Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Создание условий для развития профессиональной компетенции педагогов колледжа

28.03.2012 2372 1 6833
Ефимова Ирина Владимировна
Ефимова Ирина Владимировна, методист

Груздева Любовь Алексеевна
Груздева Любовь Алексеевна, преподаватель

Нижнекамский агропромышленный колледж
С психологической точки зрения профессионально-техническое образование — это планомерная совместная деятельность педагогов, мастеров производственного обучения  и учащихся, направленная на овладение учащимися профессионально-техническими знаниями, навыками, умениями, на развитие посредством обучения и воспитания профессиональных способностей и на формирование личности квалифицированного рабочего. При этом, профессиональное образование необходимо рассматривать как систему самостоятельных интегративных процессов в многоуровневой структуре, целенаправленное взаимодействие которых приводит к созданию новой целостности - профессиональной деятельности производственника нового типа. В результате созданы концептуальные основы многоуровневого непрерывного профессионального образования и профессиональной педагогики как базовой научной дисциплины. Она интегрирует понятия, закономерности, принципы, категории других наук (социальных, естественных, технических), определяющих природу формирования человека, возможности реализации личности в условиях инновационного социально-экономического развития. Идея многоуровневого непрерывного образования вызвала большой интерес научной и педагогической общественности в нашей стране и за рубежом. При изучении механизмов поступательного движения инновационных процессов в практике учебных заведений были конкретизированы принципы преемственности, непрерывности, многоуровневости, многопрофильности, взаимосвязи начального, среднего, высшего и дополнительного образования.

В настоящее время созданы и успешно работают новые типы учебных заведений, которые осуществляют многоуровневое непрерывное профессиональное образование, оптимально обеспечивающее интересы личности и кадровые потребности экономики. В связи с этим повышается конкурентоспособность их выпускников, как правило, владеющих несколькими профессиями, расширяются их возможности сделать карьеру, обеспечивается стабильность в профессиональной деятельности, в частности за счет наличия нескольких вариантов трудоустройства на различных этапах жизненного пути человека. Такие учебные заведения требуют нового подхода к выбору профессиональных кадров.


Однако, к настоящему времени в сфере профессионального труда учителя назрел ряд противоречий, которые также препятствуют успешной адаптации в профессиональной деятельности. Это, во-первых, противоречие между растущим объемом актуальной и социально-политической информации и старыми способами ее переработки, хранения и передачи; во-вторых, между растущими требованиями к профессиональному мастерству педагогов и недостаточным уровнем их сегодняшней квалификации; в-третьих, между потребностью общества в услугах педагогического труда и сокращением резервов рабочего времени учителей; в-четвертых, между увеличением свободного времени у подавляющего большинства социально-профессиональных групп и противоположной тенденцией изменения бюджета времени у представителей учительской профессии; в-пятых, между ростом объективной социальной значимости профессии учителя и недостаточно высокой привлекательностью педагогического труда для некоторой части молодежи.


Все вышесказанное относится к требованиям к педагогам, но профессиональное образование имеет еще одну особенность. В учреждениях  начального профессионального образования и зачастую среднего профессионального образования имеется институт особых педагогов – мастеров производственного обучения.


Он был и должен быть основным педагогом или как предлагают другое название этой должности - профессиональный педагог.


Мастер производственного обучения – это инженерно-педагогический работник начального профессионального образования, осуществляющий производственное обучение учащихся по рабочей профессии. Его деятельность в учебных заведениях НПО:

- учебно-производственное обучение;

- воспитательная работа;

- учебно-методическая работа;

- организационно - управленческая работа.


С подготовкой таких специалистов возникают особенные трудности, поскольку по современным требованиям мастер производственного обучения должен быть высококлассным педагогом и специалистом с наивысшим рабочим разрядом по профессии. Данные требования к этой категории педагогов  можно представить в виде модели мастера производственного обучения.


Разработанная в колледже модель мастера профессионального обучения имеет следующую структуру:

- квалификационная характеристика;

- ключевые квалификации;

- специально - профессиональная компетентность и компетенция;

- психолого-педагогическая компетентность и компетенция;

- профессионально значимые психофизиологические свойства;

- профессионально важные качества личности;

- профессионально важные социально - личностные качества;

- ценностный потенциал.


При детальном рассмотрении необходимо отметить, что предъявляемые требования к педагогам и мастерам производственного обучения являются профессиональной необходимостью и крайне редко, когда они имеются у молодого специалиста в состоянии оптимального развития, педагога необходимо растить.


Развитие профессиональной компетентности педагогического коллектива в целом и каждого его представителя - важнейшая задача научно-методической службы колледжа. Педагогический кол­лектив жизнеспособен, когда в нем соседствуют и взаимодействуют опытность, стремление к новому и верность традициям. На данном этапе существования учебных заведений наличие в коллективе молодых специалистов является жизненной необходимостью, поскольку тенденция к повышению среднего возраста  коллектива является большой проблемой. Работа научно-методической службы направлена на содействие продвижению преподавателей от первого к последующим этапам, требует поиска продуктивных форм работы с педагогами в системе повышения их профессиональной компетентности.


В колледже реализуется педагогический план методической службы, который позволяет развивать професси­ональное самосознание специалиста, создает условия для публичного представления лучших образцов своей профессиональной педагогической деятельности коллективу. Данная работа год от года совершенствуется.


В результате активного обучения, самообразования формируются новообразования начального периода адаптации: самоосознание себя как педагога-профессионала и усвоение смысловых акцентов профессиональной деятельности.


Практика показала, что после трех-четырех лет работы начинающий преподаватель способен самостоятельно выстроить свой педагогический профессиональный путь, пройти успешно аттестационные испытания, требующие высокого уровня развития про­фессиональной компетентности.


В колледже реализуется программа «Аттестация», на основе которой ежегодно составляется модуль годового плана работы «Аттестация педагогических и руководящих работников коллед­жа». Целью реализации программы является создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов, развития творческой инициативы, представления результатов педагогического труда.


Совершенствуется технология поэтапного проведения аттестации педагогов. Создаются условия для успешного предъявления педагогического опыта: открытые занятия, мастер-классы свидетельствуют о высоком профессионализме аттестуемых.


Результаты работы  анализируются, публикуются в сборниках статей раз­личного уровня. Таким образом, можно выделить следующие акценты в работе методической службы с молодыми и начинающими педагогами:

- «проживание» молодыми педагогами методик проведения занятий в колледже (погружение в атмосферу);

- выстраивание занятий с учетом запросов по содержанию и формам проведения;

- создание своего профессионального портфолио и подготовка к аттестации;

- выведение педагога на индивидуальную траекторию развития самостоятельной педагогической деятельности.


Учитывая актуальность данной проблемы, в своей работе мы попытались рассмотреть проблемы профессионального роста и адаптации молодого педагога, пути их решения; проанализировать основные факторы и методы   профессионального становления, а так же поделиться опытом  нашего педагогического коллектива в этой области.



Назад к списку

Комментарии
очень интересная статья
светлана

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*