Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВажнейшим аспектом образования, связанным с проблемой повышения его качества, является проблема качества деятельности преподавателей, их квалификации и компетентности. Преподаватель должен владеть полным инструментарием методов обучения, средств и технологий, позволяющих достичь новые образовательные результаты. Но осознание и принятие большинством преподавателей этого результата деятельности, как критерия качества образования, происходит с трудом. Изменения, связанные с реализацией дуальной модели обучения, потребовали пересмотра методической работы колледжа.
В Краевом политехническом колледже действует следующая структура методической службы (рисунок 1).
Рис.1 – Структура методической службы колледжа
В условиях реализации дуальной системы обучения изменяются требования к учебно-методическому обеспечению. Перед методической службой были поставлены задачи, направленные на:
Для реализации данных задач разработаны и реализуются приоритетные проекты (рисунок 2), организуются мероприятия краевого и межрегионального уровней.
Рис.2 - Инновационные проекты, реализуемые в колледже
Именно инновационные проекты помогли создать новые или изменили существующие системы.
Отработка механизма практико-ориентированной подготовки кадров на основе дуального обучения в реальных производственных условиях, сетевое взаимодействие участников проекта, а также создание модернизированной программы профессиональной подготовки, обеспечивающей формирование спектра необходимых профессиональных компетенций осуществляется через проект «Внедрение дуального обучения». Методического сопровождение проекта заключается в разработке новых учебно-методических продуктов: рабочих программ, фондов оценочных средств, разработку типовых заданий, методических рекомендаций и т.д. Разработан курс по обучению наставников от ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» основам педагогического мастерства.
Проект «Максимальный охват» направлен на обновление теоретических и практических знаний педагогических работников в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения современных методов обучения и обеспечение 100% охвата педагогических работников курсовой подготовкой. Повышение процента педагогов с первой и высшей квалификационной категорией.
Обеспечение профессионального роста педагогических кадров, способных осуществлять качественное образование осуществляется в рамках проекта «Совершенствование кадрового обеспечения системы управления персоналом в колледже». Создана служба сопровождения учебного процесса, взаимообмен педагогическими кадрами между структурными подразделениями.
Проект «Формирование общих и профессиональных компетенций через современные образовательные технологии» направлен на поиск эффективных методов и форм использования современных образовательных технологий, направленных на формирование общих и профессиональных компетенций студентов. По реализации проекта были выполнены следующие действия:
Реализация проекта в течение двух лет работы в статусе ФИП позволила каждому педагогу определиться с набором педагогических инструментов (технологий, средств обучения), осуществить их апробацию, убедиться, что обновление повседневной педагогической практики может привести к повышению результатов обучения.
Проект «Использование дистанционных образовательных технологий в образовательной среде колледжа» сосредоточен на формирование единой информационно-образовательной среды, направленной на внедрение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в колледже, для повышения многообразия траекторий профессионального развития, гибкости программ профессионального обучения и уровня доступности образования. На сегодняшний день разработано более 103 электронных курса в системах дистанционного обучения и тестирования LMS Moodle и Mirapolis4.xx., зарегистрировано 1400 пользователей.
В целях вовлечения административно-управленческого персонала и профессионально компетентных педагогических кадров в процесс развития молодых и начинающих специалистов, подготовки высококвалифицированных педагогов с учетом сложившейся в колледже корпоративной культуры, накопленных знаний, имеющегося инновационного опыта реализуется проект «Наставничество». С запуском проекта прошла модернизация работы с молодыми и начинающими педагогами (таблица).
Таблица – Организационные формы работы с молодыми и начинающими педагогами
Было |
Стало |
Школа начинающего педагога (ШНП) |
Наставничество |
Положение о ШНП (разработано ОО) |
Положение о наставничестве (разработано на основе Положения ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ») |
Методист – начинающие педагоги |
Наставник – молодой педагог |
План работы (общий) |
Индивидуальный план работы (ИПР) |
Формы и содержание работы по плану |
Подбор форм и содержания работы согласно ИПР |
Результат планируемый |
На основе собственных ключевых показателей |
Анализ работы ШНП |
Анализ работы молодого (начинающего) педагога. Заключение от наставника |
Итогом разработки каждого инновационного проекта послужили документы, включающие в себя подробное описание инновационных продуктов, обоснование их жизнеспособности (внедрения), а также учитывающие некоторые организационные моменты их продвижения.
Для проектирования педагогической деятельности в условиях инновационного развития в колледже вошли в практику индивидуальные траектории профессионального развития; измене на существующая модель методической работы, введены новые формы работы с педагогами: методические тренинги, инновационные площадки, решение производственных кейсов.
Для реализации инновационных проектов потребовалось изменить не только структуру методического сопровождения педагогов, но и пробудить внутренние мотивы педагогов для повышения собственного профессионального уровня, реализации образовательных потребностей в условиях реализации компетентностного подхода и дуального обучения. Решением данной проблемы явилось выстраивание системы (модели) индивидуализированного повышения квалификации.
В основе индивидуальной образовательной траектории лежит механизм разработки и реализации индивидуальных траекторий профессионального развития педагогов, составленных на основе Модели электронного портфолио (рисунок 8). В ходе реализации обозначенной траектории каждый педагог отражает динамику собственного развития, результатов достижения поставленной цели, самореализацию, а также демонстрирует стиль и профессиональную культуру. Портфолио позволяет проводить рефлексию собственной работы, самостоятельно устанавливать связи между предыдущими и новыми знаниями, умениями, достижениями. В связи с этим, методическая работа колледжа ориентирована на создание необходимых условий для успешного движения по индивидуальной траектории.
Вариативность индивидуальных траекторий, их направленность на удовлетворение личностных профессиональных потребностей педагогов обеспечивается за счет организации взаимодействия с партнерами, привлечения их ресурсов к реализации всех структурных компонентов траекторий: информационной работы, курсов повышения квалификации, сетевого взаимодействия, дистанционного обучения, участие в мероприятиях разного уровня и т.д.
Модель методической работы на индивидуальной основе построена на принципиально новом подходе, направленном на методическое сопровождение самообразования педагога и, в связи с этим приобретает ряд особенностей:
Таким образом, предлагаемая модель методической работы позволяет в большей степени учесть личностные образовательные и профессиональные потребности и мотивы. При этом существенно меняется позиция методиста. Модель имеет гибкий, открытый характер, обеспечивает уход от обилия методических мероприятий, но в обязательном порядке предполагает, в конце учебного года, анализ деятельности каждого педагога.
В результате апробации новой модели методической работы, основанной на индивидуальных траекториях профессионального развития, имеем следующие позитивные результаты:
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.