Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаС момента возникновения и по сей день большинство жителей города – рабочие-железнодорожники: настоящие, бывшие и будущие.
Даже герб города, учреждённый городским Советом депутатов трудящихся 29 октября 1976г. подчёркивает своим рисунком, что история города тесно связана с железной дорогой. (Привалихин, В. И. Тайга - 100 лет: исторический очерк. С. 4.)
Паровоз был не только на гербе Тайги, но и на главной городской площади в виде памятника. В конце 70-х годов его отремонтировали в локомотивном депо и установили как «живой свидетель» истории.
В процессе развития станции Тайга и города Тайги сложилась уникальная ситуация – большинство дошкольных и образовательных учреждений состояли на балансе железной дороги, а вот жилой фонд и медицинские учреждения существовали параллельно: была городская поликлиника и железнодорожная (отделенческая), городская и железнодорожная больницы, дома «железнодорожные» и «городские».
Такое разделение наложило свой отпечаток и на хранение архивов. Несмотря на наличие городского музея (с 2005г.), и музея локомотивного депо, архивной документации по истории города в них практически нет. Дело ещё в том, что за 115 лет своей истории город Тайга не имел стабильной административной принадлежности. Начинал он как населенный пункт Томской губернии (с 22 июля 1896г.), поэтому часть документации хранится в г. Томске; затем получил статус безуездного города той же губернии Высочайшим указом от 11 января 1911г.; стал городом областного подчинения во вновь созданной в январе 1943 г. Кемеровской области. Любопытно, что День города празднуют в Тайге в августе (первая суббота месяца – перед Днём железнодорожника) и отсчёт «возраста» ведут с 1896 г., а не с 1911г. Кстати, существует и ещё одна «дата рождения» города – июнь 1925г., когда постановлением Президиума ВЦИК был утверждён «Список городов Сибири» и там определён статус Тайги как города (Привалихин, В. И. Тайга - 100 лет: исторический очерк. С.218-219). Может быть, поэтому электронная Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой город» (и другие электронные издания) указывает именно эту дату.
Станция Тайга относилась сначала к Томской железной дороге (управление в г. Томске), затем к Западно-Сибирской (управление дороги в г. Новосибирске), Кемеровской (г. Кемерово) и снова к Западно-Сибирской, что затрудняет поиск документов, относящихся к деятельности железнодорожных предприятий Тайги (транспортные архивы хранятся отдельно).
Такую историческую справку было необходимо сделать для понимания уникальной социокультурной среды Тайги.
Первая половина 80-х годов ХХ века – период расцвета города. Население
Тайги и в те лучшие годы ненамного превышало 30 тысяч человек, большинство из
которых работали на предприятиях железнодорожного транспорта.
Тайгинские дети ходили в железнодорожные сады, затем в железнодорожные школы. Многие по окончании школы шли учиться в Тайгинский техникум железнодорожного транспорта (создан в 1943г. на базе эвакуированного Харьковского электромеханического техникума), чтобы продолжить семейные династии. Молодых специалистов с радостью принимали не только предприятия Тайги, но и других станций Кемеровской (1979 – 1996гг.) железной дороги, а также предприятия соседних областей.
С 1979г. начальником крупнейшего железнодорожного предприятия на только что созданной Кемеровской железной дороге – локомотивного депо Тайга - был назначен Игорь Александрович Никитин. Грамотный специалист, болеющий душой не только за показатели предприятия, но и за условия труда и быта работников. Именно благодаря инициативе И. А. Никитина, с 1979 по 1986 гг. было сдано 300 тысяч квадратных метров благоустроенного жилья для железнодорожников. Это не только новый жилой микрорайон локомотивщиков в северо-западной части города (одно-, двух- и четырёхквартирные коттеджи, общим количеством 150 квартир), но и дома по ул. Строительной, 39а, проспекту Кирова, 11, ул. Щетинкина, 68а и др.(Почётные граждане города Тайги. С. 71.)
Большинство этих домов возводились распространённым тогда хозяйственным способом («хозспособом»), т. е. с помощью самих работников в свободное от работы время, что значительно снижало стоимость постройки. Благодаря Никитину И. А. и руководству Тайгинского отделения дороги для депо в 1987г. была построена новая мощная котельная, которая также снабжает теплом большинство домов и социальных объектов Тайги (Никитин И. Фантастическое детище Транссиба / Угольная магистраль России. С. 190.)
Не случайно тайгинцы позднее выбрали его своим мэром (1991- 2001гг). Игорь Александрович в последние годы возглавляет городской Совет ветеранов войны и труда, являясь Почётным гражданином города Тайги (с 2008г.), много делает для решения социальных проблем людей старшего поколения.
О том, какое внимание уделялось в Тайге решению социально-культурных проблем, можно судить хотя бы по отчёту с собрания профсоюзно-хозяйственного актива Тайгинского отделения дороги – самой крупной железнодорожной организации в городе. Представители всех железнодорожных предприятий говорили не только о производственных показателях и проблемах. Например, коллектив строительно-монтажного управления (СУ) № 1, несмотря на трудности, в 1981г. – первом году XI пятилетки – планировал освоить 2 миллиона 720 тысяч рублей на реконструкции локомотивного депо, строительстве яслей-сада на 280 мест, общежитии техникума железнодорожного транспорта, 40-квартирного дома для строителей и т. п. («Тайгнский рабочий» № 12 (7034) от 29 января 1981г. С. 2.)
Вагонное депо гораздо скромнее в своих планах – его коллектив планировал начать строительство хозяйственным способом 40-квартирного дома для своих работников. В целом на Тайгинском отделении дороги за тот же период планировалось ввести в эксплуатацию 18, 6 тысяч квадратных метров и капитально отремонтировать 13 тысяч квадратных метров жилья («Тайгинский рабочий» № 12 (7034) от 29 января 1981г. С. 1.)
Такие темпы строительства планировались и на другие годы пятилетки. Это подтверждают воспоминания о 80-х годах главного инженера Тайгинского отделения Кемеровской железной дороги Николая Петровича Худолеева: «На нашем отделении, к примеру, в 1985 г. половина плановых объектов социальной сферы возводилась хозяйственным способом. Этому способу дал в своё время «зелёную улицу» А. С. Саплов, когда возглавлял тайгинских железнодорожников. Он неустанно заботился о том, чтобы на предприятиях функционировали столовые, гардеробные и душевые. Чтобы на линии работали магазины, детские сады и школы. И чтобы люди имели добротное жильё, хорошие больницы, поликлиники и профилактории» (Худолеев, Н. Всё, что имеешь, делу отдай! // Угольная магистраль России, С. 172.)
Одна из особенностей 80-х годов – планировать не только производственные и социальные показатели, но и повышение образовательного уровня работников предприятий – от получения среднего образования в вечерней школе до высшего профессионального в технических вузах региона. К примеру, коллектив Тайгинского отделения планировал «довести количество обучающихся с отрывом и без отрыва от производства в институтах до 74 человек, в техникумах – до 295 человек, вовлечь в вечерние общеобразовательные школы не менее 600 молодых железнодорожников…». («Тайгинский рабочий» № 12 (7034) от 29 января 1981г. С. 1.) Стимулом для такого планирования было техническое перевооружение дороги - замена устаревшей марки электровоза ВЛ-8 на более совершенную - ВЛ-10, а маневровых паровозов на тепловозы ТЭМ-2 (Привалихин, В. И. Тайга - 100 лет: исторический очерк. С. 180-181.)
Благодаря активной работе Тайгинского техникума железнодорожного транспорта (одного из лучших в системе МПС) (Магистраль. Путешествие по Западной Сибири. С. 179.) и дорожной технической школы, технического училища № 54 проблема подготовки грамотных кадров для железной дороги решалась безболезненно. Постоянное обновление кадров привело к тому, что средний возраст машинистов в середине 80-х составлял 36 лет. Многие были с высшим образованием.
Долгие годы центром культурно-просветительской деятельности в городе был и остаётся Дом культуры железнодорожников имени В. И. Ленина (сейчас имеет статус городского Дворца культуры), построенный жителями ещё в 1925 -27 гг. В 80-е годы ХХв. в ДК работали различные кружки художественной самодеятельности – хор русской песни, агитбригада, вокально-инструментальный ансамбль, драматический театр, духовой оркестр, оркестр народных инструментов, клубы по интересам и кинолектории (Почётные граждане города Тайги. С. 75.)
Инициатором и организатором
многочисленных творческих мероприятий был музыкант, руководитель хора и
ансамбля «Играй, гармонь!», директор Дома культуры железнодорожников (в течение
33 лет!) Виктор Семёнович Стифутин. Он
является автором гимна города Тайги – песни «Милая Тайга» на стихи местной
писательницы Людмилы Яковлевой.
Многим жителям помнятся прекрасные мероприятия « В Дом культуры – всей семьёй», «Моё предприятие – моя судьба», «Молодецкие игры», «Играй, гармонь!». На базе ДК в 80-е годы проводились и такие мероприятия, как профессиональный смотр-конкурс «А ну-ка, парни!» на лучшего машиниста и помощника машиниста электровоза. Его готовили совместно с работниками клуба руководители и общественные организации локомотивного депо. Местная газета «Тайгинский рабочий» писала: «Конкурс проходил в семь туров, в каждом туре по одному вопросу. Что касается вопросов, то по своему содержанию они были различными: по знанию правил технической эксплуатации, инструкций по движению и сигнализации, по неисправностям электровоза. Кроме того, участники должны были интересно рассказать о своём городе, предприятии, товарищах по работе и т.д.» («Тайгинский рабочий» № 2 (7024) от 6 января 1981г. С. 1.)
Жюри конкурса возглавлял заместитель начальника Тайгинского отделения
дороги Г. В. Савко. Победителем из трёх участвующих команд стала команда
грузового движения в составе В. А. Романова, Ю. С. Романова, А. Я. Огурцова, В.
Ф. Дониса, Д. В. Терёшина. Такие конкурсы проводились не столько с
развлекательной, сколько с познавательной и профориентационной целью.
В 80-е годы, когда не то что компьютер, но и цветной телевизор не в каждой семье был, люди читали гораздо больше. Эту потребность жителей удовлетворяла библиотечная система города Тайги (Городская центральная и детская библиотеки, клуба им. Ленина и др.). Тем более, что в библиотеках проводилось много культурных мероприятий, на которых можно было встретиться с интересными людьми.
Тайгинцы по праву гордятся тем, что замечательный советский писатель В. А. Чивилихин считал Тайгу своей «второй родиной», часто приезжал в город, устраивал читательские конференции, помогал землякам решать социальные вопросы (помог решить вопрос о выделении здания для городской библиотеки, способствовал строительству нового здания техникума). В 1982 г. за роман-эссе «Память» он получил Государственную премию СССР. В честь знаменитого земляка была названа одна из улиц города.
Развитие системы здравоохранения города шло вместе с развитием железнодорожного узла. Всё начиналось когда-то с комнаты медицинской помощи при вокзале, но постепенно были построены и поликлиника, и стационар. Постоянно повышался уровень квалификации обслуживающего персонала.
Для укрепления здоровья работников железнодорожного транспорта многие
годы в городе действовал (и действует) санаторий-профилакторий
«Железнодорожник». С 1978 по 1998 годы санаторий-профилакторий возглавляла
Эльвира Александровна Ряпша. Ею был увеличен штат санатория, приобретено новое
оборудование, аппаратура, благодаря поддержке председателя районного профсоюза
железнодорожников (райпрофсожа) и начальника отделения дороги. «Наш санаторий – профилакторий не был
дворцом, но в нём всегда царили уют,
чистота, доброжелательность, профессионализм, желание помочь людям», -
вспоминает Эльвира Александровна (Там же, с. 135).
Поскольку профессия железнодорожника требует не только профессиональных знаний, но и хорошей физической подготовки, в Тайге всегда в большом почёте находился спортивный клуб железнодорожников «Локомотив» со своим спортивным залом, расположенным в здании ДК железнодорожников и стадионом. Здесь в 80-е годы ХХ в. проводились спартакиады между предприятиями, спортивные состязания городского и районного значения. В детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ), открытой в 1983г., тренеры нацеливались не только на развитие массового спорта, но и на достижение определённых спортивных результатов. Приоритетными видами спорта для тайгинцев стали футбол, лыжи, баскетбол, самбо, дзюдо, греко-римская борьба. Воспитанники ДЮСШ неоднократно показывали неплохие результаты на соревнованиях регионального и республиканского уровня. Большинство из них не стали профессиональными спортсменами, а пошли работать на предприятия железнодорожного транспорта, сохранив при этом азарт, дух борьбы и привычку к занятиям спортом.
С началом «перестройки» многое изменилось и в Тайге. По инерции ещё принимались какие-то обязательства, планы, но никто не гарантировал их исполнение. Объявленная «гласность» вскрыла проблемы, о которых было не принято говорить: о нарушениях трудовой дисциплины, нежелании рабочей молодёжи учиться, о невыполненных цифрах планов, в том числе и в социальной сфере. «Шоковая терапия» окончательно определила приоритет производственных задач перед социальными. Налаженная, казалось бы, система рушилась на глазах. Впереди были «крутые» 90-е.
Использованные фотоматериалы предоставлены Музеем Тайгинского института железнодорожного транспорта – филиала ОмГУПСа (руководитель Шихалева Болислава Ивановна).
Список литературы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.
Сергей Смагин