Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаДля создания совершенного комплексного учебно-методического обеспечения знание его компонентного состава имеет важное значение во многих отношениях. Объективно установленный состав комплексного учебно-методического обеспечения позволяет понять структурное строение такого обеспечения, более полно выявить и систематизировать его содержание и сформулировать требования к его созданию.
Под составом комплексного учебно-методического обеспечения понимается все те его структурные компоненты, из которых оно слагается как целое, необходимое и достаточное для проектирования и качественной реализации образовательного процесса по учебным дисциплинам и специальностям.
Чтобы глубже понять проблему и объективно выявить весь состав комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса, важно определить подход к решению данного вопроса. С этой целью надо рассмотреть образовательный процесс как объект комплексного учебно-методического обеспечения и определиться в том, что следует взять в качестве исходной основы для установления компонентного состава такого обеспечения.
В данном случае необходимо знать, что представляет собой образовательный процесс как объект комплексного учебно-методического обеспечения.
Ученые-педагоги обычно рассматривают образовательный процесс как статическую модель, включающую следующие компоненты: цель, содержание образования, методы, средства и организационные формы обучения. Но реальный образовательный процесс не статичное состояние, а проходит в динамике и в современной дидактике понимается как взаимодействие деятельности и педагогов, и обучаемых, направленное на достижение учебных целей, задач обучения, воспитания и развития, на формирование знаний, умений, навыков.
Деятельность педагога и деятельность обучаемых являются главными составляющими реального образовательного процесса, они и выступают в нем в качестве объектов комплексного учебно-методического обеспечения. При таком понимании образовательного процесса в нем необходимо комплексно обеспечивать дидактическую деятельность педагога и учебно-познавательную деятельность студентов. Комплексное учебно-методическое обеспечение востребуется деятельностью педагога и используется им для решения профессиональных задач при проектировании образовательного процесса и его реализации. Поэтому для установления и обоснования всего состава комплексного обеспечения следует исходить из самой деятельности педагога.
Для решения вопроса о составе комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса необходимо использовать деятельностный подход, позволяющий с позиций деятельности педагога объективно выявить и установить все составные компоненты комплексного обеспечения. Такой подход предполагает проведение структурно-функционального анализа деятельности педагога с тем, чтобы выявить всю совокупность решаемых им профессионально-типовых задач при проектировании и реализации образовательного процесса и, исходя из них, установить весь компонентный состав комплексного учебно-методического обеспечения, предназначенного для решения таких задач.
В соответствии с изложенными выше положениями проведем анализ деятельности педагога в пределах учебного занятия (урока), в котором в миниатюре отражается весь образовательный процесс как таковой и реализуется деятельность педагога в ее полном завершенном дидактическом цикле. Для этого обратимся к используемому отечественной психологией подходом к анализу трудовой деятельности и пониманием ее структурного строения.
Профессиональная деятельность педагога, являясь одним из конкретных видов трудовой деятельности, связана с подготовкой к учебным занятиям и их проведением и характеризуется свойственным ей специфическим типом структуры. В ней всегда три сменяющих друг друга этапа: подготовительный, основной, заключительный!
Функциональное назначение подготовительного этапа деятельности педагога состоит в проектировании им содержания и целей образовательного процесса, его результатов и технологии их достижения на предстоящем учебном занятии. На подготовительном этапе деятельности педагог последовательно решает следующие профессионально-типовые задачи: определяет содержание образования для данного учебного занятия; осмысливает и конкретизирует цели обучения, воспитания и развития, которые необходимо достичь на этом учебном занятии; структурирует содержание образования, выделяет в нем основные дидактические единицы учебной информации, подлежащие усвоению; устанавливает уровни усвоения каждой дидактической единицы; составляет план проведения учебного занятия; подготавливает необходимое материально-техническое оснащение образовательного процесса.
Для решения этих задач педагогу необходима нормативная и учебно-методическая документация (государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, учебная программа, календарно-тематический план и др.). Такая документация востребуется деятельностью педагога при проектировании им образовательного процесса и является составным компонентом комплексного учебно-методического обеспечения.
Второй этап деятельности следует рассматривать как основной. Его функциональное назначение состоит в реализации содержания образования, целей обучения, воспитания и развития студентов, формирования у них знаний, умений, навыков. На этом этапе деятельности задачи педагога заключаются в том, чтобы сообщить студентам учебную информацию, организовать их учебно-познавательную деятельность и обеспечить усвоение ими всех основных дидактических единиц учебной информации на необходимых уровнях, установленных при проектировании результатов образовательного процесса.
Для решения этих задач необходимы средства обучения, представляющие, по определению доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Семушиной, совокупность предметов, которые заключают в себе учебную информацию или выполняют тренирующие функции и предназначены для формирования у учащихся знаний, умений и навыков, управления их познавательной и практической деятельностью, всестороннего развития и воспитания. При этом подразумевается не замена функций педагога определенным набором средств обучения, а их корректное дополнение для расширения возможностей педагога по реализации содержания образования, целей обучения, воспитания и развития студентов.
Под средствами обучения понимаются не только «материальные объекты, предметы», но и «слово педагога». Именно оно, отмечает доктор педагогических наук, профессор Л.Я. Зорина, «пронизывает весь дидактический цикл процесса обучения», «выступает главным источником информации» при проведении учебных занятий и «увязывает воедино все остальные средства обучения».
Средства обучения, так же как и нормативная и учебно-методическая документация, используются педагогом для решения своих профессиональных задач и являются составным компонентом комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Одним из основополагающих условий эффективности любой трудовой деятельности, в том числе и педагогической, является контроль ее реализации с целью установления соответствия достигнутых результатов заданным критериям и принятия необходимых решений.
На первом этапе деятельности при проектировании образовательного процесса педагог, устанавливая уровни усвоения основных дидактических единиц учебной информации, тем самым устанавливает требования к результатам обучения, которые одновременно выступают и в качестве критериев контроля этих результатов.
На втором этапе деятельности в ходе реализации образовательного процесса педагог, руководствуясь этими критериями, контролирует и оценивает результаты текущего усвоения студентами содержания образования и на основе конкретной информации об этом вносит (при необходимости) коррективы в свою деятельность и в деятельность студентов.
Для обеспечения педагога и студентов своевременной и объективной контрольной информацией о результатах обучения и учения, качестве овладения знаниями, умениями и навыками необходимы разнообразные средства контроля (технические средства, тесты и др.).
Средства контроля, так же как и средства обучения и нормативная и учебно-методическая документация, востребуются деятельностью педагога, используются им для решения своих профессиональных задач и являются составным компонентом комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Третий этап дидактической деятельности педагога завершает ее цикл в пределах учебного занятия. Функциональное назначение этого этапа деятельности состоит в получении педагогом совокупной итоговой информации о результатах обучения, сравнении полученных результатов с намечавшимися и выводов из этого сравнения на дальнейший период.
На этом этапе деятельности педагог выявляет и сопоставляет фактические уровни усвоения студентами каждой основной дидактической единицы учебной информации с запланированными при проектировании результатами образовательного процесса; оценивает качество сформированных знаний, умений и навыков; анализирует свою деятельность и деятельность студентов.
На основе такого системного анализа результатов обучения и учения, самоанализа своей деятельности и анализа деятельности студентов педагог получает необходимую информацию для проектирования более совершенного очередного «дидактического цикла» образовательного процесса и создания для него более совершенного комплексного учебно-методического обеспечения.
Таким образом, на основе приведенного выше структурно-функционального анализа деятельности педагога можно следующим образом охарактеризовать состав комплексного учебно- методического обеспечения образовательного процесса.
Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса как целое состоит из трех компонентов, т.е. в полном его составе оно трехкомпонентно. В состав комплексного учебно-методического обеспечения в качестве его структурных компонентов входят: нормативная и учебно-методическая документация, средства обучения, средства контроля.
В таком составе комплексное учебно-методическое обеспечение востребуется дидактической деятельностью педагога и реализуется им при подготовке к учебным занятиям и их проведении. Данный состав комплексного учебно-методического обеспечения инвариантен, поскольку в таком его составе оно необходимо и достаточно для продуктивного решения педагогом всех его профессионально-типовых задач при проектировании и реализации образовательного процесса по любой учебной дисциплине и любой специальности среднего профессионального образования.
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.