Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Организационно-методическая работа по написанию и защите ВКР

07.02.2017 1331 2279
Селеменева Светлана Ивановна
Селеменева Светлана Ивановна, директор

Мальцева Людмила Николаевна
Мальцева Людмила Николаевна, зав. учебной частью

Еремина Надежда Александровна
Еремина Надежда Александровна, методист

Воронежский базовый медицинский колледж

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» итоговая аттестация, завершающая освоение программ подготовки специалистов среднего звена  является обязательной. В БПОУ ВО «Воронежский базовый медицинский колледж» на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 16 августа 2013 года № 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования», Федеральных государственных образовательных стандартов государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (ВКР) – заключительное самостоятельное творческое исследование одной из научно-практических проблем, на основе которой, государственная экзаменационная комиссия решает вопрос о присуждении студенту-выпускнику квалификации в соответствии с выбранным направлением подготовки (специальностью) и образовательным уровнем. На данном этапе студент должен максимально использовать все компетенции, накопленные во время обучения.

Большинство образовательных организаций СПО работу по организации и защите ВКР начали уже давно. При этом столкнулись с рядом проблем, решать которые предстоит не только студенту, преподавателю (руководителю ВКР), но и учебной части, цикловой методической комиссии, рецензентам, консультантам, заместителю директора по учебной работе, курирующему данное направление работы и государственной экзаменационной комиссии. Мы попытались выделить наиболее часто встречающиеся трудности.

Трудности студентов.

Выбор темы исследования. Тема – это «свернутое» в одно предложение содержание ВКР, раскрытию которого она посвящена. Тема через ключевые понятия и их сущность выражает главную идею исследования. От чего следует предостеречь студентов, так это неоправданно широкая тема, обрекающая автора на постоянную корректировку. Мы предлагаем основные условия определения и выбора темы ВКР:

-учет актуальности проблемы и значимости ее для практической деятельности;

-интересы, склонности, научно - исследовательская работа студента во время обучения, а также перспектив его будущей профессиональной деятельности – исходя из места преддипломной практики;

-возможности получения данных обследования пациентов для проведения анализа и обоснования предлагаемых мероприятий;

-наличие специальной научной литературы для теоретического обоснования проблемы.

Поиск материала по теме работы и его критический анализ. Выбрать тему помогут такие приемы как просмотр литературных данных по теме ВКР; ознакомление с новейшими результатами исследований в смежных областях науки, так как на стыке наук возможно найти новые и порой неожиданные решения; беседы и консультации со специалистами-практиками, в процессе которых можно выявить важные вопросы, еще мало изученные в теоретическом плане.

Выбрав тему, необходимо уяснить, в чем заключается сущность предлагаемой идеи, актуальность этой темы, ее теоретическая новизна и практическая значимость. Это значительно облегчает оценку и окончательное закрепление выбранной темы. После этого необходимо составить рабочий план, включающий основные этапы и сроки ВКР.

Планирование деятельности по написанию ВКР.

В качестве алгоритма студентам можно предложить следующий вариант плана деятельности:

  1. Четко обозначьте цель вашей работы. Выбрав конечную цель, вы не только сможете определить направления вашей темы, но и систематизировать и упорядочить всю последующую работу.
  2. Начните сбор материалов по теме исследования. Это могут быть наблюдения, опросы, статистика, а также личные размышления в зависимости от характера вашей работы.
  3. Начните структурирование собранных материалов в логике основной идеи работы.
  4. Составьте план исследования, т.е. обдуманный порядок действий для достижения цели.

Формулировка логически обоснованных выводов, предложений, рекомендаций по внедрению полученных результатов в практику.

Каждый этап работы важно завершать краткими выводами, в которых подчеркивается широта и глубина, научная и практическая значимость проведенного исследования, а также перспективы дальнейшего развития работы. В дальнейшем выводы глав будут составлять основу для написания заключения по работе.

Заключение ВКР (3-5 страниц) подводит итог проделанному исследованию, т.е. является его логическим завершением с краткими и емкими выводами. Выводы желательно расположить в логической последовательности от теории к практике, т.е. теоретические выводы; выводы по практической главе  работы; предложения по совершенствованию предмета исследования.

Если во введении студенты описывали проблему и пути ее решения (конкретные задачи), то в заключении формулируются ответы на эти задачи.

Любая научная работа должна быть написана научным стилем изложения, поэтому необходимо использовать такие выражения, как «мы считаем», «нами предложено» и т.д. Заканчивать выступление необходимо кратким общим выводом.

Защита ВКР.

Доклад к выпускной работе – это речь для защиты ВКР объемом 3-4 листа машинописного текста (плюс презентация), содержащая в себе краткое изложение выпускной работы и основные выводы по исследованию. Речь необходимо не зачитывать, а произносить (5-7 минут), держаться при этом уверенно. Важность грамотного написания доклада нельзя переоценить, поскольку экзаменационная комиссия обращает внимание, прежде всего на то, насколько грамотно и полно студент способен защитить (отстоять) свою выпускную квалификационную работу.

Содержание доклада к защите ВКР должно содержать:

  1. Актуальность темы выпускной работы (не более 2-3 предложений).
  2. Характеристику объекта, предмета исследования, перечень использованных в работе методов, описание поставленных целей и задач.
  3. Краткий последовательный рассказ о том, как решались поставленные задачи и какие выводы были сделаны. Необходимо представить краткое изложение каждой главы ВКР и полученные по ним выводы.
  4. Предложения и рекомендации по совершенствованию и оптимизации объекта и предмета исследования.

Трудности преподавателя – руководителя ВКР.

Сложности при использовании научного аппарата исследования.

Исследовательская работа начинается с выбора объектной области исследования. Выбор объектной области определяется такими факторами, как ее значимость, новизна, наличие нерешенных проблем. Объект - это определенная область реальности, процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, который автор избрал для исследования. Предмет исследования - это значимые с теоретической или практической точки зрения особенности, свойства или стороны объекта. Предмет исследования показывает, через что будет познаваться объект. Например: объект исследования - человек, предмет исследования - кожа. У данного объекта есть множество предметов исследования, как лимфатическая, кровеносная системы, желудочно-кишечный тракт и т.д., но для исследователя имеет значение только кожа, это предмет его непосредственного исследования.

Организация практической деятельности.

Работа над ВКР обычно предполагает и наличие определенного практического исследования. Однако практическая часть работы может носить аналитический характер, в которой описывается ход анализа информационных материалов и обсуждаются полученные при этом результаты.

Отзыв  руководителя на ВКР.

Отзыв руководителя на выпускную работу имеет своей основной целью оценить содержание работы, поэтому данная часть должна занимать наибольший объем в рамках отзыва. Желательно производить оценку в соответствии  главами выпускной работы. После чего необходимо завершить отзыв на ВКР выводом, однозначно указывая на ценность проведенного исследования.

Трудности администрации колледжа при организации выполнения ВКР.

Планирование работы педагогического коллектива по выполнению ВКР.

Организация процесса подготовки и защиты ВКР – это сложный процесс. Предлагаем примерный перечень пунктов плана организации работы педагогического коллектива по выполнению студентами выпускных квалификационных работ.

ЦМК осуществляет следующие мероприятия:

-разработка тематики выпускных квалификационных работ;

-организация выбора студентами тем ВКР;

-организация рецензирования ВКР.

На отделении осуществляется:

-проведение собрания студентов-выпускников по ознакомлению с порядком, организацией, формой и условиями подготовки и защиты  выпускной квалификационной работы;

-ознакомление студентов, руководителей и рецензентов с методическими требованиями к содержанию и оформлению ВКР;

-назначение руководителей выпускных квалификационных работ;

-контроль намеченного графика выполнения выпускных квалификационных работ;

-проведение предварительных защит ВКР;

-организация защиты ВКР на заседаниях государственных  экзаменационных комиссий согласно графику.

Общее руководство процессом подготовки ВКР осуществляет – заместитель директора по учебной работе.

Научный руководитель.

-Каждому студенту назначается научный  руководитель из числа преподавателей или совместителей. За одним  руководителем закрепляется не более восьми студентов-выпускников. Научное руководство ВКР включает:

-выяснение степени подготовленности студента к работе над выбранной темы;

-разработка плана-задания на подготовку ВКР, которое оформляется на специальном бланке, где указываются цели и содержание работы по  главам;

-проведение в ходе подготовки ВКР регулярных встреч и консультаций по структуре и объему разделов, содержанию, стилю  написания и оформления работы;

-своевременное информирование заведующего отделением и кураторов специальностей о случаях значительного отклонения от графика подготовки ВКР или других проблемах, способных поставить под вопрос завершение работы в установленный срок;

-определение степени готовности ВКР;

-организация рецензирования выполненной работы с указанием по устранению недостатков, неточностей;

-написание отзыва с выводом о возможности допуска к защите.

Рецензент – специалист, составляющий критический отзыв на  выпускную квалификационную работу. Рецензент отражает в рецензии актуальность темы, дает развернутую характеристику каждого раздела с выделением положительных и отрицательных сторон, практическую  значимость выпускной квалификационной работы и дает общую оценку  работы.

Государственная экзаменационная комиссия по защите ВКР проводит заседания в соответствии с графиком, выносит решение об оценке  ВКР, присвоении студенту квалификации и выдаче диплома об образовании.

 

Оригинал работы:

Организационно-методическая работа по написанию и защите ВКР




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*