Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Развитие мотивации учения обучающихся

13.02.2017 2241 4130
Власова Елена Михайловна
Власова Елена Михайловна, преподаватель

Вятский колледж культуры

Все наши замыслы,
все поиски и построения
превращаются в прах,
если у ученика нет желания учиться.

-Сухомлинский Василий Александрович

 

Слово «мотивация» с английского motivation переводится, как 1) «заинтересованность», «энтузиазм»; и 2) «повод», «основание» (Кембриджский англо-русский словарь). То есть, мотивировать человека — значит побудить, заинтересовать, дать повод к выполнению определенных действий.

Мотивация является основной составляющей работы учителя. Она вызывает активность обучающихся, обуславливает их поведение, затрагивает их интересы, побуждает к реализации потенциала и раскрытию способностей в процессе деятельности.

Скороходова Нина Юрьевна в книге «Психология ведения урока» пишет: «Технология развития мотивации учения в современной школе строится на развитии мотива достижения учеников. Эта технология включает как создание особой учебной программы с большим количеством фиксируемых градаций по сложности задач, времени усвоения и т. п., так и особый стиль взаимодействия учителя и ученика на уроке» [4]. Формирование положительной мотивации к учению — одна из главных задач учителя. Добиться высокого уровня обученности получается посредством привития интереса к изучаемому предмету. Таким образом, прослеживается прямая взаимосвязь от формирования и поддержания мотивации учения к достижению основной цели обучения — высоким показателям качества знаний.

Значимость мотивации и мотивационной сферы в развитии личности является популярным предметом исследования многих психологов и педагогов. Мотивационная сфера представляет собой систему мотивов человека, которая может либо стимулировать, либо замедлять развитие способностей одаренного ребенка.

Одна из точек зрения педагогов и психологов заключается в том, что мотивация обучающихся состоит в значительном доминировании внутренней мотивации над внешней. При этом внутренняя мотивация к учебной деятельности основывается на потребностях человека в познании и саморазвитии. Другие исследователи утверждают, что внутренняя и внешняя мотивации всегда находятся во взаимодействии: одни мотивы более значимы для индивида, другие — менее важные, но все они сосуществуют вместе, дополняя друг друга.

Проанализировав работы педагогов и психологов, можно сделать вывод, что на формирование положительной мотивации учения влияют:

  • личность учителя: речь, эмоциональность и т. д.;
  • взаимоотношения учителя и обучающегося;
  • форма изложения материала и применяемые технологии;
  • общая атмосфера в классном коллективе;
  • степень участия обучающегося в работе;
  • влияние значимых для ребенка людей: родителей, прародителей, друзей;
  • специфика образовательной организации и учебного процесса;
  • отличительные черты учебного предмета.

Учитель, заинтересованный в развитии мотивационной сферы, использует такие виды воздействия, как

  • коррекция неправильных мотивов обучающегося;
  • актуализация сформированных мотивационных установок;
  • создание условий для появления новых мотивационных установок.

Аэлита Капитоновна Маркова выделяет в ходе урока три этапа: этап вызывания исходной мотивации, этап ее подкрепления и этап завершения.

  1. Этап вызывания исходной мотивации.

 Учителю нужно обратить внимание на следующие побуждения обучающихся:

- подчеркнуть мотивы предыдущих достижений («Мы хорошо поработали над предыдущей темой»),

- вызвать мотивы относительной неудовлетворенности («Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы»),

- усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность («А между тем для вашей будущей жизни … будет необходимо в таких-то ситуациях…»)

Услышав последнюю фразу, обучающиеся будут воспринимать материал с большим интересом.

  1. Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации.

На этом этапе учитель ориентируется на широкий спектр познавательных и социальных мотивов. Он может чередовать виды деятельности (устные и письменные, трудные и легкие, индивидуальные и фронтальные), может выбирать меру трудности материала и использовать отметки таким образом, чтобы чередовать у обучающихся эмоции: удовлетворенность и неудовлетворенность [1].

Учитель в своей работе не должен забывать о таком понятии, как активная мотивация, которая предполагает, что

  • никакие результаты нельзя признать хорошими, как бы высоки они ни были, если ученик мог бы достигнуть более высоких результатов;
  • никакие результаты, как бы они не были малы, нельзя признать плохими, если они соответствуют максимальным возможностям ученика. [2]
  1. Этап завершения урока.

По окончанию урока ученик должен выйти с положительным личным опытом, у него должна возникнуть положительная установка на дальнейшее учение [1].

Анализируя исследования педагогов и психологов, занимающихся изучением мотивации учения, её формирования и развития, суммируя с собственным педагогическим опытом, следует акцентировать внимание на следующих факторах, способствующих развитию мотивации учения одаренных детей:

  • учет возрастных особенностей, так как в каждом возрасте возникают значимые изменения в содержании мотивационной сферы.
  • Использование новых и разнообразных технологий и методов обучении. Самые актуальные: информационные и игровые технологии, проблемно-поисковое обучение, кейс-метод, соревновательный метод. Обязательное введение в учебный процесс элементов самостоятельной работы.
  • Нестандартная форма проведения урока и активное включение в практическую деятельность всех обучающихся, например, урок-суд; урок-экскурсия, урок-лаборатория. Обязательная визуализация изучаемого материала. Совмещение разных видов деятельности.
  • Рациональное увеличение объема изучаемого материала и степени его сложности. Не смотря на сложности восприятия учебного материала в начале работы, обучающиеся с легкостью будут выполнять задания повышенной сложности в последствии.
  • Создание совместных интеллектуальных продуктов: например, проект, статья, брошюра, список рекомендаций, плакат, схема, интервью, буктрэйлер и т. д.
  • Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества. Необходимо акцентировать внимание на том, что взаимопонимание должно быть создано и между обучающимся и педагогом и внутри классного коллектива.
  • Создание ситуации успеха.

Но не стоить забывать о применении и поощрения и порицания.

Кроме того, стоит отметить существование теории выученной беспомощности (в некоторых источниках «обученной», «приобретенной» беспомощности) [3]. Данный термин был сформулирован американскими психологами, одним из которых был Мартин Селигман. Они исследовали причины пассивного поведения, связанного с опытом неудач, плохих событий. Одним из признаков данного состояния (согласно первоначальной теории выученной беспомощности) является мотивационный дефицит, который выражается в торможении попыток активного вмешательства в ситуацию, прекращении действий, позволяющих что-то изменить. Именно поэтому создание ситуаций успеха позволяет мотивировать детей на активную деятельность.

  • Вера учителя в возможности ученика. Повышение самооценки с акцентом на то, что успех зависит только от самого ребенка.
  • Стимулирование к продуктивной деятельности со стороны близких и имеющих влияние на ребенка людей: родителей, прародителей, друзей. Более эффективно создание общего стимулирования — и со стороны педагогов (классного руководителя, педагогического коллектива) и со стороны родственников и, по возможности, друзей, одноклассников.
  • Развитие навыка самоконтроля и адекватной самооценки обучающегося посредством рефлексии. Рефлексию необходимо проводить после ответа каждого обучающегося: сначала он сам анализирует себя — достоинства и имеющиеся недостатки, затем его ответ анализируют одноклассники и только после этого педагог.

В итоге, хотелось бы отметить следующее - все вышеперечисленные факторы формирования и развития положительной мотивации учения обучающихся в большей степени зависят только от педагога, от его личности, опыта, отношения к своему предмету и обучающимся.

 

Список использованных источников:

 

  • Маркова, А.К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. – Москва: Просвещение, 1990. – 191 с. : табл.
  • Мотивация учения – основное условие успешного обучения Гущина Елена Сергеевна, зам. директора по УВР Захарова Юлия Викторовна, учитель математики, зам.директора по УВ [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/569621/
  • Селигман, Мартин Как научиться оптимизму: Измените взгляд на мир и свою жизнь = Learned Optimism. How to Change Your Mind and Your Life. — М: Альпина Паблишер, 2013. — 338 с.
  • Скороходова, Н.Ю. Психология ведения урока: Кн. для учителей / Скороходова Н. Ю. – Санкт-Петербург: Речь, 2002. – 148 с.

 

Оригинал работы:

Развитие мотивации учения обучающихся




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*