Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материала«Настоящая литература –
это не то, что ты читаешь,
а то, что ты видишь».
В. В. Набоков
Специфика подготовки среднего медицинского персонала состоит в том, что молодым людям, не имеющим достаточного социального опыта, в короткий срок нужно дать хорошую профессиональную и психологическую подготовку в сочетании с развитием таких нравственных качеств, как милосердие, эмпатия (способность к сопереживанию), толерантность, деонтологическая грамотность.
Лимит времени на теоретический и практический курс по психологии заставил искать наиболее эффективные методы преподавания для активизации деятельности наших студентов. Заинтересованность учащихся лекцией, эффективность и прочность усвоения материала во многом зависят от аргументированности и иллюстративности его изложения.
Большие возможности для усиления воздействия на студентов в ходе занятия по психологии дает использование художественного слова. Это особенно актуально в рамках проходящего года литературы.
На протяжении всей мировой культуры психология теснейшим образом была взаимосвязана с литературой и искусством. Многие произведения поэзии, прозы и других видов художественного творчества пронизаны психологическими мыслями, фактами, отражают психологические особенности окружающего мира, позволяют выразить мысль наиболее ярко и точно.
Писатели, облекая факты и впечатления в красивую языковую форму, являются прекрасными иллюстраторами психологического материала. Поэтому использование художественного слова на занятиях по психологии, его адаптация к изучаемой теме на ярких примерах подтверждает ее актуальность и важность, усиливает эмоциональное воздействие на учащихся, пробуждает у них познавательный интерес; а также активизирует учебную деятельность студентов с учетом их возрастных психологических особенностей - ведь в юношеском возрасте сильны процессы представления и воображения, а мышление происходит не столько абстрактными категориями, сколько живыми представлениями.
Удачно подобранный для примера литературный образ помогает лучше понять изученную психологическую тему, глубже раскрыть суть изучаемых процессов или явлений.
В своей работе я использую различные литературные источники: сказки, мифы, притчи, поэтическое слово, отрывки из прозы современных авторов и классиков, юмор, поговорки и афоризмы, высказывания выдающихся исторических личностей.
Начиная психологический курс, мы разбираем миф о Психее – о странствии человеческой души в поисках себя; в теме «Память» - миф о Мнемозине (богине памяти); рассказывая об «эффекте плацебо» - сказку «Наговорная водица», притчу «Бабочка». Тема «Темперамент» иллюстрируется отрывками из пьесы Н. А. Островского «Женитьба Бальзаминова», рассказом А. П. Чехова «Смерть чиновника». Типы акцентуаций характера и свойства характера студенты определяют по произведению Н. В. Гоголя «Мертвые души». Обладают психологической направленностью, юмором произведения чешского писателя Карела Чапека – рассказы «Поэт», «История режиссера Калины», «Эксперимент профессора Роусса», используемые в темах «Память», «Личность», «Общение».
Способность понимать и принимать юмор – показатель здоровой психики, поэтому, изучая нарушения внимания, студенты определяют виды рассеянности у героев художественных произведений – Паганеля из романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта», подходят с юмором к герою С. Я. Маршака «Человек рассеянный», определяя у него подлинную рассеянность, т.е. психические нарушения.
В преподавании психологии (как общей, так социальной и медицинской) особенно помогают произведения писателей-врачей В. В. Вересаева, М. А. Булгакова, и особенно А. П. Чехова. Это рассказы «Лошадиная фамилия» (тема «Память»), «Смерть чиновника» («Темперамент»), «Флейта и контрабас» («Конфликт») и др.
В произведениях указанных авторов есть образные профессиональные описания симптомов болезней, психических процессов и состояний, психологии пациента и медицинского работника.
В произведении А. П. Чехова «Тиф» описаны психические нарушения ощущений и восприятий при инфекционном заболевании; в рассказе «Черный монах» описаны зрительные и слуховые галлюцинации.
Студентам даются задания прочитать и отметить психические нарушения, обосновать ответ, приведя выдержки из текста. Студенты охотно анализируют, дискутируют, вспоминают аналогичные ситуации из повседневной жизни. У них возникают вопросы, они начинают свободно высказываться, у некоторых возникает желание прочесть произведение, из которого взят отрывок.
Автобиографическая повесть австралийского писателя Алана Маршалла «Я умею прыгать через лужи» документально передает не только симптомы периферического паралича в результате перенесенного в детстве полиомиелита, но и всю гамму переживаний ребенка-инвалида.
При изучении «Медицинской психологии» делается ссылка на отрывки из произведений М. А. Булгакова «Собачье сердце», «Полотенце с петухами» и А. И. Солженицына «Раковый корпус», где дается анализ переживаний и поведения врачей и пациентов, оказавшихся в сложных профессиональных и жизненных условиях.
Конечно, литературные тексты обладают различным познавательным и эмоциональным потенциалом, но все они влияют на формирование нравственно-этических сторон личности и на воспитание профессиональной этики будущих медработников – гуманность, участливость, чуткость, внимательность, толерантность, эмпатию; заставляют задуматься о вечных ценностях – любви, великодушии, чувстве долга.
В профессиональном образовании наблюдается такое явление, которое называют «гуманитарным голоданием». Лишь незначительная часть учащихся знакома с классическими и современными произведениями, и в связи с этим при выборе художественного текста, разработке перечня заданий следует учитывать факт отсутствия начитанности у студентов. Поэтому возможности художественной литературы огромны и заключаются не только в расширении кругозора, развитии интереса как к психологии, так и к самой литературе, но и в осмыслении ценностных и нравственных ориентиров будущих медиков, выступая не только как социально-психологический, но и диагностический тренажер. В беседах и опросах сами студенты признают художественное слово важным источником пополнения знаний.
Можно выделить следующие методы, используемые в работе с литературно-художественным материалом в процессе обучения:
-Ознакомительный, иллюстративный метод (чтение произведения полностью или по фрагментам, просмотр отрывков из художественных и телевизионных фильмов): «Интерны» - тема «Конфликт», «Женитьба Бальзаминова» - тема «Темперамент», и другие.
-Самостоятельная работа студентов с художественными произведениями (подбор фрагментов текста или цитат по темам, обсуждение, разыгрывание фрагментов по ролям, просмотр видеофрагментов): А. П. Чехов – «Флейта и контрабас» - тема «Конфликт», Ф. И. Кони - тема «Темперамент», и другие.
-Творческие методы (рисунки-ассоциации «Образ ''Я''», сочинение стихов, создание плакатов, социальных роликов по теме).
Приемы работы с литературными текстами разнообразны: отрывки можно использовать на уроке, в домашнем задании, во внеклассной работе.
Особо важное значение имеет художественный образ при изучении нового материала: при постановке цели занятия, при создании проблемной ситуации можно дать небольшой отрывок и сформулировать проблемный вопрос; по мере изучения нового материала – проиллюстрировать его яркими примерами.
Изначально тексты подбирались и использовались именно с позиции иллюстративности (сказки, мифы), а затем круг цитируемых произведений и авторов расширился и используется более вариативно.
Таким образом, включение литературно-художественного материала в содержание дисциплины «Психология» способствует усилению мотивации студентов к изучению предмета, углубляет теоретические знания, показывает связь психологии как с обыденными жизненными явлениями, так и с профессиональной деятельностью; развивает речь, мышление, творческое воображение и воспитывает художественный вкус, расширяет кругозор; а также способствует воспитанию профессионально необходимых чувств сострадания, сопереживания, умения дать другим эмоциональную поддержку, т.е. вносит свой вклад в процесс формирования будущего специалиста.
Оригинал работы:
Роль художественного слова на занятиях по психологии в профессиональном становлении студентов
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.