Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методологические основы новых технологий профессионального обучения

15.02.2017 2173 4937
Терёхина Роза Павловна
Терёхина Роза Павловна, преподаватель

Кадомский технологический техникум

Материализация педагогической технологии - учебник, учеб­ное пособие, методика обучения, деятельность преподавателя и сту­дента, педагога-ученого. Независимо от того, в какой материальной форме будет воплощена педагогическая технология и к какому уров­ню профессионального образования она относится, эта технология должна отражать современный уровень научно-педагогического зна­ния о процессе формирования личности молодого специалиста, осно­вываться на принципах профессионального обучения и использовать уже разработанные методы обучения и воспитания.

Цель обучения - формирование определенных качеств лично­сти - может быть достигнута только при использовании этих компо­нентов. Методологической основой профессионального обучения яв­ляются его принципы, главные из которых:

  • принцип целенаправленности;
  • принцип гуманизации;
  • принцип научности;
  • политехнический принцип;
  • принцип многоуровневости;
  • принцип технологичности;
  • принцип компьютеризации;
  • связи обучения с жизнью;
  • систематичности и последовательности;
  • сознательности и активности;
  • наглядности обучения;
  • доступности;
  • интегративного подхода;
  • воспитывающего и развивающего обучения;
  • принцип прочности.

Преподавателю необходимо не только просто знать эти прин­ципы, но и реализовать их требования при организации педагогиче­ских технологий. Каковы их требования? Назовем главные.

Принцип целенаправленности. Целенаправленность учебно-воспитательной работы возможна лишь тогда, когда цели общества или "социальный заказ" преобразованы в педагогические категории - цель и задачи обучения и воспитания, выражены языком содержания учебного материала, содержания воспитательной работы.

По большому счету принцип целенаправленности реализуется через главную цель программы развития среднего профессионального образования и выражается в создании организаци­онных, методических и содержательных основ проведения в жизнь государственной политики в области среднего профессионального об­разования.

Требования принципа целенаправленности:

  • соответствие содержания обучения и воспитания, методов и форм организации обучения главным задачам средних специальных учебных заведений;
  • соответствие содержания обучения и воспитания, методов и форм организации обучения учебному плану и программ по специаль­ности.

Принцип гуманизации. Гуманизация образования - это опти­мизация взаимодействие личности и социума, обеспечение их наибо­лее эффективного развития. Гуманизация образования направлена на создание таких форм содержания и методов обучения и воспитания, которые обеспечивают раскрытие индивидуальности учащихся - его познавательных процессов, личностных качеств, создание таких усло­вий, при которых он захочет учиться, будет лично заинтересован в том, чтобы воспринимать, а не отталкивать воспитательные воздейст­вия.

Понятие "гуманизация образования" нельзя отождествлять с гуманитаризацией; последняя предполагает акцент на гуманитарные науки в учебном процессе. Такой акцент, характерный для европей­ской системы образования, привел к негативным последствиям: сни­зилась роль и значение практического интеллекта и практической дея­тельности, упал интерес к естественным и техническим наукам и соот­ветственно снизился уровень подготовки по данным предметам.

Обращение к проблеме гуманизации образования во многом связано с эволюцией философских воззрений, в соответствии с кото­рыми в центр научной картины мира выдвигается человек. До послед него времени наука считалась объективной, если она была очищена от связи с индивидуальными субъектами. Это касалось всех без исклю­чения наук, в том числе педагогики и психологии.

Принцип гуманизации применительно к педагогической прак­тике выдвигает ряд проблем, в том числе развития у учащихся воли, стремления к самосовершенствованию, воспитания уважения к окру­жающим. Из принципа гуманизации вытекает ряд требований к со­держанию профессионального образования: унификации терминоло­гии специальных предметов, введение в содержание программ и учеб­ников опыта рационализаторов и изобретателей, выявление новых об­ластей технического и технологического знания, разработка творче­ских заданий для формирования способностей и воплощения возмож­ностей учащихся в профессиональной деятельности; разработка ва­риативных модулей для индивидуального обучения.

Принцип научности в профессиональном обучении означает опору на науку как источник системы законов, закономерностей, по­нятия и проявляется прежде всего в отборе учебного материала и в применяемых методах обучения.

Преподаватель должен смоделировать содержание учебного предмета на весь период обучения, наметить цели (образовательные, воспитательные, развивающие), отобрать важнейшие теоретические сведения, факты, достоверно установленные наукой, предусмотреть комплексное применение дидактических средств обучения, опреде­лить деятельность свою и учащихся, спрогнозировать результаты обу­чения и продумать способы их достижения, т.е. преподаватель должен иметь не только планы отдельных уроков, но и перспективный план педагогического процесса по предмету.

Программы учебных предметов, излагая основы содержания образования, должны преследовать следующие задачи: знакомить учащихся с важнейшими теориями, дающими правильное научное объяснение действительности, показывать перспективы социально-экономического развития и т.д.

При изложении учебного материала преподаватель должен информировать учащихся о важнейших спорных, дискуссионных про­блемах, о научных гипотезах, а также в доступной форме рассказать о перспективах развития науки. Принцип научности в профессиональ­ном обучении исключает употребление ненаучных терминов и иска­жение научных теорий. Поэтому необходимо активизировать само стоятельную деятельность учащихся: поручать им сделать анализ ста­тьи в научном журнале, подготовить доклад, перевести с иностранного языка статьи о новых научных открытиях и т.д.

Принцип научности должен найти отражение в методах обуче­ния. В наибольшей степени он реализуется при рациональном сочета­нии методов обучения с методами самой науки (наблюдение, экспери­мент, выдвижение и обоснование гипотез, моделирование, анализ, синтез).В настоящее время научные методы прочно входят в педаго­гический процесс, т.к. обучение на технических объектах с использо­ванием микропроцессорной и вычислительной техники по своей сущ­ности требует применять методы науки, что усиливает исследователь­скую деятельность в профессиональном обучении и обеспечивает раз­витие творческих способностей учащихся.

Политехнический принцип

Научно-производственной базой политехнического образова­ния служат основные принципы всех процессов производства. На со­временном этапе организации профессиональной подготовки предсто­ит создание общих методик обучения определенной профессии, ох­ватывающих весь цикл профессиональной подготовки будущих спе­циалистов по группам специальностей, и частных методик по от­дельным общетехническим и специальным предметам.

Частные методики должны излагать специальные для каждого предмета вопросы, связанные с особенностями их содержания, возрас­та учащихся и целями профессиональной подготовки. В них должны быть представлены методики уроков, лабораторно-практических заня­тий, внеучебных занятий, т.е. система обучения данному предмету.

Преподаватель должен вначале выделить основные понятия, умения и навыки в каждом курсе, учебном предмете и возвращаться к ним на разном учебном материале. Понятия, умения, навыки должны постоянно развиваться, систематизироваться и, развиваясь, услож­няться.

Таким образом, осуществление политехнического принципа означает глубокое изучение основ материального производства.

Нам представляется необходимым сказать о новом явлении, которому мы все свидетели: это многоуровневость профессионального обучения.

Принцип многоуровневости профессионального обучения является новым дидактическим принципом, возникшим в связи с созданием новых типов профессиональных учебных заведений, с инте­грацией, дифференциацией и интенсификацией подготовки молодых специалистов. Многоуровневость подготовки дает возможность полу­чить различный уровень образования, овладеть специальностью и ква­лификацией в структуре непрерывного образования, пройти все ста­дии обучения - начальное образование, среднее и высшее профессио­нальное образование. Но это возможно лишь при создании системы непрерывного образования в рамках новых типов учебных заведений (лицеев, колледжей, высших профессиональных училищ, учебно-профессиональных центров непрерывного образования). В структуре образования отдельных регионов предусмотрена многоуровневая под­готовка. В профессионально-квалификационном статусе эта система предусматривает получение образования, начиная с низшего до выс­шего, осваивая и углубляя знания избранной профессии.

Так, при подготовке специалистов по профессии швейного профиля этот, процесс может идти от швеи до инженера-технолога швейного производства. Многоуровневость предусмат­ривает интегративно-модульную систему профессионального обу­чения.

Изучение данного опыта показало, что профессиональное обу­чение выступает как социально-педагогическая новация.

Принцип технологичности связан с технологическими про­цессами, существующими в производстве. Этот принцип имеет боль­шое значение в профессиональной подготовке рабочих и специали­стов. От него зависит уровень квалификации выпускника.

Принцип технологичности требует такой систематизации зна­ний, умений и навыков, при которой обеспечивались бы последова­тельность овладения учебно-практическими, политехническими и профессиональными умениями и навыками, точность работы, развитие у учащихся творческого мышления и технической самостоятельности.

Принцип компьютеризации рассматривается как фундамен­тальный принцип, реализуемый в условиях целостного процесса про­фессионального обучения. Компьютерное обучение занимает ведущее место в общей теории и практике педагогического и производственно­го процессов. Данный принцип реализуется не только самостоятельно, но и через специфические принципы: проектирование целей и содер­жания программно-методического обеспечения компьютерного обу­чения; создание педагогических программных средств; педагогическая, техническая и психолого-физическая реализация применения компьютера в учебном процессе; управление педагогической деятель­ностью преподавателя и учебно-познавательной деятельностью уча­щихся; прогнозируемый результат обучения.

Осуществление компьютерного обучения требует систем­ного и комплексного подходов к процессу обучения. Системный подход предполагает изучение всех сторон предметов и внешних свя­зях и взаимодействиях, их развитии. Этот подход широко реализуется в педагогике в последние годы.

В практике обучения сложилось положение, когда в планиро­вании основное внимание уделяется уроку, системе уроков по отдель­ному разделу, теме. При компьютерном обучении этого недостаточно, необходимо планирование и моделирование целостного учебно-воспитательного процесса по определенным предметам и всему про­цессу профессиональной подготовки будущих специалистов.

Известно, что в профессиональном обучении широко исполь­зуется электронно-вычислительная техника при подготовке квалифи­цированных рабочих и специалистов, обслуживающих и применяю­щих эту технику (наладчики, операторы, организаторы производства и др.). Кроме того, одновременно или раздельно эта техника использует­ся в качестве средства усвоения знаний, формирования умений и на­выков.

Принцип компьютеризации обучения требует комплексного обеспечения учебно-воспитательного процесса дидактическими сред­ствами.

Компьютеры и программные средства учебного назначения целесообразно применять на уроке там, где от них может быть полу­чен значительный педагогический эффект, т.е. где традиционные фор­мы, методы и средства обучения не могут обеспечить достижение по­ставленных задач обучения.

Опыт показывает, что эффективность применения компьюте­ров выше, когда обучающая программа содержит незначительное ко­личество текстового материала, а больше схем, графиков, рисунков, динамических моделей изучаемых явлений и процессов.

Теоретическое обеспечение проблемы применения компьютера в учебно-воспитательном процессе является в настоящее время одной из сложных и пока недостаточно разработанных проблем. Успешность решения этой проблемы станет важнейшей предпосылкой создания научно-методической основы перехода к новой технологии профес­сионального обучения, сочетающей прогрессивные традиционные формы, методы и средства обучения на уроке и новые методы, осно­ванные на использовании компьютера.

Принцип связи обучения с жизнью.

Требования принципа:

  • профессиональная направленность всего учебно-воспитательного процесса;
  • получение ответа на вопрос где, когда и как можно использовать приобретенные знания и в жизни, и на производстве.

Принцип систематичности и последовательности. Требования принципа:

  • строгое, логическое расположение учебного материала как в учебной программе, так и в методах передачи знаний студентам;
  • последовательное овладение студентами знаниями, умения­ми и навыками и одновременное их применение на практике.

Принцип сознательности и активности. Его требования:

  • учет "Двусторонности" характера учебного процесса;
  • необходимость вызвать у студентов желание работать самостоятельно, творчески;
  • эффективное включение в учебный процесс активных мето­дов, форм обучения;
  • подключение студентов к научному процессу самостоятель­ного добывания знаний;
  • развитие у студентов научного мышления и профессионального творческого подхода к приобретению знаний, умению самостоя­тельно и свободно пользоваться ими для решения конкретных произ­водственных задач.

Принцип наглядности обучения. Его требования:

  • четкое определение дидактической цели использования на­глядности;
  • порядок и методика показа;
  • выбор целенаправленного количества наглядности;
  • последовательность демонстрации;
  • сочетание отдельных видов наглядности;
  • включение студентов в самостоятельный анализ наблюдае­мых объектов;
  • соблюдение требований культуры показа;
  • психологические требования к оформлению наглядности;

-наличие вывода преподавателя.
Принцип доступности.

Его требования:

  • учет образовательного уровня студентов;
  • учет познавательных возможностей студентов;
  • учет профессиональной подготовки, характера и опыта сту­дентов;
  • учет возрастных особенностей студентов;

-учет потребностей и интересов студентов;
Принцип интегрированного подхода.
Его требования:

-одновременное использование различных форм и методов обучения в преподавании родственных предметов для решения про­фессиональных и жизненно важных проблем.

Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Его требования:

  • правильное определение ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей;
  • формирование у студентов в ходе занятия научного мировоззрения;
  • воспитание чувств патриотизма, гражданственности, гуманности, интеллигентности и т.п.;
  • формирование навыков культурного поведения, дисципли­нированности;
  • развитие самостоятельности, инициативы, творчества;
  • развитие познавательных способностей и творческих сил (умение анализировать, обобщать, выделять главное, сравнивать, со­поставлять, делать самостоятельные выводы и т.п.)

Принцип прочности. Его требования:

-эффективно реализовать требования вышеперечисленных принципов;

  • педагогически целесообразно и четко организовать повторение, закрепление получение знаний, формировать умения и навыки использования этих знаний на практике;
  • систематически контролировать и оценивать приобретенные учащимися знания, умения и навыки;
  • осуществлять индивидуальный, дифференцированный под­ход к учащимся в процессе организации учебно-воспитательной рабо­ты.

Итак, перечисленные выше требования ведущих принципов обучения являются как бы стержневой основой для современных пе­дагогических технологий.

Каковы же составные современных педагогических техноло­гий, каково их содержание? Охарактеризуем их в той логической по­следовательности, в которой они представлены в нашей формуле: (СПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения).

Сегодня в условиях реформирования экономики и образова­ния, исходя из закона об образовании, цель воспитания и обучения студентов трактуется несколько по-новому - формирование у них об­щечеловеческих ценностей.

Сущность этих ценностей в задачах воспитания и обучения: формирование у студентов качеств гуманности, гражданственности, патриотизма, интеллигентности, личностных, профессиональных ка­честв и др.

Спецификой решения этих задач включение каждого студента в практическую, полезную, деятельность.

Что же касается содержания обучения, оно определяется учеб­но-планирующей документацией: учебными планами, программами, учебниками, учебно-методическими материалами.

 

Оригинал работы:

Методологические основы новых технологий профессионального обучения




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*