Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Оценка внутренней среды ПОО как фактор эффективной внутренней системы качества образования

26.12.2016 883 1746
Грибкова Надежда Васильевна
Грибкова Надежда Васильевна, методист

Егорьевский техникум

Аннотация. В данной статье автором рассматриваются внутренняя среда профессиональной образовательной организации, методы ее оценки, рассматривается оценка внутренней среды ПОО как фактор эффективной внутренней системы качества образования.

Ключевые слова: профессиональная образовательная организация, внутренняя среда, потребители, конкуренты, методы оценки, качество, эффективность, конкурентоспособность, угрозы возможности, сильные стороны, слабые стороны.

Для того чтобы идти в ногу со временем каждая профессиональная образовательная  организация  (далее –ПОО) выбирает свою стратегию развития. Выбор стратегии развития зависит, прежде всего, от потенциала образовательной организации и внешней среды.

ГАПОУ МО «Егорьевский техникум» давно работает на рынке образовательных услуг. Система ценностей  сложилась за многолетний опыт работы в следующие составляющие: творчество; инновации; четкая организация; экономическая устойчивость. Миссия техникума – формирование активной, творческой личности современного выпускника, отличающегося высокой профессиональной компетентностью, имеющего активную гражданскую позицию. Поэтому, особую актуальность приобретает педагогическая практика, направленная не столько на усвоение знаний и умений, сколько на создание таких условий, которые дадут возможность каждому обучающемуся понять, проявить и реализовать себя в будущем.

Изучение, разработка и анализ  образовательной среды  с помощью различных методов оценки способствуют созданию конкурентного образовательного пространства профессиональной образовательной организации, определяют во многом  перспективы ее развития, служат основанием для разработки стратегических планов и  программы развития.

ПОО, как открытая социально-педагогическая система, не может абстрагироваться от социальной ситуации, поскольку человек развивается в определенной социальной среде. Надо учитывать, что среда оказывает влияние на развитие личности обучающегося, а обучающийся, как активная и творческая личность – преобразует и развивает образовательную среду [2, с.15] .

В качестве принципов открытого образования выступают:

  1. Прием абитуриентов без вступительных испытаний;
  2. Открытое планирование обучения, т.е. свобода составления индивидуальной программы обучения путем выбора из системы курсов;
  3. Свобода в выборе времени и темпов обучения,
  4. Переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь»;
  5. Переход от движения обучающегося к знаниям к обратному процессу - знания доставляются человеку;
  6. Свободное развитие индивидуальности, являющееся основополагающим фактором, тогда как классическая модель образования предполагает жесткие нормы, унифицирующие человеческую индивидуальность [9,с.13].

ГАПОУ МО «Егорьевский техникум», как и любая организация, испытывает на себе влияние среды. Среда ПОО имеет три основные составляющие: макроокружение (макросреда); непосредственное окружение (микросреда); внутренняя среда.

Внешняя среда является источником, питающим профессиональную образовательную  организацию  (далее ПОО) ресурсами: это внешнее окружение, включающее различные системы, с которыми ПОО  взаимодействует и влиять на которые в целом не может, за исключением воздействия на отдельные элементы [8, с.114], но должно постоянно учитывать в своей работе.

Внутренняя среда –это микросреда, которая является источником жизненной силы ПОО. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем образовательного учреждения  в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования ПОУ [11]. Изучение внутренней среды образовательного учреждения  дает руководству возможность оценить внутренние ресурсы и возможности ПОО. Выявляя сильные и слабые стороны организации, руководство имеет возможность расширять и укреплять конкурентные преимущества и, соответственно, предупреждать  возникновение возможных проблем. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны — это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них. Изучение внутренней среды организации осуществляется через анализ ее внутренних переменных с целью оценки конкурентной стратегической позиции организации.

  1. Цели есть конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться ПОО.Это процесс представляет собой мощный механизм координирования, потому что он даёт возможность членам организации знать, к чему они должны стремиться [5, с.14].
  2. Структура организации – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать цели организации, в зависимости от конкретных условий и обстановки, материальных, финансовых и кадровых возможностей.
  3. Задачи– это предписанная работа, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговорённые сроки.Задачи решаются для достижения поставленных целей [7, с.15].
  4. Технология - это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации и людях [1, с.16].
  5. Люди. Человек – центральная фигура в любой организации. Факторы, влияющие на наиндивидуальное поведение и успешность деятельности: умственные и физические способности, ценности и взгляды, производительность, потребности, ценности и притязания.

Все внутренние переменные взаимосвязаны.. Изменение одной из них в определённой степени влияет на все другие.

Внутренняя среда ГАПОУ МО «Егорьевский техникум» состоит из компонентов, которые определяют конкурентоспособность  ПОО и могут выступать интегрированными критериями оценки качества подготовки специалистов. Анализ компонентов внутренней среды показал, что ПОО является многопрофильной образовательной организацией, который  ведет подготовку специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих, служащих. Основные потребители образовательных услуг –это учащиеся 9-х классов городского поселения Егорьевск, взрослое население города.

Осуществляется образовательная деятельность по:

  • модульным программам дополнительного образования
  • образовательным программам профессиональной подготовки

С введением в действие Федерального закона Российской Федерации  «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ [10] произошли изменения в правилах приеме абитуриентов: зачисление в техникум осуществляется без вступительных испытаний, что потребует применения индивидуальных подходов в обучении и использования современных педагогических технологий. Особенно привлекательным для потребителей образовательных услуг может стать система дистанционного обучения.

В техникуме имеются необходимые кадровые и материальные ресурсы для осуществления образовательного процесса по всем направлениям. Педагогический состав техникума укомплектован квалифицированными кадрами (80% педагогических работников имеют первую и высшую квалификационные категории) . Ежегодно повышают квалификацию до 90% педагогического коллектива. Важным аспектом для развития техникума является эффективное применение современных образовательных технологий. Проблема информатизации образовательного процесса кроется не только в материально-техническом оснащении, но и в повышении профессиональной компетентности и мотивации педагогического персонала.

Реализация ФГОС предполагает применение модульно-компетентностного подхода, в основу которого положены ценностные ориентиры. Ключевым принципом данного обучения является ориентация на результаты, значимые для сферы труда. Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ, которые требуют серьёзного методического осмысления. Реализация ФГОС требует изменения приоритетов и поиска новых способов административного управления (в том числе внедрение системы менеджмента качества)

Для изучения внутренней среды техникума был использован как маркетинговый инструмент SWOT-анализ. SWOT-анализ - это оценка фактического положения и стратегических перспектив организации, получаемая в результате изучения сильных и слабых сторон организации, ее рыночных возможностей и факторов риска.

 

Читать работу полностью (оригинал работы):

Оценка внутренней среды ПОО как фактор эффективной внутренней системы качества образования




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*