Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Общие требования к разработке учебно-методических комплексов

16.01.2017 2826 4660
Зайцева Маргарита Раисовна
Зайцева Маргарита Раисовна, преподаватель

Черемховский медицинский колледж им. А.А. Турышевой

Традиционные структура и содержание образовательного процесса ныне претерпевает серьезные изменения. Глобальный интернет и всеобщая компьютеризация населения, телевидение и новые информационные технологии коренным образом изменили менталитет нового поколения преподавателей.

В образовательных учреждениях, в основном, работают высокопрофессиональные педагоги. Но будущее в образовании, конечно, за молодыми специалистами. Именно молодым педагогам предстоит принять эстафету от своих наставников – учителей старшего поколения, продолжить высокую миссию – обучать будущее поколение, помогать своим воспитанникам, адаптироваться в окружающей действительности.

Молодым преподавателям очень сложно работать, для этого необходимо овладеть огромными знаниями и навыками,  и первым шагом к основам педагогического мастерства является умение чётко и грамотно спланировать свою работу, придать ей динамичный характер, наметить пути своего самосовершенствования.

С целью обеспечения качественной реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования отдельно по каждой дисциплине или разделу/главе данной дисциплины преподаватели ОГБПОУ «Черемховский медицинский техникум» создают учебно-методические комплексы дисциплин /профессиональных модулей, которые являются основной частью учебно-методической работы педагога.

УМК дисциплины/профессионального модуля представляют собой систему нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, самостоятельной внеаудиторной работы студентов соответствии с учебным планом.

Планирование работы по созданию комплексного учебно-методического обеспечения дисциплин/профессиональных модулей осуществляется на учебный год в плане работы преподавателя.

Контроль над созданием УМК дисциплин или разделов \ глав дисциплины/профессионального модуля  осуществляется методистом, председателями цикловых комиссий.

Структура УМК дисциплины включает:

  • выписку из федерального государственного образовательного стандарта,
  • примерную рабочую программу,
  • рабочую программу
  • комплексное учебно-методическое обеспечение дисциплины,
  • межпредметные и внутрипредметные связи,
  • перечень практических манипуляций,
  • глоссарий,
  • вопросы для самоподготовки (семинары, практика),
  • средства контроля (итоговый контроль, срез знаний),
  • паспорт кабинета,
  • самостоятельную работу студента.

При составлении УМК раздела учебной дисциплины/профессионального модуля используются все вышеперечисленные пункты применительно к данному разделу.

Разработка УМК включает в себя следующие этапы:

  • разработка рабочей  программы по дисциплине,
  • разработка конспектов лекций, учебных, учебно-методических УМК,
  • оформление документации по УМК,
  • апробация материалов УМК в учебном процессе,
  • корректировка материалов УМК.

Контроль содержания и качества УМК дисциплины/профессионального модуля возлагается на   цикловую методическую комиссию методическим советом ОГБПОУ «ЧМТ».

Кроме этого, с целью обеспечения качественной реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования отдельно по каждой теме или нескольких тем преподавателями создаются учебно-методические комплексы тем (далее – УМК темы).

Большинство преподавателей считает создание учебно-методического комплекса скучной работой, считая, что на урок достаточно иметь технологическую карту. Однако эта сторона педагогической деятельности важна не меньше, чем живое общение со студентами. 

УМК темы представляют собой систему учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации теоретического или практического занятия, самостоятельной внеаудиторной работы студентов в соответствии с учебным планом.

Планирование работы по созданию УМК темы осуществляется на учебный год в плане работы преподавателя.

Контроль над созданием УМК темы  осуществляется методистом,  председателями цикловых комиссий.

УМК темы для преподавателя включает в себя:

  • титульный лист,
  • содержание УМК,
  • выписка из рабочей программы/модуля количества аудиторных и внеаудиторных часов, которые отводятся на изучение темы. Также отмечается перечень общих компетенций и/или профессиональных компетенций (с расшифровкой), которые формируются на данном занятии,
  • технологическая карта

-лекции – формы учебного занятия, цель которого состоит в рассмотрении теоретических вопросов излагаемой дисциплины в логически выдержанной форме;

-практического занятия – одной из форм учебного занятия, направленной на применение теоретических знаний в решении практических вопросов, развитие самостоятельности студентов и приобретение умений и навыков;

  • глоссарий,
  • учебно-методический материал согласно виду занятия,
  • средства контроля знаний (тестовые задания, слепые графы логической структуры, ситуационные задачи),
  • дидактический материал, иллюстративный и раздаточный материал по теме.

Методическая разработка по теме для студента включает в себя:

  • титульный лист,
  • содержание УМК,
  • план урока, где также прописываются цели и задачи, поставленные на данном занятии,
  • глоссарий,
  • учебно-методический материал согласно виду занятия,
  • средства контроля знаний (тестовые задания, слепые графы логической структуры, ситуационные задачи),
  • дидактический материал, иллюстративный и раздаточный материал по теме,
  • литература для подготовки (основная, дополнительная),
  • вопросы для самоподготовки по теме.

Разработка УМК включает в себя следующие этапы:

  • разработка УМК темы,
  • апробация материалов УМК темы в учебном процессе,
  • корректировка материалов УМК темы.

Организация контроля содержания и качества разработки УМК

Контроль содержания и качества УМК возлагается на   цикловую методическую комиссию методическим советом техникума.

Не следует сразу распечатывать готовый УМК, сначала рекомендуется предоставить материалы для корректировки председателю  цикловой методической  комиссии. Он  осуществляет периодический контроль их соответствия требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, современному уровню развития педагогической науки, технических и технологических достижений в области трудовой деятельности.

Хорошо проработанный учебно-методический комплекс – основа хорошо организованного и эффективного обучения. Даже если вдруг посреди семестра заболевшего преподавателя заменит другой, учебный процесс от этого не пострадает, потому что новый педагог сможет воспользоваться материалами, заранее подготовленными коллегой.

 

Оригинал работы:

Общие требования к разработке учебно-методических комплексов




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*