Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Панфилова Елена Николаевна о важности внеурочной работы в подготовке специалистов

18.01.2017 2069 1 3638
Панфилова Елена Николаевна
Панфилова Елена Николаевна, преподаватель

Бутурлиновский механико-технологический колледж

Большой популярностью среди читателей «Информио» пользуется работа преподавателя Бутурлиновского механико-технологического колледжа Панфиловой Елены Николаевны «Организация кружковой работы в СПО - как фактор, обеспечивающий реализацию ФГОС». Елена Николаевна рассказала о важности внеурочной работы со студентами, и почему ей стоит уделять особое внимание.

 

– Для начала расскажите, пожалуйста, немного о том, что такое в целом внеурочная работа и для чего она нужна?

 

– Внеурочная деятельность обучающихся – понятие, объединяющее все виды их деятельности (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от учебной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения индивидуальной образовательной программы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, ролевые игры, практикумы, психологические и иные тренинги, компьютерные симуляции, групповые дискуссии, волонтерская работа и другие занятия, позволяющие в полной мере реализовать требования ФГОС СПО.

 

К основным задачам внеурочной деятельности можно отнести:  реализацию принципа единства образовательного процесса, определенного требованием ФГОС;  развитие познавательной, социальной, творческой активности обучающихся, их нравственных качеств;  формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку;  обращение к тем проблемам, темам, профессиональным образовательным областям,  которые являются личностно значимыми для того или иного обучающегося, которые недостаточно представлены в рамках урочной деятельности;  создание благоприятных условий для усвоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения  к истории и культуре своего и других народов, становление мировоззрения обучающихся.

 

– Почему важно уделять внимание внеурочной работе в подготовке специалистов?

 

– Одной из основных задач системы СПО при подготовке специалиста является ориентация на конкретные требования работодателей и налаживание тесного контакта с ними в период производственных практик с целью трудоустройства выпускников, ибо конечная цель профессионального образования – не просто научить и выдать диплом, а быть уверенным, что выпускник будет востребован на рынке труда. Подготовка специалистов среднего звена, к которым относятся и бухгалтеры, должна быть ориентирована, прежде всего, на воспитание специалиста, приверженного определенной системе ценностей, значимых для данной профессии. Современные экономические отношения влекут за собой изме­нения в характере и содержании труда специалиста. Изменяя место и роль специ­алиста среднего звена, они предполагают и коренное изменение его образователь­ного потенциала, уровня требований к профессиональной подготовке. Совре­менному производству требуется новый тип специалиста – профессионально са­мостоятельный, мобильный, с высокой степенью адаптивности к изменяющим­ся условиям, с развитым техническим, проблемным и системным мышлением, обладающим наряду с профессиональными и общими компетенциями. Такие требования работодателей обуславливают необходимость формирования у молодого поколения мотивации инновационного типа трудового поведения, современного мышления.

 

Создание необходимых предпосылок для формирования нового типа работника требует от образовательной организации новых подходов к выбору форм и методов, используемых в учебно-воспитательном процессе. Преподаватель в рамках урочной деятельности ограничен огромным количеством формальностей и требований, которые не позволяют в полной мере проявить творческий подход к воспитанию перечисленных качеств. Более того, при подготовке специалиста экономического профиля наблюдается дисбаланс между современным состоянием экономической и бухгалтерской практики и дидактическими единицами, определенными ФГОС. Наблюдается отставание в корректировке ФГОС к требованиям профессионального стандарта «Бухгалтер». Все это предопределяет необходимость в дополнительной подготовке специалиста за рамками урочной деятельности. Таким образом, без внеурочной деятельности представить подготовку современного специалиста экономического профиля фактически невозможно. Значение внеурочной деятельности в учебно-воспитательном процессе системы СПО непрерывно возрастает, так как она способствует решению актуальных задач обучения и воспи­тания, способствует более тесному увязыванию теоретических знаний с жизнью, с практи­кой, формирует профессиональные интересы обучающихся. Реализа­ция углубленного подхода к изучению содержания ППССЗ через разнообразные формы внеурочной работы позволяет развивать творческие способ­ности обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, выра­батывать устойчивый интерес к получению новых знаний и умений.

 

– Насколько велика роль внеурочной деятельности на пути к выполнению задач ФГОС?

 

– В соответствии с п. 7.1. ФГОС, «образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППССЗ в соответствии с ФГОС СПО … и при формировании ППССЗ образовательная организация должна предусматривать, в целях реализации компетентного подхода, использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся». Данное требование предопределяет необходимость обязательной организации внеаудиторной деятельности. Таким образом, профессиональная образовательная организация обязана обеспечить развитие обучающегося как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Стандарт ставит обучающегося в центр образовательного процесса. Именно поэтому необходимо предоставить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы, сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов и т.п. То есть невозможно говорить о выполнении требований ФГОС без организации внеаудиторной деятельности.

 

– Какие возможности добавляет внеурочная работа в воспитание студентов?

 

– Внеурочная деятельность позволяет преподавателю выявлять у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь им их реализовать. Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в группе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания единого коллектива и органов студенческого самоуправления.  В процессе внеурочной работы обеспечивается  развитие общих компетенций обучающихся (особенно тех, которые сложно развивать только в формате урочной деятельности), также решаются задачи нравственного воспитания. Профессиональная образовательная организация должна дать каждому обучающемуся возможность стать таким, каким он хочет быть, к чему у него есть способности. Как только обучающийся испытает ситуацию успеха во внеурочной деятельности, он может данный опыт перенести и в учебную деятельность. Любое достижение, любой успех дает ему чувство уверенности и чувство «нужности», любая ситуация успеха помогает подростку стать значимым в обществе сверстников.

 

– Как в вашем учебном заведении реализуется организация внеурочной деятельности студентов?

 

Разноплановая организация внеурочной деятельности является предметом особой заботы и гордости всего нашего коллектива. В нашем колледже работает большое количество спортивных секций, функционирует военно-патриотический клуб, обучающиеся с художественными способностями «находят» себя в театральной студии, вокальном коллективе, лидерские качества обучающиеся оттачивают в общественной молодежной организации «Федерация Студентов Колледжа (ФСК)». В колледже много специальностей и каждая имеет именно свой опыт организации внеурочной деятельности, который во многом определяется спецификой самой будущей профессии.

 


– Почему вы отдаете предпочтение именно такому виду внеурочной деятельности как кружковая работа? в чем ее преимущества?

 

– На протяжении многих лет на специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» формировались свои приоритеты во внеурочной деятельности. Именно на данной специальности реализовывалась в формате внеурочной деятельности концепция «учебно-тренировочных фирм» еще тогда, когда о ней широко не было известно, не говоря уже о практическом применении. Теперь данная технология «перекочевала» в урочную деятельность. Организация кружковой работы, когда-то носившая эпизодический характер, на данный момент является своеобразной визитной карточкой специальности. У нас функционируют четыре кружка, отражая разноплановость будущей профессиональной деятельности бухгалтера: экономическую, бухгалтерскую, финансовую и налоговую. Занятия в рамках кружковой работы осуществляются через сформированные мобильные группы численностью не менее 10-15 человек. Преподаватели специальности стараются обеспечить как можно больший охват обучающихся, привлеченных к кружковой работе. Обучающиеся выбирают направление исходя из своих интересов и предпочтений, при этом в кружках состоят не только успешные студенты, но и средне и слабоуспевающие, что позволяет организовать своеобразное наставничество. В каждом кружке есть обучающиеся всех курсов: от второго до четвертого; что обеспечивает взаимодействие между ними и позволяет через студенческую среду формировать приоритеты в обучении и воспитании на личных примерах старшекурсников.

 

Занятия в кружках способствуют развитию у обучающихся творческих способностей, формируют у них навыки самостоятельной и исследовательской работы. Кружковая работа служит средством профессиональной ориентации обучающихся, в ней тесно переплетаются образовательные и воспитательные задачи. Кружок – это среда не только совместной деятельности, но и общения, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях осваиваемой сферы занятости. А совместные мероприятия сплачивают будущих бухгалтеров, ведь специфика бухгалтерского труда предполагает, как правило, работу в малых группах. Многие общие компетенции, особенно связанные с работой в коллективе, умением самоорганизации своей деятельности, определением задач профессионального и личностного развития, осознанным планированием повышения квалификации, умением брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий, успешно реализуются именно в формате кружковой работы.

 

Юля Григорович

Пресс-служба "Информио"




Назад к списку

Комментарии
Спасибо, друзья, за актуальную статью.
Всем успехов!

Евгения Тихомирова
зав ЛаСС СГСПУ, профессор,
Самарский государственный социально-педагогический университет

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*