Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Два эксперта

28.12.2016 856 1442
Гулик Константин Викторович
Гулик Константин Викторович, преподаватель

Мурманский медицинский колледж

Охрана здоровья населения составляет одну из основ конституционного строя России. Право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплено в Конституции Российской Федерации (ст.41). Национальным проектом «Здоровье» предусмотрено осуществление в отрасли реформы, направленной на повышение качества, доступности и экономической эффективности медицинской помощи населению в условиях формирования рыночных отношений.

Поэтому, особая роль в подготовке высококвалифицированных медицинских кадров среднего звена и освоении ими высоких технологий отводится научно-исследовательской деятельности студентов как важнейшего условия развития профессионально-творческой самостоятельности будущих специалистов. Имеющиеся факты и опыт показывают, что качество медицинской помощи является управляемым объектом, а изменение его состояния может анализироваться.  При этом содержание деятельности в ходе её выполнения должно способствовать:

  • формированию у студентов мобильности и критического мышления;
  • овладению современными универсальными методами поиска научно-исследовательской деятельности;
  • освоению основ профессиональной деятельности социально-исследовательских решений, психологической компетентности;
  • овладению знаниями и опытом в новых областях.

В основу технологии  научно-исследовательской деятельности  должно быть положено её реальное моделирование от замысла до педагогического проектирования, конструирования и реализации разработки потребителю. Основными формами научно-исследовательской деятельности студентов, наиболее подтвердившими свою эффективность, являются:

  • курсовая работа – форма, направленная на формирование творческого отношения к учебному процессу, привития знаний, умений и навыков исследовательского труда на всех этапах научного поиска;
  • дипломная работа – форма, организованная с целью проверки профессиональной компетентности будущих специалистов решать комплексные научно-исследовательские задачи в условиях наиболее близких к реальной производственной деятельности.

Интеграция образования, науки и производства позволяет существенно интенсифицировать применение таких методов обучения как проблемная лекция, деловые и эвристические игры, метод проектов, выполнение выпускных квалификационных работ. Основой лекции и практических занятий проблемного характера может служить не имитация, а конкретные производственные и практические ситуации, что позволяет студентам увидеть предметные и социальные аспекты процесса их будущей профессиональной деятельности, а также моделировать те системы отношений, которые присущи лечебно-профилактическим учреждениям, где они будут работать после окончания учебного заведения. Проведение деловых игр на основе интеграции образования, науки и производства создают обстановку реальной практики решения конкретных профессионально-творческих задач  и ставит обучающегося во взаимодействие с представителями реальных ролевых позиций специалистов базового предприятия. В процессе выполнения выпускной квалификационной работы в образовательном учреждении студенты знакомятся со всеми этапами теоретической и научно-исследовательской работы непосредственно на производстве. Указанные методы работают как механизм, создающий проблемные научно-исследовательские модули, ориентированные на решение прикладных производственных (научных) задач в конкретном подразделении образовательного учреждения.

Особое значение имеет подготовка кадров, основанная на современных достижениях науки управления качеством и стандартизации - WorldSkills. Это международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства, как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом.

В государственную итоговую аттестацию обучающихся профессиональных образовательных организаций добавят формат демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills по 41 компетенции. Формат демонстрационного экзамена, внедряемого в процедуру государственной итоговой аттестации, послужит моделью независимой оценки качества подготовки кадров без проведения дополнительных процедур. С его помощью у выпускников колледжей и техникумов удастся определить уровень знаний и навыков, позволяющих вести профессиональную деятельность по конкретной специальности в соответствии со стандартами WorldSkills.

Для образовательных учреждений проведение демонстрационного экзамена – это возможность объективно оценить содержание и качество образовательных программ, материально-техническую базу и уровень квалификации преподавательского состава, а для выпускников это возможность подтвердить свою квалификацию в соответствии с требованиями международных стандартов WorldSkills без дополнительных испытаний и получить предложение о трудоустройстве уже на этапе выпуска из образовательной организации. Все сдавшие демонстрационный экзамен вместе с дипломом о среднем профессиональном образовании получат документ о квалификации, признаваемый предприятиями, которые работают в соответствии со стандартами WorldSkills.

Методика организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills в рамках государственной итоговой аттестации обучающихся профессиональных образовательных организаций разработана по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации.

Единство науки и практики способно обеспечить здравоохранение не только принципиально новыми способами диагностики, лечения самых различных заболеваний и ухода за пациентом, но и современными методами управления качеством в здравоохранении. Качество медицинской помощи определяется как совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказываемой медицинской помощи потребностям пациента (населения) современному уровню медицинской науки и технологии. К характеристикам качества медицинской помощи относятся её своевременность, результативность, профессиональная компетентность медицинских работников, эффективность, непрерывность, безопасность, удобство удовлетворения медицинских потребностей пациента.  Компонентами качества медицинской помощи, которые можно использовать в виде критериев показателей его состояния, эксперты Всемирной организации здравоохранения считают:

  • правильность медицинских технологий;
  • отсутствие риска для пациентов;
  • оптимальность использования ресурсов;
  • удовлетворенность потребителей медицинской помощи.

В медицине таким процессом, независимо от места и причин оказания помощи является процесс взаимодействия определённого медицинского работника с конкретным пациентом. «Качество оказываемой медицинской помощи не может быть выше уровня полученного образования». По отношению к нему все другие, включая процессы управления, материально-технического  обеспечения, информационные процессы, подготовку специалистов, являются вспомогательными.

Важная роль в обеспечении доступности и качества, предоставляемых населению услуг отводится специалистам, имеющим среднее медицинское и высшее сестринское образование и составляющим самую многочисленную категорию работников здравоохранения. Сестринское дело, основанное на научных доказательствах - это сестринский процесс, включающий ознакомление с наиболее надежными и современными результатами исследований в области оказания помощи пациентам, и его практическое решение. Цель научно обоснованной практики - обеспечивать наивысшее качество и экономическую эффективность медицинской сестринской помощи. На сестринский персонал возлагается обязанность обеспечить обучение населения приемам оказания неотложной помощи и методам ухода за больными и нетрудоспособными лицами, что позволит облегчить решение ряда медико-социальных проблем силами населения и самих пациентов, а также повысить эффективность деятельности специальных служб в условиях чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Созданная в системе здравоохранения Российской Федерации служба медицины катастроф определила необходимость специальной подготовки специалистов со средним медицинским образованием для формирований и учреждений, принимающих участие в организации и оказании медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях. Программа междисциплинарного курса 03.02. «Медицина катастроф» рассчитана на 60 часов и включает разделы: «Организацию работы медицинской службы в экстремальных условиях», «Организацию доврачебной медицинской помощи пострадавшим с угрожающими жизни состояниями», «Морально-психологическую подготовку в ЧС» [5].

 Особые условия, в которых может оказаться человек, как правило, вызывает у него психологическую и эмоциональную напряженность. В этот момент нарушается процесс нормального мышления, ослабевает или полностью теряется контроль сознания над чувствами и волей. Говорят:

  • «У страха глаза велики» - отмечается расширение зрачков,
  • «Сердце готово вырваться из груди» - нарушается дыхание, сердцебиение;
  • «Побелел как мел» - спазм периферических кровеносных сосудов;
  • «Опустились руки» - возникло чувство слабости;
  • «Коленки подогнулись» - недомогание.

 Основные задачи обучения направлены:

  • на выработку навыков и готовности оказания первой (доврачебной) медицинской помощи по поддержанию жизни пострадавших в чрезвычайных ситуациях;
  • на обучение мерам безопасности;
  • на формирование психологической устойчивости;
  • на развитие способности управления психологическим состоянием.

Профессиональная подготовка осуществляется в три этапа. Первый этап – теоретический - (выполнение тестовых заданий). Второй этап - практический: имитация процесса сердечно-легочной реанимации на манекене «Витим», демонстрация практических навыков по оказанию первой (доврачебной) медицинской помощи в условиях приближенных к реальным, выполнение нормативов гражданской обороны. Третий - итоговый контроль с помощью автоматизированной обучающей системы.

Действительно, обычно врач или медицинская сестра убеждены, что только они, в силу своих медицинских знаний в состоянии определить болезнь и лечить её, или оказать медицинскую помощь. На самом же деле, знания медицинского работника, хоть и обширны, но они несколько односторонние. Медицинский работник знает болезни только в том виде, как они описаны в учебниках. Он знает их этиологию и патогенез, знает к каким анатомическим и функциональным изменениям они приводят, примерную частоту различных исходов, какие лечебные мероприятия наиболее показаны при каждой болезни. Всего этого пациент, естественно не знает. Но зато он, как никто другой и лучше всех остальных знает все особенности своей собственной болезни. Ведь он живет с ней, постоянно думает о ней, все время наблюдает за собой.

Вот другая ситуация. Пациент приходит к доктору и говорит, что у него бывают боли в области сердца, и что его вот уже несколько лет лечат от ишемической болезни. Врач пишет в графе «жалобы» всего одну фразу: «Предъявляет жалобы на боли в области сердца» и тотчас переходит к расспросу. Оказывается, у пациента действительно бывает сжатие за грудиной при быстрой ходьбе. Но, кроме того, у него бывают ещё и острые прокалывающие боли («как иголку воткнули») в области верхушки сердца. Эта боль возникает внезапно и тотчас становится сильной, тогда как сжатие за грудиной нарастает постепенно на протяжении 30 секунд  или минуты; обычно колющая боль возникает в покое, а не при ходьбе и усиливается при попытке глубокого вдоха. Кроме того, иногда по вечерам пациент чувствует тяжесть в области сердца - «будто камень лежит». Это ощущение длится долго – час или два, нитроглицерин его не снимает, зато помогают капли валокордина.

Пациент прекрасно знает, гораздо лучше, чем доктор или медицинская сестра все особенности каждого из этих неприятных ощущений и умеет их различать. Он, несомненно, эксперт по этой части! Но, в отличие от медицинского работника, он не знает, что каждое из этих ощущений имеет свое особое значение. Ему кажется, что все они вызваны болезнью сердца, и потому каждое из них его страшит. Медицинская сестра, тоже  в качестве эксперта, но владеющая совсем другими знаниями в отличие от пациента, может с уверенностью заключить, что некоторые из этих неприятных ощущений являются истинно ангинозными болями. Зная частоту и интенсивность каждого из этих ощущений, медицинская сестра сможет приблизительно оценить их удельный вес в общей картине болезни у этого пациента. Во всяком случае, она сможет сразу же успокоить пациента, объяснив ему, что только часть его неприятных ощущений вызвана болезнью сердца, и что, стало быть, ситуация не столь плоха, как тому кажется. Другими словами, обогащенная этими дополнительными важными сведениями медицинская сестра будет способствовать лечению ишемической болезни сердца с учетом индивидуальных особенностей пациента.

Единство науки и практики способно обеспечить здравоохранение не только принципиально новыми способами диагностики, лечения самых различных заболеваний и ухода за пациентом, но и современными методами управления качеством в здравоохранении.  Оказывается, как ни странно, можно обогащать свои профессиональные знания, даже не покупая новые учебники, не просиживая вечерами в библиотеках и не рыская часами в интернете; это можно делать прямо во время своей работы, беседуя с пациентом. Правда, для этого надо считать его не пассивным объектом наших действий, а нашим знающим и сметливым помощником.

У болезни есть два эксперта - медицинская сестра и пациент.

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

  1. Магазаник Н.А. Диагностика без анализов и врачевание без лекарств - М., издательство КВОРУМ, 2014.
  2. Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов, Педагогическое общество России, Москва, 2010.
  3. Федорова Е.М. Нелегкий путь к диплому / Федорова Е.М., Мыльников С.В. – СПб.: Изд-во Н-Л, 2012 – 100 с.
  4. Материалы III Всероссийского съезда средних медицинских работников, – СПб.: Общероссийская общественная организация «Ассоциация медицинских сестер России», 2008 – 464 с.
  5. Сайт ГАПОУ МО «Мурманский медицинский колледж»:htt://murmedic.ru

 

Оригинал работы: Два эксперта




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*