Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Уважение к чужой собственности и труду как составная часть духовно-нравственной культуры человека

28.03.2012 7215 14031
Титов Сергей Владимирович
Титов Сергей Владимирович, директор

Нижнекамский агропромышленный колледж
Все хорошие человеческие качества воспитываются главным образом в детские и юношеские годы. И пороки: нетрудолюбие, неорганизованность, небережливость, неуважение к чужому труду и собственности, безответственность появляются в   то же время. Опыт показывает, что безнравственность и нарушения порядка со    стороны учащихся больше проявляются там, где отсутствует элементарная дисциплина. Ведь в сущности ребята любят порядок и хотят учиться там, где есть настоящая требовательность без придирок. Позже они с благодарностью вспоминают только тех учителей, кто хорошо их учил, справедливо требовал и сам был во всем примером.

О нравственном становлении молодого поколения необходимо говорить особо.

Надо, чтобы вместе с ростом образованности "в ногу росла" нравственная   культура человека. Сегодня, к сожалению, рост нравственной культуры регрессирует.


Неуважение к чужой собственности, к продуктам и результатам чужого труда - это одно из проявлений безнравственности.


Если вспомнить советский период, то каждый школьник воспитывался хозяином не только своей школы, но и всей страны. Бережливость и охрана общественного достояния было делом совести, гражданской обязанностью, одной из  нравственных черт советского человека. Как жаль, что эта воспитательная задача утеряла свою значимость в наши дни. Поэтому проблема воспитания уважения к чужой собственности, чужому труду сейчас как никогда актуальна.


Сегодня, к сожалению, даже некоторые будущие педагоги считают мелочью уронить кучку семечек на только что вымытый пол. А если 2-3 кучки? Это тоже мелочь? Юноша умоляет одолжить друга дефицитную книгу, а возвращает   потрепанную, а иногда и с вырванной страницей. Ничем необъяснимые разбиения стекол помещений, мусор в подъездах. Студенты и старшеклассники лепят для своих пятиклассников снежные фигуры под новогодние праздники, а те в свою очередь превращают творения своих наставников в кучки снега. Где граница между надписью чернилами на парте и масляной краской "Спартак-чемпион" на стене? Где граница между поведением взрослого и поведением ребенка? А сколько таких безнравственных проступков, которые видим как со стороны студентов-взрослых людей, подающих образец «нравственности», и детей, подражающих этим образцам. Поэтому воспитание таких качеств, как уважение к чужой собственности и труду в подготовке молодых специалистов является важным и обязательным компонентом в их профессиональном становлении. Вспоминаются слова Маркса о том,  что "воспитатель должен быть сам хорошо воспитан".


Началом воспитательной работы следует считать выявление причин такого безнравственного поведения. Считаем, первая причина кроется  в бесхозяйственности (нет чувства хозяина); вторая- в безответственности (я не отвечаю за содеянное); далее - в отсутствии единых требований к поведенческим действиям студентов и растущих людей; в непонимании людьми того, что общественное то же самое, что и мое, домашнее; и, наконец, в безнаказанности из-за отсутствия контроля и порядка. И это отражается на всех уровнях управления, начиная с государственных. Оправдывать такие поступки мы не можем.


Можно ли устранить эти причины? Конечно, можно. Это все в руках педагога, первоначальная задача которого - научить уважать свой собственный труд, сохранять и беречь свою собственность, а потом уже можно воспитывать уважение к труду и собственности других.


Воспитательная работа в этом направлении начинается с мелочей. Аккуратное ведение тетради, чистота рабочего места, дежурство в классе и колледже, систематическая подготовка уроков, уважительное отношение к труду технического персонала - все это "воспитательные мелочи" для первокурсников. Большую воспитательную ценность имеет само содержание учебного материала. Так, на уроках домашней экономики в педколледже студенты знакомятся с рациональным ведением семейного хозяйства, узнают о понятиях рачительности, экономности, бережливости, разных видах собственности. На практических занятиях по слесарному, столярному, токарному, швейному делу, технологии приготовления пищи, обработке разных конструкционных материалов преподаватели объясняют, показывают примеры экономного расходования материалов, приспособлений, оборудования.


Студенты вместе с мастерами мастерских знакомятся со стоимостью режущего и измерительного инструмента, материалов. Вспоминаем, как резко сократился   расход резцов в группе студентов после того, как был заведен журнал учета выдачи им учащимся. Ощутимую экономию электроэнергии получили бы учебные кабинеты после установки в каждом из них отдельного электросчетчика!  Рыночные отношения подводят нас к бережливости собственности, экономии ресурсов. А если бы наши учащиеся видели на столе в столовой за бережное отношение к собственности родного учебного заведения и экономию ресурсов дополнительную порцию мороженого? Утрируем, но в этом есть глубокий смысл! Для удобства контроля за сохранностью государственных ценностей в колледже   каждое рабочее место в мастерских и во многих классах пронумеровано и закреплено за учащимся. Преподаватели имеют планы посадки учащихся и после каждого урока проверяют состояние мебели. В учебных группах в помощь учителям выбираются учащиеся, выполняющие типичные функции.


Особыми в воспитательной эффективности можно назвать и такие мероприятия. Педагогический коллектив ведет непримиримую борьбу с расточительством и небережливостью. У нас действует закон: сломал - отремонтируй сам или   восстанови из бюджета семьи. Руководство колледжа следит за выполнением     этого закона.


Он доводится до сведения каждого обучающегося и родителей. На многих   родительских собраниях для студентов и их родителей организуется "выставка" мебели, принадлежностей и приспособлений. При каждой вещи - ценник. Таким образом, всякому видно, что ученический стул, например, стоит n-рублей. Видят учащиеся и родители, сколько будет стоить испорченная мебель или инструмент семье "мастера-ломастера". В системе УВП есть хорошая традиция - проводить  генеральную уборку всех помещений, которая кроме гигиенических задач решает  и задачи воспитания бережливости и уважения к своей собственности и труду.


Изготовление учащимися наглядных пособий, ремонт школьного оборудования, помещений, разбивка цветников вокруг зданий, сооружение спортивных  площадок и зимних городков, создание подсобного хозяйства, рейды бережливости, патрульные службы и многие другие виды работ помогают реализации вышепоставленных воспитательных целей. Большая ценность и от бесед на классных часах о собственности и уважении к ней, об экономии и  бережливости; от демонстрации  демо- и видеофильмов, решения экономических и педагогических задач.


Результаты этой работы будут видны на пробных уроках, на преддипломной практике, где студенты демонстрируют культуру своего  труда и проявление уважения к труду школьников, а также проявляют заботу за сохранность имущества.


Одновременное воздействие на познавательную, эмоциональную, поведенческую сферы человека, а также единый подход в предъявлении требований со стороны и педагогов, и  администрации, и родителей, а также самих студентов позволит решать задачи ценностного отношения к собственности и результатам труда.


В заключение заметим, что если мы с первых лет обучения не воспитаем у наших студентов бережное отношение к разным видам собственности, потребность в бережливости, из них вырастут безнравственные люди, равнодушные учителя, небережливые хозяйственные руководители, от чего будет страдать наше государство и будущее наших потомков.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*