Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Рефлексия как инструмент эффективного обучения и развития

09.03.2017 3001 8280
Абрамова Татьяна Викторовна
Абрамова Татьяна Викторовна, преподаватель

Волгоградский индустриальный техникум

Актуальность темы обусловлена тем, что современный этап развития образования требует качественного изменения подходов к определению его содержания, а также форм учебно-познавательной деятельности обучающихся. В основе формирования новой парадигмы образования лежит идея развития личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. Рассматривая учебно-образовательный процесс как становление человеческой личности, следует отметить, что система профессионального образования призвана в процессе приобретения обучающимися знаний, умений и навыков, помочь им "обрести себя", выбрать и построить собственный мир знаний, овладеть творческими способами решения научных и жизненных проблем, открыть рефлексивный мир собственного "Я" и научиться управлять им.

Особую значимость в данной теме приобретает то, что умение рефлексировать включено в число учебно-познавательных компетенций согласно ФГОС обязательных для овладения обучающимися.

Рефлексия - (от позднелатинского reflexio - обращение назад) в энциклопедическом словаре трактуется как размышление, самонаблюдение, самопознание. В психологии – форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов. Так, В.В. Давыдов видел смысл рефлексии в раскрытии сущности своих знаний через анализ и обобщение, В.А. Сластенин считает рефлексию важнейшим и необходимым компонентом в структуре инновационной деятельности, по М.В. Кларину, рефлексия включает в себя построение умозаключений, обобщений, аналогий. Более близкая позиция А.В. Хуторского [5], который ввел понятие «образовательная рефлексия» и рассматривает ее как вид деятельности.

Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

  1. По содержанию: символическая, устная и письменная.

Символическая — когда обучающийся выставляет оценку с помощью символов. Устная предполагает умение связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

  1. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Именно в таком порядке рациональнее развивать рефлексию у обучающихся, подготавливая их к самостоятельной работе над собой.

  1. По цели: эмоциональная, рефлексия деятельности, рефлексия содержания материала.

Безусловно, педагогические приёмы организации рефлексии учебной деятельности зависят от возрастных особенностей обучающихся.

Уровень развития рефлексии студентов находится на более высоком уровне, чем уровень развития рефлексии подростков. Но в любом случае важно создать такую атмосферу, чтобы каждый ученик "включился" в работу. И не просто потому, что ему "надо", а потому что он "хочет"!

Приёмов масса: можно начать урок с добрых пожеланий, привести высказывания великих о работе над собой и своими ошибками, провести интеллектуальную разминку, привести интересный факт в духе: "А знаете ли вы, что…!"

В качестве опоры для рефлексивной деятельности обучающихся можно предложить следующие ориентировочные вопросы (для самостоятельной работы или обсуждения с преподавателем):

  1. Каковы ваши главные результаты, что вы поняли, чему научились?
  2. Какие задания вызвали наибольший интерес и почему?
  3. Как вы выполняли задания, какими способами? Что вы чувствовали при этом?
  4. С какими трудностями вы столкнулись и как вы их преодолевали?
  5. Каковы замечания и предложения на будущее (себе, преподавателям, организаторам)?

Более сложные варианты рефлексии деятельности на уроке и содержания материала, которые помогут обучающимся не просто совершить работу над ошибками, а будут учить самоанализу и самокоррекции:

  • Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам,
  • Использование инсерта позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста,
  • Составление кластера разрешает учащимся свободно и открыто думать, графически организовывать материал, показывать смысловые поля того или иного понятия.

Сочетание целеполагания и рефлексии в различных видах деятельности должно повторяться систематически. Данная работа приводит к тому, что обучающиеся начинают самостоятельно формулировать свои цели. Рефлексия в конце изучения курса или завершения учебного процесса помогает выявить и закрепить результаты образовательной деятельности. Любое важное дело или образовательный период, например подготовка к итоговой проверке знаний или завершению изучения определенной дисциплины, могут завершаться индивидуальной или групповой рефлексией. С введением рефлексии повышается ответственность учащихся за результаты своего труда, снимается страх перед плохой отметкой.

Работа обучающихся по целеполаганию и рефлексии органично включается в процесс получения профессионального образования и повышения квалификации, делает его осознанным и продуктивным.

Список литературы:

  1. Россохин, А. В. Рефлексия и внутренний диалог в изменённых состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе.– М.: «Когито-Центр», 2010.
  2. Сластенин, В.А., Подымова, Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. 224 с.
  3. Стеценко, И.А – Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности. – Киев: Слово, 2007. – 90 с.
  4. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: Изд-во МГУ, 2003. 416 с.

 

Оригинал работы:

Рефлексия как инструмент эффективного обучения и развития




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*