Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическое сопровождение инновационной деятельности

28.12.2016 1941 3425
Овчинникова Ирина Васильевна
Овчинникова Ирина Васильевна, методист

Краевой политехнический колледж

Важнейшим аспектом образования, связанным с проблемой повышения его качества, является проблема качества деятельности преподавателей, их квалификации и компетентности. Преподаватель должен владеть полным инструментарием методов обучения, средств и технологий, позволяющих достичь новые образовательные результаты. Но осознание и принятие большинством преподавателей этого результата деятельности, как критерия качества образования, происходит с трудом. Изменения, связанные с реализацией дуальной модели обучения, потребовали пересмотра методической работы колледжа.

В Краевом политехническом колледже действует следующая структура методической службы (рисунок 1).

Рис.1 – Структура методической службы колледжа

В условиях реализации дуальной системы обучения изменяются требования к учебно-методическому обеспечению. Перед методической службой были поставлены задачи, направленные на:

  • внедрение в учебный процесс новых техноло­гий;
  • стимулирование разработки, переработки и усовершенствования учебно-методического обеспечения ОПОП.

Для реализации данных задач разработаны и реализуются приоритетные проекты (рисунок 2), организуются мероприятия краевого и межрегионального уровней.

Рис.2 - Инновационные проекты, реализуемые в колледже

Именно инновационные проекты помогли создать новые или изменили существующие системы.

Отработка механизма практико-ориентированной подготовки кадров на основе дуального обучения в реальных производственных условиях, сетевое взаимодействие участников проекта, а также создание модернизированной программы профессиональной подготовки, обеспечивающей формирование спектра необходимых профессиональных компетенций осуществляется через проект «Внедрение дуального обучения». Методического сопровождение проекта заключается в разработке новых учебно-методических продуктов: рабочих программ, фондов оценочных средств, разработку типовых заданий, методических рекомендаций и т.д. Разработан курс по обучению наставников от  ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» основам педагогического мастерства.

Проект «Максимальный охват» направлен на обновление теоретических и практических знаний педагогических работников в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения современных методов обучения и обеспечение 100% охвата педагогических работников курсовой подготовкой. Повышение процента педагогов с первой и высшей квалификационной категорией.

Обеспечение профессионального роста педагогических кадров, способных осуществлять качественное образование осуществляется в рамках проекта «Совершенствование кадрового обеспечения системы управления персоналом в колледже». Создана служба сопровождения учебного процесса, взаимообмен педагогическими кадрами между структурными подразделениями.

Проект «Формирование общих и профессиональных компетенций через современные образовательные технологии» направлен на поиск эффективных методов и форм использования современных образовательных технологий, направленных  на формирование общих и профессиональных компетенций студентов. По реализации проекта были выполнены следующие действия:

  • сформированы проектные группы;
  • определены содержание и организационно-педагогические условия деятельности проектных групп (проект/план/программа/инструменты);
  • изучены, проанализированы современные образовательные технологии;
  • определены педагогические цели, осуществлен подбор методов обучения;
  • апробированы технологии;
  • представлен опыт работы педагогов по использованию современных технологий на краевых мероприятиях.

Реализация проекта в течение двух лет работы в статусе ФИП позволила каждому педагогу определиться с набором педагогических инструментов (технологий, средств обучения), осуществить их  апробацию, убедиться, что обновление повседневной педагогической практики может привести к повышению результатов обучения.

Проект «Использование дистанционных образовательных технологий в образовательной среде колледжа» сосредоточен на формирование  единой информационно-образовательной  среды, направленной на внедрение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий  в колледже, для повышения многообразия траекторий профессионального развития, гибкости программ профессионального обучения и уровня доступности образования. На сегодняшний день разработано более 103 электронных курса в системах дистанционного обучения и тестирования LMS Moodle и Mirapolis4.xx., зарегистрировано 1400 пользователей.

В целях вовлечения административно-управленческого персонала и профессионально компетентных педагогических кадров в процесс развития молодых  и начинающих специалистов, подготовки высококвалифицированных педагогов с учетом сложившейся в колледже корпоративной культуры, накопленных знаний, имеющегося инновационного опыта реализуется проект «Наставничество».  С запуском проекта прошла модернизация работы с молодыми и начинающими педагогами (таблица).

Таблица – Организационные формы работы с молодыми и начинающими педагогами

Было

Стало

Школа начинающего педагога (ШНП)

Наставничество

Положение о ШНП (разработано ОО)

Положение о наставничестве (разработано на основе Положения ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ»)

Методист – начинающие педагоги

Наставник – молодой педагог

План работы (общий)

Индивидуальный план работы (ИПР)

Формы и содержание работы по плану

Подбор форм и содержания работы согласно ИПР

Результат  планируемый

На основе собственных ключевых показателей

Анализ работы ШНП

Анализ работы молодого (начинающего) педагога. Заключение от наставника

Итогом разработки каждого инновационного проекта послужили документы, включающие в себя подробное описание инновационных продуктов, обоснование их жизнеспособности (внедрения), а также учитывающие некоторые организационные моменты их продвижения.

Для проектирования педагогической деятельности в условиях инновационного развития в колледже вошли  в практику индивидуальные траектории профессионального развития; измене на существующая модель методической работы, введены новые формы работы с педагогами: методические тренинги, инновационные площадки, решение производственных кейсов.

Для реализации инновационных проектов потребовалось изменить не только структуру методического сопровождения педагогов, но и пробудить внутренние мотивы педагогов для повышения собственного профессионального уровня, реализации образовательных потребностей в условиях реализации компетентностного подхода и дуального обучения. Решением данной проблемы явилось выстраивание системы (модели)  индивидуализированного повышения квалификации.

В основе индивидуальной образовательной траектории лежит механизм разработки и реализации индивидуальных траекторий профессионального развития педагогов, составленных на основе Модели электронного портфолио (рисунок 8). В ходе реализации обозначенной траектории каждый педагог отражает динамику собственного развития, результатов достижения поставленной цели, самореализацию, а также демонстрирует стиль и профессиональную культуру. Портфолио позволяет проводить рефлексию собственной работы, самостоятельно устанавливать связи между предыдущими и новыми знаниями, умениями, достижениями. В связи с этим, методическая работа колледжа ориентирована на создание необходимых условий для успешного движения по индивидуальной траектории.

Вариативность индивидуальных траекторий, их направленность на удовлетворение личностных профессиональных потребностей педагогов обеспечивается за счет организации взаимодействия с партнерами, привлечения их ресурсов к реализации всех структурных компонентов траекторий: информационной работы, курсов повышения квалификации, сетевого взаимодействия, дистанционного обучения, участие в мероприятиях разного уровня и т.д.

Модель методической работы на индивидуальной основе построена на принципиально новом подходе, направленном на методическое сопровождение самообразования педагога и, в связи  с этим приобретает ряд особенностей:

  • наблюдается сочетание индивидуальной образовательной деятельности и коллективной с учетом затруднений, потребностей, возможностей в условиях данного учреждения;
  • утвержденный годовой план учебно-воспитательной деятельности колледжа в целом является средством ориентира и источника демонстрации пути профессионального роста и достижений;
  • члены коллектива вступают в активное взаимодействие, а значит, устраняется жесткая регламентация обязанностей. Любой член коллектива может выступать в разных ролях: тьютора, эксперта, помощника;
  • методическая служба применяет различные методы и приемы работы, выбор которых определяется запросами педагогов;
  • организация деятельности осуществляется в группах сменного состава;
  • методическая служба организует социальное партнерство в зависимости от потребностей педагогов;
  • сочетание различных форм повышения квалификации: сетевых, дистанционных, очных, заочных.

Таким образом, предлагаемая модель методической работы позволяет в большей степени учесть личностные образовательные и профессиональные потребности и мотивы. При этом существенно меняется позиция методиста. Модель имеет гибкий, открытый характер, обеспечивает уход от обилия методических мероприятий, но в обязательном порядке предполагает, в конце учебного года, анализ деятельности каждого педагога.

В результате апробации новой модели методической работы, основанной на индивидуальных траекториях профессионального развития, имеем следующие позитивные результаты:

  • 100% педагогов реализуют индивидуальный образовательный маршрут, из чего следует повышение доли педагогов, аттестованных на I и высшую квалификационные категории;
  • 95% педагогов ведут электронное портфолио;
  • 100% педагогов охвачены разными формами повышения квалификации.

 

Оригинал работы:

Методическое сопровождение инновационной деятельности




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*