Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Как педагогу стать интересным для студентов

22.12.2016 1012 1687
Килина Людмила Николаевна
Килина Людмила Николаевна, преподаватель

Сибирский геофизический колледж

В условиях современного общества информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением информационных и коммуникационных технологий, становится важной составляющей его профессионализма. Однако, никакие грамотно составленные учебные планы и программы, а также новые технологии не могут гарантировать качество образования, если сам проводник всего этого не способен обеспечить высокий уровень обучения.

Мною была определена цель: повышение уровня мотивации студентов  через вовлечение в образовательный процесс на примере личного  и профессионального опыта.

Для достижения цели потребовалось решить задачи:

  • познакомить студентов с выбранной профессией и воспитывать стремление к более глубокому её познанию основываясь на реальных примерах из личного и профессионального опыта;
  • стать интересным для студента и неравнодушным к нему;
  • разработать авторский учебно-методический материал.

Сегодня в условиях рыночной экономики совершенствование образовательного процесса через внедрение современных педагогических технологий - это единственный путь развития. Обучение направлено на развитие широких компетенций, подкрепленных глубокими знаниями, умениями и навыками для будущей трудовой деятельности.

Многие подростки задаются вопросом о правильности выбора  профессии, зачастую, уже поступив в какое-либо образовательное заведение. Выбрать профессию – это не только выбрать работу, но и выбрать определенный образ жизни. Важно не разочароваться в выбранной профессии, а убедиться в правильности вашего решения для успешной профессиональной трудовой деятельности. И главным помощником  в этом часто становится именно преподаватель. И если педагог выдаёт свой предмет без «огонька» в глазах, не обладая практическими навыками в своём предмете, т.е. у него отсутствует связь теории с практикой, то на таких лекциях студенты будут засыпать, разговаривать с соседями или просто «вежливо», с равнодушием в глазах выслушивать и «по-обязаловке» вести конспект.

Почему так получается?  Ведь вы прочитали необходимую литературу, новейшие статьи по запланированной теме, готовили слайды из фотографий, взятых в интернете, писали конспект. А им скучно!

В чём же дело? Ведь лекция, по-вашему, такая интересная, вы так старались, а  аудитория осталась равнодушной! Всё достаточно просто, нужно только разобраться в том, что такое лекция. Лекция это один из способов донести информацию до слушателей, изобретена она была в древнем мире, когда книги как источник информации были чрезвычайно дороги, и она была единственным  шансом получить интересующую нас  информацию.

Но в современном мире информация стала легко доступной. Это и классические печатные книги, которые стало легко купить, электронные книги, архивы научных статей. Практически на все вопросы можно получить ответ из Интернета. Таким образом, всё становится на свои места: педагог уже не является первоисточником информации, то есть он становится скучным для студентов.

Как же преподавателю стать «интересным» для своих студентов?   Давайте разберёмся, как этого добиться?

На сегодня для лекций осталась одна ниша: обладание новейшей, ещё не опубликованной информацией, которая будет донесена до слушателей из первых уст.

Интересным становится тот преподаватель, который

  • читая лекцию, не дублирует страницы учебника, не представляет себя студентам как единственный источник знаний, а демонстрирует различные способы их добывания;
  • постоянно работает над собой, интересуется и перенимает опыт преподавания у коллег;
  • который своим стилем жизни способствует повышению своего авторитета, систематически занимается научными исследованиями, причем в той области, в которой он работает как преподаватель;
  • который для повышения своих знаний проходит стажировку на предприятиях, где будут работать или работают его студенты, чтобы знать что ожидает выпускников.

Хочу еще остановиться на последнем  пункте. Преподавая  дисциплины Охрана труда и  Безопасность жизнедеятельности для студентов,  которые на производственной практике и  по окончании учебного заведения попадут, зачастую, в суровые условия труднодоступных метеостанций и горнодобывающих предприятий, я не могла до конца осознать и представить те трудности и ситуации с которыми столкнутся студенты, не могла ориентироваться в той атмосфере в которую окунутся студенты уже на первой практике.

Студенты после моих занятий  с удовольствием принимают участие в олимпиадах по тем предметам, которые я преподаю, в частности, по охране труда и безопасности жизнедеятельности.

Очень много бывших студентов работают по специальности на труднодоступных станциях и в геологоразведке. Общаясь с ними, я интересуюсь с  какими  трудностями им пришлось столкнуться на производстве; не боюсь спросить, чему мне стоит научиться и что узнать поконкретнее для того, чтобы лекции стали интереснее;  прошу передать свой опыт  и не стесняюсь спросить совета в каком-либо вопросе, касающемся связи «предмет-производство».

В рамках самообразования и популяризации профессии «Гидрометнаблюдатель» я отправилась на труднодоступную метеорологическую станцию (ТДС) в Якутии, которая расположена всего в 20 километрах от полярного круга. Там я ощутила всю полноту трудностей, радостей и романтики,  которые ложатся на плечи наших выпускников. Месяц я выполняла всю работу, которую мне доверяли.

Так как я преподаю не только у гидрометнаблюдателей но и у буровиков (Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых), я нашла возможность побывать на алмазодобывающем предприятии «АЛРОСА». Там мне показали весь комплекс установок и аппаратуры, которая отвечает за технику безопасности по пожаро -  и взрывоопасности. Показали работу скиповых и стволовых лифтов. Была на электростанции, которая питает электричеством всё предприятие. В первую очередь меня интересовали там вопросы техники безопасности и охраны труда. Видела систему снабжения воздухом шахт.

Все эти материалы были обработаны, систематизированы и демонстрируются  в виде учебного фильма, снятого мною во время поездки.

Так же мною были подготовлены следующие учебно-методические материалы:

  • слайд-конспект;
  • порядок проведения гидрометнаблюдений;
  • правила эксплуатации оборудования метеостанции;
  • правила техники безопасности на ТДС;
  • безопасность жизнедеятельности при проживании на ТДС.

В следующий раз планирую спуститься в саму шахту. Это позволит мне создать ещё один интересный учебно-методический материал.

На основании увиденного мною на метеостанции и открытого вебинара с руководством ФГБУ «Якутское УГМС» я начала писать методическую  разработку «Рекомендации для впервые выезжающих на ТДС» в которой я кратко и доступно излагаю ту необходимую информацию, которая пригодиться на станции; вопросы для самообучения и т.д.

Новые образовательные технологии диктуют  новые требования к преподавателям и мастерам производственного обучения. Качественная подготовка,  умение формировать и развивать такие навыки анализа рынка труда, работы с социальными партнерами, использование информационных технологий и собственного опыта в учебном процессе и при разборке учебно-методической документации, владение современными технологиями, повышающими эффективность учебного процесса.     

Результатами своей работы я считаю:

  • Проявление инициативы и творчества студентов на аудиторных занятиях и внеклассных мероприятиях; может это немного расписать тексте*?
  • Успешность выпускников в выбранной ими профессии «Гидрометнаблюдатель»;
  • Повышение качества учебно-методических документов.
  • Общение с выпускниками разных лет;

На протяжении всех лет работы в образовании, я поддерживаю отношения с выпускниками. Они делятся своими впечатлениями, опытом работы на труднодоступных станциях и в геологоразведке. При личных встречах выпускников со студентами, я всегда прошу заострить внимание на серьёзности преподаваемых мною предметов. Иногда выпускники сами заходят и говорят спасибо за то, что благодаря моим лекциям, они смогли достойно пройти тестирование при приёме на работу, за то, что я на занятиях привожу реальные примеры из жизни и производственной деятельности  людей и они после этого стараются не делать каких то необдуманных поступков уже работая на производстве или проходя там практику.

Можно много говорить о компетентности преподавателя, и неотъемлемой частью этого является то, что он должен стараться стать «интересным» для своего студента, помочь развить компетенции, подкрепленных глубокими знаниями, умениями и навыками для будущей трудовой деятельности.

 

Список использованной  литературы:

  1. Сайидова С. Ё. Компетентный преподаватель — педагог-мастер [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016.
  2. Исследовательский центр порталаSuperjob.ru. − Идеальный учитель  − терпеливый и профессиональный [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.superjob.ru/community/life/59413/ – 15.11.15
  3. «Методика оценки уровня квалификации педагогических работников» - Министерство образования и науки РФ, Институт содержания образования государственного учреждения «Высшая школа экономики», Москва, 2010

 

Оригинал работы:

Как педагогу стать интересным для студентов




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*