Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование интерактивных технологий при изучении вокальных дисциплин

06.02.2017 456 723
Пыстина Виктория Владимировна
Пыстина Виктория Владимировна, преподаватель

Коми республиканский колледж культуры им В.Т.Чисталёва

В настоящее время существует тенденция внедрения современных информационных технологий во все отрасли образования. Внедрение интерактивных технологий в образовательный процесс занимает одно из первых мест среди многочисленных новых направлений развития образования. В последние годы, во всех образовательных учреждениях все чаще используют интерактивные технологии при изучении большинства учебных дисциплин, происходит компьютеризация, интернет информатизация сферы образования. Повышенный интерес к данным инновационным методам обусловлен новыми задачами, которые заключаются в том, чтобы не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельной работы, научить работать с информацией, осмысливать ее и делать необходимые выводы.

К методическим возможностям интерактивных технологий относятся:

  • индивидуализация, дифференциация обучения;
  • доступ к большому объему информации, представленному в занимательной форме, благодаря использованию средств мультимедиа;
  • развитие умений обрабатывать информацию при работе с компьютерными каталогами и справочниками;
  • возможность самоконтроля;
  • возможность тренировки и самоподготовки;
  • повышение мотивации обучения;
  • формирование культуры учебной деятельности;
  • экономию учебного времени.

Педагогические цели применения интерактивных технологий заключаются в следующих направлениях:

  • развитии личности, то есть в развитии мышления, эстетического воспитания, развитии умений экспериментально-исследовательской деятельности, формировании информационной культуры;
  • выполнении социального заказа: осуществление общей информационной подготовки пользователя (так называемая «компьютерная грамотность»), подготовки специалиста в какой-либо сфере;
  • интенсификации учебно-воспитательного процесса, что предполагает повышение эффективности и качества обучения, обеспечение мотивов познавательной деятельности, углубление межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки.

В условиях всеобщей информатизации становится совершенно очевидным использование интерактивных технологий в образовательном процессе при изучении предмета Постановка голоса.

Применение современных компьютерных технологий в обучении является одним из наиболее устойчивых направлений развития образовательного процесса в настоящее время. С использованием современных технических средств можно повысить мотивацию обучаемого. В качестве основной цели использования информационных технологий на уроках Постановка голоса можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности обучающихся.

Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы студент активно, с увлечением и интересом занимался на уроке. Помочь преподавателю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

Для формирования и развития у студентов устойчивого познавательного интереса к урокам вокала, перед преподавателем стоит задача: сделать урок интересным, насыщенным и занимательным, т.е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес, у учащихся к учебному процессу и способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки обучения, а также развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой процесс понимания.

Радость познания - важная составляющая часть урока. Творческое развитие учащихся более эффективно, если заинтересовать их самим процессом обучения. Согласно современным образовательным стратегиям студенту необходимо выйти из роли слушателя и стать активным участником учебного процесса.

Возможности компьютера в оснащении вокальных дисциплин можно определить следующими тремя позициями:

    1. Обеспечение наглядности в представлении учебных материалов;
    2. Поддержка контроля знаний и навыков;
    3. Организация различных форм креативной деятельности.

Современный компьютер – многопрофильный инструмент. Благодаря использованию разнообразных прикладных программ и грамотно организованной работы преподавателя на уроках, компьютер может выполнять множество назначений: учебник, пособие, тренажер, репетитор, библиотека, фонотека, видеотека, концертный зал, музей, театр и др.

В зависимости от использования тех или иных прикладных программ в грамотно организованной работе педагога – музыканта на уроках вокальных дисциплин компьютер может превратиться в:

  • Музыкальную фонотеку. Фонотека в компьютере отличается большим объемом информации, быстрым поиском и высоким качеством звучания. Современные технологии записи и кодирования звука позволяют хранить в памяти компьютера сотни часов звуковой информации, которая звучит на уроках.
  • Видеотеку. Использование видеотехники является нововведением в преподавании. Различными киностудиями снято множество учебных, документальных и художественно-биографических фильмов о музыкантах и композиторах, исполнителях, фольклорных экспедициях и т.д. Просмотр видеозаписей оказывается единственной возможностью ознакомления учащихся не только с музыкой, но и сценической интерпретацией некоторых фольклорных, народных постановок. В том числе является полезнейшим дополнением к традиционной методике проведения уроков.
  • Музыкальные энциклопедии. Достоинством музыкальных энциклопедий является большой объем информации и содержательность. Мультимедийные музыкальные энциклопедии дают возможность познакомиться с экспедиционными материалами традиционной культуры, наглядно познакомиться с информаторами, инструментами и их звучанием. Использование интерактивных энциклопедий позволяет более глубоко изучать вопросы развития культуры разных народов.

Интерактивные технологии в образовании рассматриваются как совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности. В настоящее время значительная часть образовательных и информационно-справочных программ относится к категории мультимедиа.

Мультимедиа - это взаимодействие визуальных и аудио эффектов под управлением программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств. Они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении. Мультимедиа - технология, объединяющая компьютерную информацию, имеющее разное физическое представление, представляет собой один из самых распространенных способов применения информационных технологий в образовании.

Являясь уникальной знаково-символической системой, мультимедиа открывает широкие перспективы не только в плане получения определенной информации, но и значительно стимулирует процесс творческого познания человеком действительности.

Сегодня существуют еще одно, немаловажное и актуальное направление в обучении – это применение интернет-технологий. Цель данной тенденции образования – оптимизация традиционных методов обучения музыке с использованием современных средств информационных технологий. Современные компьютерные телекоммуникации обеспечивают разнообразие учебной информации, упрощают её поиск, делают более доступной, а также преподносят её в оригинальном виде. Современные компьютерные технологии, включая и интернет-технологии, предполагают разработку и внедрение принципиально новых методических подходов к системе обучения в целом.

Материалами новых методов обучения выступают мультимедийные образовательные ресурсы. К данному роду ресурсов относят электронные библиотеки, энциклопедии, нотные архивы, музыкальные антологии, виртуальные музеи (в том числе музеи музыкальных инструментов), каталоги обучающих музыкальных программ, электронные пособия и пр. Эти ресурсы могут, как дополнять лекции преподавателя, так и выступать основой для самообразования. В последнем случае материал должен быть грамотно структурирован и организован. Преподаватель в этом случае выступает как консультант, так и контролер усвоенных знаний.

Важное значение информационно-образовательных ресурсов, а в данном случае интернет-технологий обусловлено рядом возможностей, предоставляемых обучаемому. Например:

  • получение сведений о содержании курса, темы занятий, необходимых для изучения дисциплины;
  • получение дополнительной информации по дисциплине из данного ресурса или из других ресурсов интернета;
  • самопроверка знаний;
  • самообразование;
  • развитие творческих навыков и музыкальных способностей.

Разработка и внедрение в учебный процесс таких информационных ресурсов, включая ресурсы интернета, существенно расширяет границы обучения, делает его более эффективным и разнообразным.

Сегодня в учебном процессе при преподавании дисциплин вокального цикла должны широко применяться различные компьютерные образовательные технологии. В большой степени для организации сопровождения образовательного процесса, пополнения нотного, аудио- и видео-фонда, изучения учебных, специальных и методических материалов, освоения современных образовательных технологий и методик возможно максимальное использование ресурсов сети Интернет.

С помощью широкого спектра информационных технологий можно не только обогатить преподаваемый учебный материал, но и повысить интерес к изучаемому предмету, расширить общий кругозор учащихся, в полной мере осуществляя личностно-ориентированное обучение, не исключая при этом фронтальную и групповую формы работы в классе. Не стоит забывать об уже ставших популярными необходимых информационных технологиях и программах.

Проигрыватели «Windows Media Player», «KMPlayer», «Everest», «AimpPortable». Такое количество однотипных программ на данном этапе развития общества просто необходимо для возможности воспроизведения самых различных аудио- и видеофайлов.

Большую помощь при подготовке и проведении уроков оказывает преподавателю пакет Microsoft, в который входят следующие необходимые для работы музыканта-теоретика программы:

  • Microsoft Office Word используется для создания педагогом и учащимися конспектов, учебных пособий, написания отзывов к произведениям, сочинений различной тематики и пр.;
  • Microsoft Office Excel. В нем очень удобно делать мониторинг успеваемости, выводить ведомости за любой период обучения в виде таблиц, а также решать несложные музыкально-теоретические задачи;
  • Microsoft Office PowerPoint используется для создания преподавателем и старшими учащимися презентаций различных направлений по любому предмету, а также при просмотре презентаций по различным темам на всех предметах музыкального цикла;
  • Microsoft Office Publisher незаменим при разработке буклетов и самых разных публикаций при проведении внутри колледжа конкурсов, фестивалей и пр.

Из всего вышеизложенного следует, что внедрение новых информационных, мультимедийных и интернет-технологий является необходимостью в современном музыкальном образовании.

Во-первых, компьютер значительно расширил возможности представления учебной информации. Применение цвета, графики, мультипликации, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку любого времени и действия.

Во-вторых, компьютер позволяет повысить мотивацию учащихся. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе нередко способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать распределение учебных задач по трудности и осуществляя тем самым индивидуальный подход в обучении. Кроме того, компьютер может влиять на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала, предоставляя им возможность испробовать умственные силы и проявить оригинальность, поставив интересную задачу, задавать любые вопросы и предлагать любые решения без риска получить за это низкий балл, все это способствует формированию положительного отношения к процессу обучения.

В-третьих, информационные технологии активно вовлекают учащихся в учебный процесс, повышают их мотивацию. Один из наиболее существенных недочетов существующей системы обучения состоит в том, что она не обеспечивает активного включения всех учащихся в учебный процесс. Например, в процессе объяснения нового материала многие учащиеся не работают в полную силу. Установка учителя на среднего ученика приводит к тому, что самые способные теряют интерес к излагаемому материалу, а наиболее слабые даже при желании не могут активно включиться в учебный процесс. Именно это обстоятельство является одним из аргументов в пользу программированного обучения, которое, может быть, как личностно-ориентированным, так и предназначенным для групповой и фронтальной работы.

Кроме того, необходимо отметить тот факт, что использование новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе инициирует процессы развития наглядно-образного и теоретического типов мышления, а также благоприятно влияет на развитие творческого, интеллектуального потенциала обучающихся.

Интерактивные технологии – это неотъемлемый компонент процесса изучения вокальных дисциплин. Возможности информационных технологий позволяют повысить эффективность обучения, качество образования. Развитие компьютерных технологий в данной отрасли перспективно, актуально и объективно необходимо.

Однако, рассматривать использование компьютерных технологий на уроке как панацею для решения всех проблем нельзя. Это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом. Умение поставить задачу, заинтересовать ею своих студентов, найти нужные формы, методы, средства для ее решения это не сделает ни один компьютер. Главенствующая роль в учебно-воспитательном процессе всегда останется за педагогом.

Личность педагога, безусловно, останется стержневой направляющей в обучении и ведущей на всех этапах урока, хотя компьютер при этом выступает лишь как средство, помогающее в решении поставленных задач. Поэтому сегодня, когда компьютерные технологии проникли буквально во все сферы деятельности человека, преподаватель любой дисциплины, в том числе и Постановки голоса, может рассчитывать на компьютер, как на электронного ассистента в учебном процессе. Следовательно, в таких условиях роль учителя значительно меняется. Он перестаёт быть источником информации, а становится организатором учебно-познавательной деятельности студентов.

 

Оригинал работы:

Использование интерактивных технологий при изучении вокальных дисциплин




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*