать и контролировать свою деятельность. Сформированная потребность у студента в самоконтроле и критической самооценке своих действий будет подталкивать его, и требовать от него тщательного анализа, обобщения, обоснования и самопроверки каждого шага своих действий. Это позволяет яснее осознать, что известно в данной ситуации и что неизвестно, что ещё требуется узнать и изучить, то есть, приводит к осознанию учащимися противоречия между знанием и незнанием, и появлению познавательного затруднения. У учащегося  появляется чувство недовольства самим собой, знаниями которые он имеет, приобретёнными  умениями и навыками, появляется необходимость в приобретении дополнительных знаний и умений. Таким образом, потребность в самоконтроле и критической самооценке вызывает познавательную активность студента, заставляет его активно и самостоятельно мыслить. Учащийся  будет анализировать свою деятельность не только после или в ходе непосредственного её совершения, но и заранее до её совершения. Потребность в самоконтроле и критической самооценке своих действий, постоянно развиваясь в учащемся, превращается в его личностное качество, которое ему будет необходимо в любой другой деятельности. Сформировавшись, она становится неотъемлемой чертой его характера, которая в свою очередь будет способствовать дальнейшему развитию мыслительных способностей учащегося.              

Рассмотрим следующие этапы формирования самоконтроля:

1-й этап.  Учащийся  должен научиться понимать и принимать контроль учителя.

Для этого преподаватель должен показать учащимся, что любое обучение - органическое единство двух процессов: передача обучаемому в той или иной форме учебного материала и выявление степени усвоения этого материала;  ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков; сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля; выставляя ту или иную оценку, объяснять ее, исходя из критериев оценивания.

2-й этап.  Учащийся должен научиться  наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей. Взаимопроверка служит  хорошей школой воспитания  самоконтроля - ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной,  а полученные навыки контроля  ученик переносит на свою деятельность (самоконтроль).

3-й этап. Учащийся должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию.

От способности студента к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности  со стороны преподавателя.

В результате проведённой работы, учащиеся способны организовывать свою деятельность в цикличной форме, периодически проверяя и оценивая её,  тогда самоконтроль и самооценка выполняют функцию рефлексивного замыкания некоторого этапа этой работы. В процессе самоконтроля и самооценки ученик, как субъект деятельности, выполняет обобщения и сопоставления, осмысливает критерии анализа своей деятельности.

Выводы и обобщения, производимые при самооценке себя, своей деятельности и самоконтроле своих действии позволяют студенту осознать рефлексивные рамки проблемной ситуации и расширить их. В свою очередь, это поможет нахождению новых параметров анализа условий задания. В каждом новом цикле деятельности эти обобщенные параметры анализа проблемной ситуации будут способствовать уточнению целей и появлению новых идей. Негативные выводы, полученные в результате объективной самооценки, заставляют учащегося задуматься, искать причину своих ошибок и изменять методы своей работы. Таким образом, в течение всего периода выполнения задания включается единый механизм рефлексивного самоконтроля, основанный на обобщении и анализе промежуточных результатов, поэтому оценивание и контроль своих действий учеником несколько раз периодически повторяются. То есть благодаря потребности в самоконтроле и в критической самооценке своих действий учащиеся вынуждены неоднократно просматривать и анализировать то, что они уже выполнили.

Данный вид работы должен привести к формированию у учащихся устойчивой потребности в самоконтроле и критической самооценке себя и каждого шага своего действия; к развитию мыслительных и творческих умений учащегося, чему будет способствовать выполняемые в ходе такой деятельности специфические мыслительные операции; к пробуждению внутренней инициативы, активизации внутренних сил самого учащегося, к самоуправлению и саморегуляции своей деятельностью со стороны самих учащихся, и к управляемости процессом обучения и развития учащихся со стороны преподавателя.

С введением рефлексии повышается ответственность учащихся за результаты своего труда.

 

Оригинал работы:

Обеспечение рефлексии и самоконтроля студентов в процессе деятельности на учебном занятии




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*