Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Занятия с радиоконструкторами

01.02.2017 663 1047
Гизятуллин Рафис Гафиатуллович
Гизятуллин Рафис Гафиатуллович, преподаватель

Гизятуллина Валентина Яковлевна
Гизятуллина Валентина Яковлевна, преподаватель

Сосновский судостроительный техникум

Значение и место РК в современном мире.

Современный  окружающий мир огромен, разнообразен и широк. Всю сознательную жизнь человек знакомится, изучает, проникает в него и самоопределяется в нем.

По своей природе дети любого возраста любопытны и любознательны, пытаются получить ответы на интересующие их вопросы. Со временем от поверхностных знаний они  переходят к глубинным вопросам (устройство, явление, принцип действия и организации, причинно-следственные связи и т.д.)

В определенный период развития личности  в сфере интересов и игр появляются электронные игрушки и изделия. Прекрасно, если процесс проникновения в увлекательный мир электроники организуют и направляют  профессиональные и авторитетные взрослые (специалисты, родители, педагоги, старшие дети). Нередко ЭРК – это хороший старт к процессу познания высот радиоэлектроники, автоматики, ЭВМ, робототехники и программирования. Большое значение имеют электронные средства обучения при профессиональной подготовке специалистов или смежников.

ПРЕИМУЩЕСТВА НАБОРОВ-ЭЛЕКТРОКОНСТРУКТОРОВ.

КОНСТРУКТОРЫ - ИЗДЕЛИЯ, СОСТОЯЩИЕ ИЗ РАБОЧЕГО МОНТАЖНОГО ПОЛЯ, НАБОРА РАДИОДЕТАЛЕЙ, УЗЛОВ И КОМПЛЕКТУЮЩИХ, ИСТОЧНИКА ПИТАНИЯ, СОЕДИНИТЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ И РУКОВОДСТВА С ОПИСАНИЕМ, СБОРНИКОМ СХЕМ И ПРАВИЛАМИ ПОЛЬЗОВАНИЯ.

Другие названия - наборы, радиоконструкторы (РК), электронные наборы-конструкторы (ЭНК), комплекты по электродинамике, развивающие игрушки, интеллектуальные игрушки, мини лаборатории, учебное оборудование, кейсы, лабораторные комплекты  или стенды и др. (далее – ЭНК или РК). Оформление, комплектация и стоимость могут быть самые разные.

Основные преимущества – простота монтажа, не надо паять, быстрый проверенный и гарантированный результат сборки, наличие инструкции пользования, каталог принципиальных электрических схем различных устройств, разнообразие вариантов одной и той же схемы.

Среди минусов для самостоятельного изучения или обучения надо назвать отсутствие строгой системы изложения теоретического материала, нет трех педагогических «П» - постепенно, постоянно и последовательно.

Разновидности  электронные наборы-конструкторы и радиоконструкторы(ЭНК и РК)

ЭНК  и РК можно условно классифицировать  по следующим признакам:

  • По уровню развития - целям и задачам:

= детские игрушки и наборы (игра, развлечение, первый опыт)

= учебно-развивающие (изучение явления, принципов, устройства и т.д.)

= для профподготовки (учебные стенды, минилаборатории, кейсы и др.)

= для научно-исследовательских и опытно-конструкторских целей

= для любителей опытов, экспериментов.

= для прикладных (монтажно-наладочные, регулировочные, новые идеи и конструкции)

= по изучению робототехники

= по  МК, МП и программированию .

  • В зависимости от возраста и образовательных целей

= наборы – игрушки

= для школьного образовательного процесса

= для  начального профессионального образования

= для среднего профессионального образования

= для высшего профессионального образования

= для специалистов для расчета, макетирования, наладки и испытания радиоконструкций

= для дополнительного образования (самообразование, самоопределение, увлечение опытами и экспериментами и т.д.)

  • По тематике разделов электроники

= простые наборы-игрушки

= РК по начальной электродинамике

= РК по транзисторной схемотехнике (аналоговой)

= РК по цифровой технике

= РК по робототехнике и программированию

= программы-симуляторы, программы - расчеты

= специализированные тематические наборы-конструкторы (например, УКВ приемник)

= экспериментальные

  • По уровню комплектующих элементов и составляющих

=  от простых до сложных компьютеризированных  

  • По уровню знаний и умений

= первоначальные знания и опыт

= знания по электрическим и магнитным явлениям

= знакомство с радиоэлементами электроцепей

= знакомство с теорией цепей

= знакомство с простыми устройствами

=знакомство с аналоговыми схемами

= знакомство с основами цифровой техники

= знакомство с МК и МП техникой и программированием

Основные группы РК.

Наибольшую долю рынка занимают радиоконструкторы  для детей дошкольного возраста, предназначенные для  ознакомления с окружающим физическим миром, развития внимания, памяти и интеллекта.

Примером этого типа можно назвать электронный конструктор серии «Знаток. Первые шаги в электронике.15схем» (набор «А»).

Основное направление-обучение  в игре.

Конструкции простые,  но повседневно востребованные - первый фонарик, первый вентилятор, первые опыты с магнитом, виды соединений и др..

Набор-конструктор ярко оформлен и укомплектован прекрасной инструкцией  пользования.

Во вводной части напечатаны правила работы и безопасности, перечень элементов с условно-графическим обозначением на принципиальных электрических схемах и с рисунком, описание деталей, перечень предлагаемых к сборке электроконструкций с описанием для пояснения, электрической и монтажной схемой, даны варианты модификаций собранных схем с причинно-следственной связью.

Всего - 17 деталей.

Хорошее начало для ребятишек 5 -6 лет. 

= для детей  младшего школьного возраста 6-9лет расширенные РК  этой  серии - РК «Знаток» на 180 или 320 схем.

РК углубляет познания сведениями  по истории электричества, о месте радиоэлектроники, по   радиокомпонентам, полупроводниковым приборам, датчикам автоматики, типичных электронных блоков, каскадов и устройств.

Возможности РК значительно шире и разнообразнее.

= для подростков, начинающих радиолюбителей, для обучения  рассчитаны  наборы-конструкторы « Знаток» на 999 и 1668 схем.

Дает широкие возможности для обучения основам  радиоэлектроники, автоматике и цифровой технике.

Кроме базовых сведений можно собирать элементы цифровой техники, более сложные радиоустройства и автоматические устройства.

= тематические РК  

Эта категория значительно расширяет и углубляет познания по отдельным разделам  радиоэлектроники.

Например – радиоконструктор «Экон» расширяет знания по усилитель-ным устройствам, мультивибраторам, автоматическим устройствам и др..

= для школьников и для лабораторных  работ

Этой категории промышленность предлагает широкий спектр ЭНК и РК. Свой выбор можно остановить на следующих изделиях:

  • АРМ Школьник - комплект оборудования для проведения лабораторных работ по электротехнике

АРМ (Автоматизированное Рабочее Место) Школьник - комплект оборудования для проведения лабораторных работ по электротехнике и магнетизму в средней школе.

  • Комплект учебного оборудования предназначен для проведения фронтальных лабораторных работ при изучении раздела «Электродинамика» школьного курса физики

= Лабораторный комплект по электродинамике прост по комплектации, но дает базовые понятия и знания по электрическим и магнитным явлениям.

  • Набор лабораторный "Электричество".

Набор позволяет проводить лабораторные работы базового курса по разделу: «Законы постоянного тока», «Электромагнитные явления».

  • Набор лабораторный "Электродинамика

= РК для системы НПО и СПО.

Эта группа представлена преимущественно изделиями  промышленного изготовления и предназначена  для профподготовки радиоспециалистов и смежников, для проведения лабораторных и практических работ, исследования принципов работы и снятия различных характеристик и т.д.

Как правило,  эти стенды тематические - по электронным компонентам, по аналоговой схемотехнике,  по цифровой, аналогово-цифровой, по элементам автоматики, по электротехнике и т.д.. Примерами можно назвать:

  • Типовой комплект учебного оборудования «Электроника»

Отдельно надо отметить РК-стенды компьютеризированные, где ПЭВМ используется как виртуальная многофункциональная лаборатория для наблюдения, хранения и обработки полученных данных и характеристик и др.

  • Типовой комплект учебного оборудования «Аналоговая электроника»
  • Набор лабораторный "Электродинамика
  • Учебно-лабораторный стенд «LOGIK»

Учебно-лабораторный стенд '"LOGIC"' предназначен для проведения лабораторных работ по изучению логических элементов и составлению комбинационных схем

  • Учебно-лабораторный кейс "Цифровая техника" (УЛК-ЦТ)

Целью данного практикума является проведение лабораторных занятий по курсам "Основы цифровой электроники" и других лабораторных работ, связанных с цифровой схемотехникой, вычислительной техникой. Кейс содержит ряд функциональных узлов и компонентов, позволяющих моделировать работу различных  радиоэлектронных схем.

= ЦИФРОВЫЕ ЛАБОРАТОРИИ “АРХИМЕД” - новое поколение ЭНК служит серьезной базой научно- исследовательской и экспериментальной деятельности  по физике, химии и биологии. Широкий выбор различных датчиков и цифровая  обработка количественных данных дает высокий качественный результат.

= для ВУЗов  и НИИ

  • Лаборатории учебные компания National Instruments (NI) – лидер в области разработки и производства аппаратных и программных средств автоматизированного измерения, диагностики, контроля и моделирования. NI является разработчиком виртуальных приборов – революционной концепции, которая изменила подход и методологию измерения и разработки систем автоматизации.
  • ЦИФРОВЫЕ ЛАБОРАТОРИИ “АРХИМЕД» (см. выше)

Особую группу составляют компьютерные конструкторы - симуляторы различных электрических и электронных цепей с возможностью изменения параметров номиналов, напряжения питания и дальнейшим наблюдением осциллограмм  и измерений на виртуальных измерительных приборах.

Пример - программа  EWB -5.2

Новое и востребованное направление -  наборы по  робототехнике.

Пример,  ЛЕГО - конструкторы, объединяющие механическую часть и электронную с МК  различных типов.

Упор - разработка программы работы устройства с последующей ее апробацией на механической части.

Для ориентации устройства в окружающем пространстве используются различные типы, конструкции и количество датчиков автоматики и обратной связи.

Пример - ЭНК “ROBO TX Учебная Лаборатория”.

  • Конструкторы на основе контроллера ARDUINO

Электронные конструкторы для изучения основ робототехники, программирования микропроцессоров, на базе контроллера ARDUINO.
Конструкторы на основе контроллера ARDUINO дают возможность научиться работать с микропроцессорами, изучить взаимодействие датчиков и исполнительных устройств, строить алгоритмы, конструировать механизмы (роботы), работающие по созданной разработчиком программе.

  • Лабораторный стенд ЛМ-AР3-1

Стенд построен на базе платформы Arduino. В сочетании с другими компонентами, на стенде возможно проводить множество экспериментов в области конструирования электронных устройств, прикладного программирования, робототехники. Примеры программ для Ардуино, размещенные в открытых источниках, общедоступность данной среды дают широкие перспективы для технического творчества юных инженеров. А открытость данной среды позволяет перенимать опыт и делиться своими результатами и достижениями с коллегами со всего мира.

Оригинал работы:

Занятия с радиоконструкторами




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*