Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формы взаимодействия классного руководителя и семьи

15.02.2017 4366 6991
Терёхина Роза Павловна
Терёхина Роза Павловна, преподаватель

Кадомский технологический техникум

Педагогика должна стать наукой для всех - и для учителей, и для родителей.

В.А. Сухомлинский

 

Совместная деятельность классного руководителя и семьи будут эффективны тогда, когда классный руководитель будет использовать активные формы вза­имодействия с семьями своих учеников.

С первого дня работы с детским коллективом и коллективом родителей классный руководитель должен добиваться того, чтобы дети с родителями понимали значение тех требований, кото­рые учебное заведение предъявляет к семье. Немаловажным условием взаи­модействия семьи и классного руководителя является разумность тех требований, которые педагог предъявляет к родителям и ре­бенку.

В общении с коллективом родителей классный руководитель должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции. Только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех проводимых  мероприятиях.

Начиная работать с семьями своих учеников, классный руко­водитель должен обсудить те правила общения, которыми он хо­тел бы руководствоваться в работе с родителями.

Правило эффективного взаимодействия классного руководителя с се­мьями учащихся могут быть примерно следующими:

  1. Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если
    вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.
  2. Не беседуйте, с родителями второпях, на бегу; если вы не рас­
    полагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой
    раз.
  3. Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старай­тесь назидать и поучать — это вызывает раздражение и нега­тивную реакцию со стороны родителей.
  4. Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.
  5. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от ро­дителей услышали.
  6. То, о чем родители вам поведали, не должно стать достояни­ем других родителей, учащихся и педагогов.
  7. Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, ро­дителей необходимо поставить об этом в известность.
  8. Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.
  9. Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.
  10. Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпе­тентен, он должен извиниться перед родителями и предло­жить им обратиться за консультацией к специалистам.

Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьей являются индивидуальные формы работы и групповые.

К групповым можно отнести такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские университеты.

Групповые формы работы уместны для организации психо­логического просвещения родителей, для встреч с администраци­ей учебного заведения по самым насущным проблемам.

Чтобы групповые формы общения родителей и педагогов были эффективными, родители должны иметь возможность принимать участие в планировании содержания занятий родительских уни­верситетов и других различных форм взаимодействия с учебным заведением.

Самой распространенной формой групповой работы с родите­лями является родительское собрание.

Родительское собрание проводится один раз в месяц или в семестр, в зависимости от особенностей группы, возраста учащихся, контингента родителей.

Очень важно, чтобы уже в ходе первой встречи с педагогом родители четко знали сроки проведения родительских собраний, заранее получили расписание всех видов сотрудничества на учеб­ной год. Это очень дисциплинирует родителей и дает понять, что учебное заведние целенаправленно занимается проблемами семьи и уделяет такому сотрудничеству большое внимание.

В течение всего учебного года классный руководитель должен провести 1-2 обязательных родительских собрания. Однако практика показывает, что классный руководитель проводит на одно-два собрания больше. Это связано с теми конкретными про­блемами и ситуациями, которые требуют проведения дополни­тельных родительских собраний.

Первое родительское собрание является, как правило, органи­зационным и проводится в сентябре-октябре.

Последующие собрания являются тематическими. Их темати­ка определяется потребностями родителей, классного руководи­теля,  актуальностью обсуждаемой темы.

Последнее собрание в году является итоговым и проводится в конце учебного года в мае месяце.

По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими, итоговыми.

Текущие родительские собрания — это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов.

Тематические родительские собрания — это собрания, посвящен­ные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано аб­солютное большинство родителей группы. Тематические родительские собрания, как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспита­ния детей.

Итоговые родительские собрания — это собрания, в задачу кото­рых входит подведение результатов развития  коллектива за определенное время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся группы, собственно­го ребенка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть.

Итоговые родительские собрания можно проводить в различ­ной форме, в зависимости от темы и цели самого собрания. Это могут быть праздники, походы, торжественные собрания.

Каким бы по содержанию родительское собрание ни было, оно требует тщательной подготовки. Классный руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда педагог его планирует, пишет своеобразный сценарий.

К каждому родительскому собранию уместно подготовить ди­агностический материал для родителей или статистический мате­риал, связанный с изучением отдельных сторон жизни учащихся . Чтобы собрание было полезным родителям и им хотелось в нем участвовать, каждый должен получить то, что для него осо­бенно актуально. Поэтому в содержание родительского собрания можно ввести следующие традиционные рубрики:

  • «Из истории воспитания детей в семье»;
  • «Великие педагоги мира»;
  • «Традиции воспитания народов мира»;
  • «Крылатые фразы о воспитании»;
  • «Азбука воспитания детей в семье»;
  • «Советуем прочесть»;
  • «Книжная полка родителей»;
  • «Обсудите вместе с ребенком»;
  • «Шкатулка мудрости»;
  • «Творческая мастерская семьи»;
  • «Взрослые дети — взрослые проблемы»;
  • «Куда пойти учиться»;
  • «Закон и порядок» и др.

Такие рубрики позволят сделать родительское собрание нео­бычным; рейтинг родительских собраний изменится, будет cnособствовать изменению взаимоотношений в лучшую сторону в си­стеме «учитель — ученик — родитель».

Большое внимание классный руководитель должен уделить формированию традиций в проведении родительских собраний.

Какие традиции родительского собрания являются значимыми и эффективными? Огромное значение для родителей, дедушек и бабушек имеют благодарственные письма, которые классный руководитель мо­жет отправить как домой ученику, так и на работу его родителям. Очень здорово, если такое благодарственное письмо родители получают в день рождения своего ребенка. Это является большим стимулом для ребенка, а. также признанием заслуг самих родите­лей в воспитании детей.

Очень важным для классного руководителя является мнение родителей по проведенному собранию. Поэтому надо вводить в содержание родительского собрания элементы рефлексии. Они могут быть разными: устное мнение родителей, письменный ана­лиз результатов собрания, оформление коллажа или газеты.

Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости родительское собрание может совершить переворот в сознании пап и мам, разбудить в них ог­ромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливым. Классный руководитель должен по­мнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда в нем есть потребность со стороны взрослых, а педагог, кото­рый его готовит, авторитетен в глазах родителей.

 

Оригинал работы:

Формы взаимодействия классного руководителя и семьи




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*