Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Выделение особенностей народного итальянского танца

13.02.2017 3738 7017
Калугина Ольга Геннадьевна
Калугина Ольга Геннадьевна, преподаватель

Мерц Мария Евгеньевна
Мерц Мария Евгеньевна, студент

Вятский колледж культуры

Игорь Александрович Моисеев говорил, что «Народный танец - это пластический портрет народа» [5].  С ним невозможно не согласиться. Танец несомненно является частью культуры любого народа. Каждая национальность отражает в танце свою историю, характер, темперамент. В репертуаре коллективов, ансамблей, есть множество разнообразных танцев народов мира, но не всегда исполнители достоверно точно передают манеру танца. Сегодня многие хореографические коллективы исполняют народные танцы, не зная историю, обычаи, быт народа, что приводит к лексическому и композиционному обнищанию народного танца. На сцене меняется только музыка, движения и костюм, композиционный план зачастую один и тот же. Анализ теоретических подходов и реальной ситуации позволил выявить противоречия между многообразием существующих особенностей итальянского народного танца и не использованием этих особенностей в хореографических постановках любительских коллективов.

Италия - страна с уникальным историческим и культурным наследием. Это морская, горная страна, которая располагается на юге Европы от Альп до Средиземного моря. В Италии еще в древности сформировался весь комплекс календарных праздников, на основе синтеза компонентов новой религии и бытовавшего языческого ритуала. Зимние и весенние обряды итальянцев довольно ясно привязаны к датам церковного календаря. В канун дня святого Мартина в деревнях из дома в дом бродят шумные компании молодых людей с просьбой какого-либо подношения от хозяев домов. Непременная принадлежность обеденной трапезы этого дня - макароны, свинина, индюшатина, молодое вино и сладкий крендель.

Один из зимних праздников - день святой Катерины - рассматривается в Италии как начало рождественского периода. Подготовительным периодом к Рождеству считается Новена, дети и молодые люди ходили из дома в дом, пели или читали рождественские истории, за что они получали вознаграждение от хозяев.

В эпоху Возрождения огромных успехов достигает хореографическое искусство в Италии. Бытовой танец приобретает большое значение, становится неотъемлемой частью уличных карнавалов, украшает балы, вечера и маскарады. Развитие музыкального искусства в эпоху Возрождения было тесно связано с развитием танца, поскольку большинство великих композиторов в своих сочинениях ориентировались на танец. Традиция контрастного сопоставления медленного танца-шествия и живого прыжкового танца породила такую музыкальную форму, как сюита.

Среди самых известных итальянских народных танцев выделяют Тарантеллу, Пиццику, Сальтореллу, Бергамаску, а среди придворных танцев – Гальярду и Павану.

Основными движениями итальянских народных танцев можно считать: жесты руками и кистями, взмахи рук и ног, выразительные повороты, прыжки и скачки, позы, «журавлиный шаг», «прыжки с кисточкой», где танцующий в прыжке совершает разворот на 180 или 360 градусов, использование кастаньет и тамбурина, движения резкие, четкие, часто сопровождающиеся пением.

Анализируя итальянскую культуру, выделив виды итальянских народных танцев, можно выделить особенности итальянских народных танцев:

  1. Танцевальная культура Италии развивалась и существовала в жанрах бытового придворного и народного танца.
  2. Существует несколько видов итальянского народного танца:
  • придворный танец Мориско сохранил свою популярность в простонародье и до сих пор исполняется в Испании и на Британских островах.
  • Гальярда – старинный, веселый и живой танец, который берет свое начало в народной хореографии, хотя наибольшее распространение получил у привилегированных классов.
  • Самым популярным народным танцем Италии, который известен многим и на сегодняшний, является Тарантелла, его разновидностью является танец Пиццика. Он характерен также для южных регионов Италии: Апулии и Базиликаты.
  • Итальянский народный танец Сальтарелло, в переводе с итальянского «Saltare» означает «скакать», этот всенародно любимый танец исполняют на карнавалах, а в центральных провинциях сальтарелло пляшут по поводу и без повода.
  • Бергамаска – это крестьянский танец, родиной которого является север Италии [3].
  1. В итальянском танце, важными являются шесть элементов: чувство размера, ритма, пространства, чувство партнера, память и манера исполнения;
  2. Характер исполнения итальянского народного танца живой, быстрый, легкий.
  3. Основные движения итальянских народных танцев:
  • Композиционная основа Мориски это два ряда по шести танцоров в каждом. Исполняют танец мужчины в маскарадных костюмах, на ногах у них колокольчики, а в руках платки. Основными движениями являются взмахи руками и ногами [2].
  • Гальярда, насыщенный прыжками и скачками танец, танцуют его в паре или соло. Основными движениями являются «пять шагов» - четыре шага и один прыжок, после которого - поза. Так же исполяняютя «журавлиный шаг», «прыжки с кисточкой»,
  • Тарантеллу так же танцуют в паре и соло. Особенностью танца является его резвый, набирающий скорость темп. Характерной для танца является мелодия триолями. В сицилийской тарантелле используют кастаньеты, а в неаполитанской ее исполняют под тамбурин.
  • Одна из разновидностей Тарантеллы - Пиццика является парным танцем, его исполняют на семейных праздниках. Это танец в кругу, сопровождающийся жестами рук и кистей, выразительными поворотами.
  • Сальтарелло подвижный танец принято танцевать под сопровождение тамбурина и гитары. Величина из чередующихся тактов – в ритме 3/4 и стандартного 6/8 [3].

При выполнении курсовой работы были сделаны следующие выводы: при рассмотрении развития танцевальной культуры итальянского народа выявлено, что хореография зарождалась вместе с музыкой, народными праздниками и гуляньями, танцы всегда являлись частью культуры итальянского народа, но лишь в средневековье им стали уделять особое внимание. Танцевальная культура определила свое место в искусстве - танцам стали обучать, была разработана система правил и открыта танцевальная школа. Движения народных танцев переходят в светские залы, становятся более утонченными и плавными. Маскарады и венецианские балы масок придают народному танцу черты торжественности, пышности, вычурности тем самым вносят немалый вклад в развитие танцевальной культуры Италии. В это время происходит деление танца на придворный, светский танец и народный танец. Народные костюмы итальянцев отражают легкость и в то же время торжественность танца [2].

При выявлении движений и манеры исполнения итальянских народных танцев, главной особенностью исполнения итальянских народных танцев является его живость, быстрый, ускоренный темп движений. Легкость прыжков и подскоков предают танцу жизнерадостность. Это то, что объединяет итальянские народные танцы. Этот вывод можно сделать, благодаря тому, что Италия является южной страной. По характеру итальянцы очень темпераментны и жизнерадостны. Особенностью танца Мориски является зачерненные лица танцоров. Гальярда – танец, насыщенный прыжками. В Тарантелле постоянно ускоряющийся темп, движения резкие, четкие, часто сопровождаются пением.  Пиццику исполняли на семейных праздниках в кругу, танец сопровождался жестами руками и кистями, а также выразительными поворотами. Сальтарелло было принято выполнять под сопровождение тамбурина и гитары [1].

При выделении особенностей итальянского народного танца, существует важность обращения к истокам народной хореографии, которые помогают хореографу понять самобытность народа, его историю, развитие культуры и влияние ее на танцевальное искусство. Благодаря этим особенностям хореограф сможет достоверно отразить движения и манеру исполнения итальянских народных танцев.

 

 Список использованной литературы:

 

  1. Итальянские танцы: история и их разновидности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fb.ru/article/257936/italyanskie-tantsyi-istoriya-i-ih-raznovidnosti (Дата обращения: 13.11.2016).
  2. Культура эпохи средневековья [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://listatel.ru/mir-srednevekovia/94-tanec/1720-2011-02-03-13-10-49.html (Дата обращения: 11.11.2016).
  3. Лопухов, А.В. Основы характерного танца [Текст] - А.В. Ширяев, А. И. Бочаров. – СПб: Лань, 2010. - 344с.
  4. Моисеев И.А Я вспоминаю… Гастроль длиною в жизнь. [Текст] - М.: «Согласие», 2016.  - 226 с.
  5. Народная культура Италии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://muz-teoretik.ru/italyanskaya-narodnaya-muzyka/ (Дата обращения: 9.11.2016).

 

Оригинал работы:

Выделение особенностей народного итальянского танца




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*