Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материала"Музыка - это невидимый танец, как
танец - безмолвная музыка."
"Главное в танце - умение слышать
музыку, чувствовать её скрытый смысл. Именно музыка рождает
осмысленность движения. Если
танцуем не в музыке, то никакого
успеха не будет."
М. Плисецкая.
Работа концертмейстера в хореографическом классе имеет свою специфику. Зачастую, пианист, попадая в балетный класс, начинает "терять сознание" от набора непонятных слов, незнания специфики балетного аккомпанемента и структуры урока.
Быть просто хорошим пианистом недостаточно для полноценной работы в балетном классе. Прекрасные пианистические данные далеко не всё, что нужно для аккомпаниатора на хореографии. Известный балетный концертмейстер Эмма Липа говорила: "Балетным пианистом может быть человек, который свободно обращается с клавиатурой, может сочинять, импровизировать... Балетный пианист может аккомпанировать опере, инструменталистам, кому угодно. Это легко и просто. Наоборот - никогда! Потому что балетный пианист должен не только знать длину движения, характер движения, он должен дышать балетом... Концертмейстер должен быть глубоким музыкантом, настоящим артистом, только тогда звуки рояля становятся не аккомпанементом, а частью единого образа, который создают танец и музыка [1].
Пианисты обычно не могут приступить к работе в балетном классе не имея специальных знаний и навыков в области хореографии. Остановимся на основных компетенциях балетного концертмейстера без которых урок классического танца, который называют лабораторией балета, не может быть продуктивным и качественным.
Пианист - аккомпаниатор должен обладать не только прекрасными пианистическими данными, хорошей техникой и музыкальностью. Его репертуар должен быть огромен и включать в себя произведения русских и зарубежных композиторов - классиков и современников.
Существуют определённые мелодическо - интонационные, темпо - ритмические, фактурно - аккомпанементные формулы характерные для конкретных танцевальных движений. Чтобы понять "балетную музыку", напитаться ею, начинающему концертмейстеру необходимо прослушать и переиграть множество балетных произведений, что поможет почувствовать её стиль, гармонию, форму, характерные особенности и принципы.
Так как в хореографии нет точной привязанности балетной музыки к какому - либо движению, концертмейстер должен использовать не только определённые музыкальные сочинения, но уметь импровизировать и сочинять. Такой вид аккомпанемента наиболее гибкий и точный, более соответствующий хореографическому материалу, и делающий музыку удобной для танца. Многие педагоги - хореографы предпочитают работать с концертмейстером - импровизатором, ведь заданные танцевальные комбинации, после показа педагогом, исполняются в классе впервые, и пианист, вместе с обучающимися, должен запомнить комбинацию и воплотить её с музыкальной стороны.
Учебные задачи, поставленные педагогом, являются для концертмейстера определяющими в выборе музыкального материала. Например, если характер движения плавный, спокойный, мягкий, то и музыка будет звучать в темпе Adagio, Largo, Grave, по характеру и штрихам - cantabile, legato и наоборот, если характер движений чёткий, отрывистый, то и музыка будет соответствовать по темпу - allegro, moderato и штрихам – staccato.
Импровизация должна быть ясной и чёткой. Обязательна квадратность структуры 8 - 16 - 32 - 64 такта, с выразительной мелодией, благозвучной, интересной гармонией, в гамофонно - гармонической фактуре.
Аккомпанемент в левой руке отражает темпоритмическую сторону комбинации, а правая рука - мелодия - соответствует ритмическому рисунку движения.
Не рекомендуется злоупотреблять мелизмами, одна нота соответствует одному движению. Динамика должна быть выразительная, агогика - чуткая, гибкая, отражающая все особенности танцевальных движений. Недопустимо играть "форсированным звуком", точно выверенный, филигранный звук лучше воспринимается учащимися.
Сочинение собственных композиций связано еще с тем, что использование одних и тех же музыкальных произведений приводит к "забалтыванию", механичности исполнения хореографических движений, к потере интереса и свежести восприятия музыки.
Собственные музыкальные сочинения концертмейстера так же способствуют одному из основных моментов хореографического искусства - соответствию фразировки движений и музыки. И концертмейстер, и танцор должны чувствовать фразу, понимать неделимость танца от музыки, раскрывать взаимосвязь элементов музыкального произведения и танцевальных движений.
Танцевальный концертмейстер должен помогать учащимся овладевать основными теоретическими музыкальными знаниями. Умением понимать и различать музыкальную форму, начало и окончание музыкального построения, размер, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике, типах и функциях кадансов. Улавливать жанровые и стилистические особенности музыкальных произведений, композиторов, эпох. Все эти знания и опыт облегчают будущим хореографам передачу эмоционального и идейного содержания музыкального произведения средствами танца.
В хореографическом искусстве большое значение имеет правильная метроритмическая организация музыки и танца. Во время показа танцевальной комбинации педагог проговаривает название движения, считает, а концертмейстер запоминает материал, и отображает заданную комбинацию в музыке, учитывая её метро - ритмические особенности. Знание и понимание технологии исполнения движений помогает концертмейстеру наиболее верно подобрать или сочинить музыкальный отрывок. Но при точной ритмической организации игра пианиста должна быть очень выразительной и разнообразной. Это осуществляется за счёт многообразия пианистической фактуры, штрихов, регистров, тембров, динамики, педали.
К одной и той же танцевальной комбинации можно подобрать сопровождение в разном музыкальном размере. Как же выбрать оптимально метрически удобную и подходящую музыкальную композицию?
Двудольные метры характеризуются упругостью, чёткостью, они более просты в восприятии, чем трёхдольные , которые воспринимаются как мягкие, закруглённые, более удобные к агогическим отклонениям. Для энергичных, акцентированных движений экзерсиса, таких как battement tendu, battement jete, frappe, petit battement и др., как правило применяются двудольные размеры 2/4, 4/4, а для более мягких, плавных, широких по дыханию комбинаций, таких как ronde jambes par terre, plie, adagio и др., выбираются трёхдольные, вальсовые размеры. Большие прыжки тоже удобно сопровождать вальсовой, трёхдольной музыкой, т. к. это не только подчёркивает полётность, широту движения, но и удобно с точки зрения агогических изменений.
Не менее важным для концертмейстера хореографического танца является выбор темпа для какой - либо комбинации или танца. Он зависит от многих составляющих: физических и творческих возможностей танцовщика, индивидуального "видения " танцора и концертмейстера, насыщенности танцевальных композиций, от стадии освоения движения ( на ранних стадиях изучения экзерсиса все движения исполняются медленно), характера исполнения самого движения ( плавные - в медленном темпе, активные и резкие - более подвижно).
Некоторые комбинации экзерсиса , например battement fondu и battement frappe, объединяют в себе несколько разных по характеру элементов и требуют темповых отклонений музыкального сопровождения. Концертмейстер должен чутко реагировать на это, музыкально подтверждая своей игрой.
Специфика работы концертмейстера в хореографическом классе предполагает зрительный контакт пианиста и танцующих. Только хорошее знание нотного текста, координация музыканта, умение играть не глядя на клавиатуру, навык " тройного видения" - сцены, нотного текста, клавиатуры - залог существования в единстве музыки и танца.
Со всем объёмом творческих задач концертмейстер может справиться только при условии творческого сотрудничества и психологического контакта с педагогом - хореографом. Кто как не он является первым наставником и помощником балетного концертмейстера? Хореограф объясняет ему структуру урока, своё видение каждого элемента хореографических комбинаций, знакомит с балетной лексикой на французском языке. Пианист обязан знать точный перевод каждого движения и характер его исполнения, уметь схематично показывать определённые танцевальные движения. Контролировать и понимать как чётко и координировано исполняются танцевальные элементы, позы и позиции, положение корпуса, рук, ног, головы. Хорошо знать структуру урока и порядок комбинаций экзерсиса у станка, на середине зала, прыжков и упражнений на пуантах.
Тесное сотрудничество педагога - хореографа и пианиста, создающего музыкальное оформление урока классического танца, должно привести к развитию музыкальности учащихся, привитию им навыков согласованности движения с музыкой, воспитанию художественного мышления балетных артистов. Мера ответственности концертмейстера в педагогической, репетиционной деятельности учащихся высока, особенно на экзамене, концерте, когда аккомпаниатор остаётся один на один с учащимися, помогая им справиться с исполнительскими задачами.
Все нюансы балетного аккомпанемента постигаются только через практику, постоянный поиск новых музыкальных композиций, установление творческого взаимного контакта с педагогом - хореографом.
Заинтересованность в своём деле, преданность искусству балета и тем, кто его представляет - танцовщикам, хореографам, желание с максимальной отдачей выполнить поставленные перед ним задачи - залог успешной работы и результатов концертмейстера - пианиста в хореографическом классе.
Список литературы
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.