Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Личностно-ориентированное обучение студента на уроках иностранного языка

22.03.2017 1272 2589
Петрова Анастасия Анатольевна
Петрова Анастасия Анатольевна, преподаватель

Златоустовский индустриальный колледж им. П.П. Аносова

Знание английского языка в современном обществе является своеобразным окном в огромный мир. Владея языком международного общения, можно достичь поставленных целей с помощью новых возможностей.

Согласно ФГОС по профессиям среднего профессионального образования, обучение английскому языку преследует две основные цели:

  • Развитие иноязычной коммуникативной компетентности, которая подразумевает развитие речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетенции;
  • Развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению английского языка:

а) дальнейшему самообразованию с помощью английского языка в других областях знаний;

б) развитие способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и английском языках;

в) личностному самоопределению студентов в отношении их будущей профессии;

г) формирование чувства гражданина и патриота.

Задача педагога состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого студента, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому проявить свою активность, своё творчество, а так же активизировать познавательную деятельность студента в процессе обучения иностранным языкам.

Поставленные цели могут быть реализованы при условии использования всех групп образовательных технологий:

  • Технологии объяснительно-иллюстративного обучения, в основе которых лежит информирование, просвещение студентов и организация их репродуктивных действий с целью выработки у них общеучебных умений и навыков;
  • Личностно-ориентированные технологии обучения, создающие условия для обеспечения собственной учебной деятельности, учета и развития индивидуальных особенностей студентов;
  • Технологии развивающего обучения, в центре внимания которых – метод обучения, способствующий включению внутренних механизмов личностного развития студентов, их интеллектуальных способностей.

Все вышеперечисленные технологии не используются изолированно. Преподаватель находится в постоянном творческом поиске, но урок всегда будет основной формой обучения студентов. Современный подход к постановке цели урока состоит в том, чтобы дифференцировать общую педагогическую задачу: обучать – воспитывать – развивать. Одним из таких методов является технология личностно-ориентировочного обучения, направленная на интеллектуальное и нравственное развитие личности. По мнению автора статьи, применение указанной технологии в работе со студентами СПО способствует сохранению высоких показателей абсолютной успеваемости (важной для педагога) и развитию творческих умений современных молодых людей (мотивация для студентов). В последнее десятилетие сменились ценностные ориентации и признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира.

Важное место при личностно-ориентированном обучении занимает глубокое и всестороннее изучение личности студента. Для дидактического обеспечения личностно-ориентированного  обучения необходимо следующее:

  • Организация учебной деятельности должна учитывать актуальный уровень развития студента, а учебный материал должен быть интересен и значим для него;
  • Систематически стимулировать студента к самооценке образовательной деятельности, которая переходила бы в самообразование, саморазвитие;
  • Всячески поощрять и стимулировать к самостоятельному выбору наиболее приемлемых способов проработки учебного материала;
  • Особое внимание уделять формированию общеучебных умений с учетом особенностей и индивидуальных способностей студента;
  • Не только оценивать конечный результат учебной деятельности студента, но и формировать самоконтроль самого процесса учения, активизировать рефлексию мышления.

Чтобы индивидуально работать с каждым студентом, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить весь общеобразовательный процесс. Поэтому опираясь на свой опыт, могу предложить следующие подходы к построению учебного занятия иностранного языка:

  • При предъявлении студентам учебного материала необходимо ставить конкретную цель, определяющую организацию учебной работы;
  • Излагать учебный материал таким образом, чтобы он расширял объём знаний и преобразовал личный опыт каждого студента;
  • Организовывать учебный материал так, чтобы каждый имел возможность выбора при выполнении заданий;
  • Использовать различные формы индивидуальной работы;
  • Проводить работу с раздаточным материалом, работу в парах, группах, работу с различными опорами;
  • Группа получает одно общее задание, но помощь разным студентам оказывается разная (например, дифференцированное использование опор в зависимости от индивидуальных особенностей);
  •  Разные группы студентов получают разные задания, которые взаимно дополняют друг друга при последующем выходе на класс  (например, information gap, разность информационных потенциалов);
  • Стараться активно стимулировать студентов к самостоятельной деятельности;
  • Обеспечивать на уроках разносторонний контроль и оценку результатов усвоения студентами знаний, умений и навыков;
  • Четко объяснять домашнее задание, указывая, что требуется: выучить наизусть, прочитать и перевести текст, заполнить таблицу по алгоритму, ответить на вопросы, составить диалог из фраз, отработанных на уроке.

В особой степени реализации личностно-ориентированного обучения на уроках иностранного языка способствует проектная методика. Технология направлена на создание реального речевого продукта – коммуникативной компетенции: должны уметь общаться в заданных стандартом/программой пределах. Таким образом, можно сочетать на учебном занятии самостоятельную индивидуальную работу с групповой и коллективной, стимулировать самостоятельный поиск студентом нужной информации. Метод проектов активизирует все стороны личности: интеллект, целеустремленность, настойчивость, любознательность, трудолюбие, а также коммуникативные умения, чувства и эмоции. Закончив изучение темы, студенты выполняют проектные работы (открытки с поздравлениями, объявления, письма, кроссворды). Они могут быть групповые и индивидуальные, письменные и устные.

По программе учебной дисциплины «Иностранный язык» проектная деятельность выделена как самостоятельная работа вне аудитории. Она представлена следующей тематикой: «Сценарий телевизионной  программы о жизни звезды» (описание внешности, биография, вопросы для интервью), «Экскурсия по Златоусту» (достопримечательности, разработка маршрута), «Путеводитель по Челябинской области: визитная карточка, история, география, экологическая обстановка, фольклор», «Каким должен быть настоящий профессионал?» Многие студенты с готовностью берутся за такие задания. Для них интересен сам процесс деятельности, при котором они узнают неизвестные им факты или открывают для себя с новой стороны привычные вещи. Открытки с поздравлениями к праздникам для любимых учителей – один из любимых видов проектной деятельности. Новый год, 8-е марта, День учителя всегда находят отражение в работах студентов.

Работа с текстом лингвострановедческого и профессионально-направленного содержания должна быть значимой для студента, иметь определенную новизну при описании реалий стран изучаемого языка и узнаваемость на фоне других междисциплинарных курсов. Важное звено в процессе обучения – контроль прочитанного. Формы контроля могут быть традиционными, например, ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение на карте географических наименований, встречающихся в тексте, краткий пересказ текста, характеристика ряда предложений, которые могут быть отнесены к тексту с точки зрения их правильности (true or false?), закрепление новой лексики путем частичного перевода предложений, а также нетрадиционными: прежде всего, разные виды тестов. Выполнение теста занимает немного времени и позволяет проверить всех студентов, поставленных в равные условия. Иногда в зависимости от степени сложности текста и задач урока можно сочетать традиционные и нетрадиционные формы контроля. Учитывая неодинаковые способности студентов, использую работу в группах, парах. Групповая работа готовит студентов к реальной коммуникации – обмену информацией, проявлению речевой инициативы.

При объяснении материала стараюсь дать его на уровне самого легкого представления, но при этом задания дифференцирую по способностям, что позволяет достичь цели: стремление студентов к саморазвитию, самостоятельности. Такие задания ставят их в ситуацию выбора, побуждают к большей активности (задания со звездочкой, дополнительный материал).

При изучении грамматики использую проблемную подачу материала – задания, которые заставляют студентов думать, размышлять, делать обобщения. Такие задания способствуют развитию личности и ее самооценки.

Как доказано британскими учеными, детский возраст мужчин заканчивается в 40 лет. Студенты, проходящие обучение на нашей площадке на 99%  юноши. Поэтому самой любимой формой организации урока у них является – игра. Студенты готовы играть в любые игры и на каждом уроке. Для них  не имеет значения, какая роль выпадет сегодня, игра – это увлекательно, необычно и всегда весело. При этом игровые моменты на уроке могут быть самыми простыми: игра в мяч на отработку лексики или сложными: ролевые игры с распределением ролей и использованием инвентаря. Студентам очень нравится, когда на уроке я провожу различного рода викторины. При этом я заранее предлагаю нескольким  студентам подготовить материал и представить его группе. Данные студенты выступают как эксперты и входят в состав жюри (определяют правильность ответов на задания).

Игры в свою очередь способствуют эффективной отработке программного материала, тренируют память, развивают навык общения и сотрудничества. Чувство равенства, атмосфера увлеченности дают возможность студентам преодолеть стеснительность, скованность, снять языковой барьер. При проведении ролевых игр «Посещение вычислительного центра», «Вывод на рынок нового оборудования (описание, характеристика, инструкция по эксплуатации), «На международной специализированной выставке (представление продукции, переговоры с потенциальными клиентами)» провожу индивидуальный подход при распределении ролей, при этом стараюсь, чтобы группы были равны по силам.

Участие в творческих конкурсах  помогает  преподавателю повышать  мотивацию обучения через активизацию познавательных способностей студентов. Безусловно, одним из положительных аспектов проделанной работы является совершенствование  профессиональной  коммуникативной компетенции студентов в процессе научно-исследовательской работы. Многие методисты  и практики отмечают, что ребенок, которого учитель «растит»  для последующего участия в предметных олимпиадах, со временем опережает своих сверстников и  в качестве и  в объеме  знаний. Английский язык влияет и на дальнейшую социализацию студента.

Как показывает мой опыт работы, студенты, которых часто вовлекают во внеурочную и творческую деятельность, становятся более успешными в учебе. Общая абсолютная успеваемость групп повышается за счет дополнительных оценок. Если сравнить качественную успеваемость за 1 и 2 семестры, то можно отметить, что студены первого курса, активно участвовавшие во всех мероприятиях заканчивают первый год обучения с лучшими показателями. Так например, в прошлом 2015-2016 учебном году мною было привлечено ко внеурочной деятельности более 110 человек, из которых 27 являлись моими непосредственными помощниками в подготовке мероприятий. Главным условием для меня в выборе студента, который будет участвовать в игре или станет экспертом в викторине, а также подготовит и презентует проект, является желание студента. Тот, кто сам готов к самообразованию и самовыражению, на много эффективнее использует свой творческий и интеллектуальный потенциал. Но это по большей части касается тех студентов, которые еще со школы привыкли много и усердно работать, получать только хорошие и отличные отметки. Но таких детей не много. Общая масса все-таки это студенты с невысокими познаниями в области иностранного языка, а порой и те студенты, которые в школе изучали другой иностранный язык, нежели английский. На таких детей стоит обращать более пристальное внимание и вовлекать в работу, в каких-то случаях, по принуждению. И эта работа не проходит бесследно. Вот немного цифр, говорящих, что игра и проектная деятельность повышает абсолютную успеваемость.

Таблица 1. Абсолютная успеваемость в 2015-2016 учебном году

Группа

Абсолютная успеваемость, %

1 семестр

2 семестр

115 СТ

72

75

115 СВ

84

92,5

115 СВ(к)

100

100

115 МСС(к)

95

100

 

Таким образом, использование в учебном процессе личностно-ориентированных технологий стимулируют личностную, интеллектуальную активность, развивают познавательные процессы, способствуют формированию  коммуникативных компетенций, которыми должен обладать выпускник колледжа.

 

Список использованных источников:

  1. Гальскова, Н. Д., Гез, Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. Текст / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. – М.: Академия, 2007. – 336 с.
  2. Гальскова, Н. Д., Горчев, А. Ю., Никитенко, З. Н., Соловцева, Э. И. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей. / Н. Д. Гальскова, А. Ю. Горчев, З. Н. Никитенко, Э. И. Соловцева // ИЯШ. – 2009. – № 1. – С.13.
  3. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. / Е. Н. Соловова – М.: АСТ Астрель, 2008. – 240 с.
  4. Якиманская, И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. / И. С. Якиманская – М: Сентябрь, 2006. – 96 с.

 

Оригинал работы:

Личностно-ориентированное обучение студента на уроках иностранного языка




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*