Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВсе наши замыслы,
все поиски и построения
превращаются в прах,
если у ученика нет желания учиться.
-Сухомлинский Василий Александрович
Слово «мотивация» с английского motivation переводится, как 1) «заинтересованность», «энтузиазм»; и 2) «повод», «основание» (Кембриджский англо-русский словарь). То есть, мотивировать человека — значит побудить, заинтересовать, дать повод к выполнению определенных действий.
Мотивация является основной составляющей работы учителя. Она вызывает активность обучающихся, обуславливает их поведение, затрагивает их интересы, побуждает к реализации потенциала и раскрытию способностей в процессе деятельности.
Скороходова Нина Юрьевна в книге «Психология ведения урока» пишет: «Технология развития мотивации учения в современной школе строится на развитии мотива достижения учеников. Эта технология включает как создание особой учебной программы с большим количеством фиксируемых градаций по сложности задач, времени усвоения и т. п., так и особый стиль взаимодействия учителя и ученика на уроке» [4]. Формирование положительной мотивации к учению — одна из главных задач учителя. Добиться высокого уровня обученности получается посредством привития интереса к изучаемому предмету. Таким образом, прослеживается прямая взаимосвязь от формирования и поддержания мотивации учения к достижению основной цели обучения — высоким показателям качества знаний.
Значимость мотивации и мотивационной сферы в развитии личности является популярным предметом исследования многих психологов и педагогов. Мотивационная сфера представляет собой систему мотивов человека, которая может либо стимулировать, либо замедлять развитие способностей одаренного ребенка.
Одна из точек зрения педагогов и психологов заключается в том, что мотивация обучающихся состоит в значительном доминировании внутренней мотивации над внешней. При этом внутренняя мотивация к учебной деятельности основывается на потребностях человека в познании и саморазвитии. Другие исследователи утверждают, что внутренняя и внешняя мотивации всегда находятся во взаимодействии: одни мотивы более значимы для индивида, другие — менее важные, но все они сосуществуют вместе, дополняя друг друга.
Проанализировав работы педагогов и психологов, можно сделать вывод, что на формирование положительной мотивации учения влияют:
Учитель, заинтересованный в развитии мотивационной сферы, использует такие виды воздействия, как
Аэлита Капитоновна Маркова выделяет в ходе урока три этапа: этап вызывания исходной мотивации, этап ее подкрепления и этап завершения.
Учителю нужно обратить внимание на следующие побуждения обучающихся:
- подчеркнуть мотивы предыдущих достижений («Мы хорошо поработали над предыдущей темой»),
- вызвать мотивы относительной неудовлетворенности («Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы»),
- усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность («А между тем для вашей будущей жизни … будет необходимо в таких-то ситуациях…»)
Услышав последнюю фразу, обучающиеся будут воспринимать материал с большим интересом.
На этом этапе учитель ориентируется на широкий спектр познавательных и социальных мотивов. Он может чередовать виды деятельности (устные и письменные, трудные и легкие, индивидуальные и фронтальные), может выбирать меру трудности материала и использовать отметки таким образом, чтобы чередовать у обучающихся эмоции: удовлетворенность и неудовлетворенность [1].
Учитель в своей работе не должен забывать о таком понятии, как активная мотивация, которая предполагает, что
По окончанию урока ученик должен выйти с положительным личным опытом, у него должна возникнуть положительная установка на дальнейшее учение [1].
Анализируя исследования педагогов и психологов, занимающихся изучением мотивации учения, её формирования и развития, суммируя с собственным педагогическим опытом, следует акцентировать внимание на следующих факторах, способствующих развитию мотивации учения одаренных детей:
Но не стоить забывать о применении и поощрения и порицания.
Кроме того, стоит отметить существование теории выученной беспомощности (в некоторых источниках «обученной», «приобретенной» беспомощности) [3]. Данный термин был сформулирован американскими психологами, одним из которых был Мартин Селигман. Они исследовали причины пассивного поведения, связанного с опытом неудач, плохих событий. Одним из признаков данного состояния (согласно первоначальной теории выученной беспомощности) является мотивационный дефицит, который выражается в торможении попыток активного вмешательства в ситуацию, прекращении действий, позволяющих что-то изменить. Именно поэтому создание ситуаций успеха позволяет мотивировать детей на активную деятельность.
В итоге, хотелось бы отметить следующее - все вышеперечисленные факторы формирования и развития положительной мотивации учения обучающихся в большей степени зависят только от педагога, от его личности, опыта, отношения к своему предмету и обучающимся.
Список использованных источников:
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.