Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Внедрение бально-рейтинговой системы в СПО

13.03.2017 2583 4375
Китаева Ольга Николаевна
Китаева Ольга Николаевна, преподаватель

Волжский промышленно-технологический техникум

...Я чувствую себя вправе сказать:

Да здравствует самообразование во всех областях!..

Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами,

побуждаемые собственной страстью.

Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами.

К. И. Чуковский

 

На сегодняшний день основной задачей, стоящей перед образованием, является повышение качества и воспитание конкурентоспособного специалиста. Одним из ключевых направлений в ее решении считается необходимость перехода на новые стандарты.Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования третьего поколения приводит к изменению образовательной политики и практики работы всех учебных заведений в соответствии с компетентностным подходом. В основе этих изменений лежит переструктуризация всех учебных программ и переход к оцениванию уровня подготовки выпускника  в форме измерения его компетенций. Особыми средствами обучения, с помощью которых корректируется образовательный процесс и определяется достижение поставленных целей, является контроль и оценка. Оцениванию подлежит, прежде всего, уровень достижения обучающимся образовательных стандартов, а так же соответствие результатов его деятельности рабочей программе преподавателя и собственной образовательной программе, т.е. уровень достижения обучающимися запланированных результатов обучения.

В настоящее время перед нами остро стоит проблема разработки фонда оценочных средств, которые позволят оценить уровень сформированности профессиональных компетенций и качество подготовки конкурентоспособного специалиста. Современные требования к качеству знаний заставляют искать принципиально новые пути повышения эффективности системы обучения за счет такой организации учебного процесса, которая как можно более широко использовала бы творческий потенциал обучающихся. 

В соответствии с ними устанавливается четкое соотношение количества часов на самостоятельную и аудиторную работу, причем первой отводится 50% времени. Это, в свою очередь, потребовало пересмотра и создания новых форм обеспечения контроля качества образования. Одним из нововведений стала балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов. Рассмотрим ее подробнее.

Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов – это система организации учебного процесса по освоению студентами основной образовательной программы среднего профессионального образования (СПО), при которой все знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе освоения дисциплины, систематически оцениваются по 100-балльной шкале. Эта система оценки знаний студентов сочетает в себе оценивание как по традиционной 5-балльной шкале, так и по 100-балльной шкале, цель которой выстроить  рейтинг студентов по итогам сдачи зачетов и экзаменов за семестр.

Основными видами контроля уровня учебных достижений студентов в рамках балльно-рейтинговой системы являются:

Текущий контроль – это непрерывно осуществляемое «отслеживание» за уровнем усвоения знаний, умений и навыков за фиксируемый период времени. Текущий контроль осуществляется в ходе учебных (аудиторных) занятий, проводимых по расписанию. Формами текущего контроля могут быть:

-опросы,

-самостоятельная работа студента (конспектирование, реферирование, подготовка сообщений по теме и др.);

-проверка выполнения домашних заданий;

-дискуссии, тренинги, круглые столы, собеседования.

Рубежный контроль по модулю - осуществляется по самостоятельным разделам  (учебным модулям) по окончании изучения материала раздела в установленные сроки. Рубежный контроль проводится с целью определения результатов освоения  студентом данного модуля и возможного добора баллов, планируемого в ходе освоения дисциплины.

Промежуточный контроль (сессия) - это форма контроля, проводимая по завершению изучения дисциплины в семестре. В  рабочих учебных планах СПО предусмотрены следующие формы промежуточного контроля: экзамен, дифференцированный зачет, зачет. Время проведения и продолжительность промежуточного контроля по дисциплинам семестра устанавливается графиком учебного процесса колледжа. Промежуточный контроль по дисциплине не позволяет предопределить положительного результата обучения при низком числе баллов, набранных студентом в ходе текущего контроля.

Полная оценка по дисциплине определяется как сумма баллов, полученных студентом по различным формам текущего, рубежного и промежуточного контроля. Формы аттестации, фонды аттестационных материалов для рубежного и промежуточного контроля оформляются в виде приложений к учебной программе и утверждаются в установленном порядке ( зав.кафедрой СПО или председателем ПЦК колледжей, зам директора по УР).

Максимальная сумма баллов, которую студент может набрать за семестр по каждой дисциплине или по практике составляет 100 баллов, что соответствует 100% освоению дисциплины. Практика (учебная, производственная) рассматривается как самостоятельная учебная дисциплина.  При реализации образовательных программ по всем специальностям  СПО из указанных выше 100 баллов на текущий контроль отводится 70 баллов . Баллы текущего контроля знаний складываются из оценок, выставляемых на занятиях (переведенных в баллы) и баллов, полученных на мероприятиях рубежного контроля знаний.Рейтинговые баллы за посещение аудиторных занятий составляют  до 10 баллов по дисциплине за семестр. Количество баллов рейтингового контроля каждого студента включает баллы, полученные в ходе текущего контроля, рубежного контроля и баллов за посещение аудиторных занятий. На промежуточную аттестацию (экзамен, зачет, дифференцированный зачет, которым заканчивается изучение дисциплины), приходится от 15 до 30 баллов.  

Полная оценка по дисциплине определяется по сумме баллов, полученных студентом по различным формам текущего, рубежного  контроля и баллов, полученных при сдаче экзамена или дифференцированного зачета.   

Следует отметить, что основными преимуществами рейтинговой накопительной системы являются:

- повышение объективности оценки  при усвоении знаний по предмету;

- повышение посещаемости и уровня сознательной дисциплины на занятиях;

- повышение мотивации студентов к систематической подготовке к занятиям;

- систематизация видов учебной деятельности студентов в рамках учебной дисциплины;

- повышение ответственности студентов за результаты своего обучения.

При ряде преимуществ рейтинговая  накопительная система оценивания учебных достижений студентов имеет и недостатки. В качестве основного недостатка данной системы можно выделить  трудоемкость ее реализации. Постоянный подсчет, контроль и обновление баллов требует существенных усилий со стороны преподавателя.  Вместе с тем, рейтинговая накопительная система делает образовательный процесс несколько формализованным и недостаточно гибким, так как  в условиях реального учебного времени ввиду объективных обстоятельств (разный уровень подготовки студентов, разный темп усвоения учебного материала) преподаватель сталкивается с необходимостью корректировать распределение различных видов деятельности студентов в течение семестра.

Таким образом, рейтинговая накопительной система обучения направлена на выполнение основных функций: организационно-образовательной, системно-контролирующей, мотивационно-стимулирующей, рефлексивно-оценивающей, информационно- аналитической, оперативно - управляющей.

 

Литература.

  1. Гладковский В.И. Рейтинговые технологии в учебном процессе высшей школы. Мн.: НИО, 2002.
  2. Еремина С.В. Рейтинговая система оценки качества подготовки специалиста. //СПО.- № 10
  3. Методические рекомендации: По анализу профессиональных компетенций и разработке модульных образовательных программ, основанных на компетенциях: методические рекомендации. – С-Пб, ГОУ ИПК СПО, 2010. – 63с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования [Электронный ресурс]/ www. adu.ru. – 2010.-23 июля.

 

Оригинал работы:

Внедрение бально-рейтинговой системы в СПО




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*