Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование мотивирующих способов контроля и оценивания знаний студентов

20.12.2016 2000 3627
Петрова Светлана Николаевна
Петрова Светлана Николаевна, преподаватель

Грязинский технический колледж

В связи со значительными изменениями в жизни общества проблема совершенствования профессиональной подготовки приобретает особое значение, а в результате этих изменений преобразуются содержание и методы деятельности педагога. Адаптивность системы образования к научному и техническому прогрессу в условиях перехода от принципа обучения "образование на всю жизнь" к непрерывному образованию достигается путем фундаментализации содержания образования, повышения продуктивности методов обучения, формирования профессиональной компетентности преподавателя.

Современное общество требует от выпускников не только, и даже не столько, прочного багажа знаний, сколько умения воспользоваться им, а затем – самостоятельно пополнить. В стратегии модернизации образования это рассматривается как комплекс компетенций. Реальная жизнь предъявляет новые требования к формированию качеств личности: жизненная активность, ориентация на дело, высокая степень самостоятельности и личной ответственности за результаты деятельности, способность разрабатывать реальные планы будущего, готовность к самостоятельному решению жизненных проблем, готовность преодолевать жизненные трудности и препятствия.

Формирование мотивации учения – это решение вопросов развития и воспитания личности. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро. Но подвижность, динамичность мотивов таит в себе опасность, так как если не управлять мотивацией, может произойти регресс, снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения. Если процесс формирования учебных мотивов развивается спонтанно, а не произвольно, уровень учебных мотивов снижается.

Успешная учебная мотивация в рамках образовательного учреждения возможна, прежде всего, при действии единой системы активного воздействия на мотивы обучения студентов. Основополагающим компонентом мотивации учебной деятельности учащихся является изменение структуры учебного процесса, введение новой технологии оценивания результатов обучения.

Современная система балльных оценок (абсолютная количественная шкала) не всегда отражает качественное изменение учащегося в процессе обучения, фиксируя в ней лишь результат учебного процесса. В связи с чем, в процесс образования вводятся новые системы контроля и оценки знаний – система мотивирующего контроля.

Прежде всего, попытаемся определить те функции, которые выполняет сегодня система оценивания. Их можно выделить три.

-Нормативная функция включает в себя, с одной стороны, фиксирование достижений конкретного учащегося относительно утвержденного государством эталона с тем, чтобы для него наступили все правовые последствия, соответствующие успешности его обучения и окончания им учебного заведения, а с другой стороны - административное отслеживание успеваемости отдельных учеников, групп, уровня их подготовки и качества работы преподавателя.

-Информативно-диагностическая функция, включающая основополагающие моменты содержательной связи между всеми участниками образовательного процесса, содержательную и эмоциональную рефлексию учащихся, а также педагогическую рефлексию учителей. Ведь именно оценивание в первую очередь дает пищу для размышлений на тему, все ли в порядке с образовательным процессом в конкретной группе, как и по поводу благополучия отдельных студентов.

-Карательно-поощрительная функция, связанная с мотивацией деятельности учащихся.

На сегодняшний день существует множество способов контроля и оценивания знаний студентов, направленных на формирование и стимуляцию мотивации к учению.

Классификация:

  1. Традиционные;
  2. Современные (усовершенствованные).

Рассмотрим наиболее эффективные из них:

-Регулярная и непрерывная система контроля со стороны преподавателя.

Чрезвычайно важен систематический контроль знаний учащихся. Система СПО подразумевает проведение большинства занятий в форме комбинированных. Задача преподавателя проводить регулярную проверку уровня усвоения знаний студентов для поддержания мотивации.

-Доводить до сведения студентов критерии оценки их деятельности. Ответы у доски, письменные работы, тестирование, практические, лабораторные и контрольные работы, домашнее задание – все формы деятельности студентов подвергают оценке. Важным моментом является объяснения студентам критериев оценки их работ. Это позволит добиться справедливости в системе поощрения и наказания.

-Публичность успешности каждого студента. В курсе многих  дисциплин есть обязательные к выполнению практические работы. Без них студент не допускается до сдачи итогового экзамена. На стенде в кабинете размещена таблица, в ней фамилии студентов и количество работ (с оценками), которые они выполнили. Доступность результатов каждого для всеобщего обозрения мотивирует студентов.

-Обязательная защита практических работ для тех студентов, которые не были на занятии. Для студентов, не присутствующих в момент написания практической работы, вводится дополнительная «сложность»: работу надо не только написать, но и защитить (индивидуальная беседа по теме с преподавателем).

-«Метод закрытой доски». Возможен ответ студента у доски таким образом, чтобы аудитория не видела результаты труда отвечающего. Словарный диктант на знание понятийного аппарата дисциплины или какое-либо другое задание, аудитория делает работу в тетрадях, а потом сверяет с вариантом на доске, производит оценивание и разбор ошибок.

-Разбирать ошибки тестов, самостоятельных, практических и контрольных работ. Хорошая привычка преподавателя – подробно останавливаться на распространенных ошибках студентов, обсуждать недочеты и совместными усилиями находить верные решения.

-Привлечение студентов к созданию учебных пособий, к организации учебной деятельности. Хорошо и отлично успевающим студентам можно выдавать индивидуальные задания, связанные с отбором и анализом информации по какому-либо вопросу. Студенты с удовольствием разбираются в новых понятиях, составляют таблицы и даже презентации на выбранные темы. Осознание своей важности и полезности в организации учебного процесса повышает мотивацию.

-Организация проверки студентами работ своих одногруппников. После написания самостоятельной работы можно предложить аудитории обменяться работами и самим проверить, поставить оценку. Доверие повышает мотивацию.

-Предоставление студентам возможности оценивать ответы одногруппников. Выступления у доски можно предложить оценить аудитории. В этом случае все будут внимательно слушать ответ, чтоб вынести свой вердикт.

-Информирование студентов о результатах их деятельности. Необходимо проводить самую элементарную статистику уровня обученности, успешности студентов после написания ими каких-либо контрольных работ. Аудитория всегда желает знать о результатах своей работы.

При соблюдении некоторых условий (диагностическое описание целей; определение критериев оценки; установление механизма (правила) оценивания) традиционные средства обучения могут быть преобразованы в современные средства оценивания результатов обучения.

К ним относятся:

Педагогический мониторинг – система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за её состоянием и прогнозированием её развития.

Портфолио. В педагогике портфолио рассматривают как способ фиксирования, накопления и оценки достижений школьника в определенный период его обучения, т.е. портфолио – технология сбора и анализа информации о процессе обучения и результатах учебной деятельности. Для учащегося – это организатор его учебной деятельности, для учителя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.

Цели портфолио:

-выявление объективно существующего уровня владения умениями и  навыками;

-выявление пробелов в подготовке;

-выявление трудностей усвоения;

-выявление положительных мотивов учения;

-выявление интереса к предмету;

-развитие мыслительной деятельности;

-выявление образовательного результата и динамики личного роста   

Педагогический тест – система специально подобранных проверочных заданий специфической формы, позволяющая количественно оценить учебные достижения тестируемого.

-Использование 10-бальной системы оценивания студентов. Такую систему разумнее применять в группах с небольшим количеством студентов. Главное правило – систематичность и предельная внимательность преподавателя. Смысл 10-бальной системы заключается в том, что студент, присутствующий на занятии, за занятие может получить максимальное количество баллов – 10. Баллы складываются так:

Посещение занятия. Максимально возможные 3 балла студент получает, если не опаздывает. Посещение занятия с опозданием оценивается в 1 балл;

  • Ведение конспекта – 2 балла. Отсутствие конспекта – 0 баллов, неполные записи – 1 балл;
  • Работа на уроке – максимально возможные – 5 баллов. Отсутствие активности – 0 баллов, дополнения других ответов – 2 балла, 3,4 - в зависимости от качества ответов, полный ответ на какой-либо вопрос или выступление с докладом – 5 баллов.

-Введение рейтинговой системы оценивания знаний

Балльно-рейтинговая система оценки учебной работы студентов вводится как гибкое и эффективное средство ранжирования студентов по результатам их учебной деятельности, мотивирующее студентов на достижение высоких результатов.

Цель рейтингового обучения состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами своевременной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.

В основе рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых – своевременная и систематическая отметка результатов в точном соответствии с реальными достижениями учащихся, система поощрения хорошо успевающих учащихся.

Основной алгоритм рейтинговой системы контроля знаний

1)весь курс обучения по предмету разбивается на тематические разделы, контроль по которым обязателен.

2)по окончании обучения по каждому разделу проводится достаточно полный контроль знаний учащийся с оценкой в баллах.

3)в конце обучения определяется сумма набранных за весь период баллов и выставляется общая отметка. Учащиеся, имеющие итоговую сумму баллов по рейтингу от 86% до 100% могут быть освобождены от зачетов (экзаменов).

Рейтинговая  включает оценку по следующим показателям:

  • посещаемость занятий.
  • активность на занятиях.
  • рубежный контроль.
  • аттестация самостоятельной работы.
  • штрафные баллы.

Каждый из перечисленных компонентов базовой части должен быть детализирован в рейтинг-плане с указанием конкретных заданий: выполнение учебных индивидуальных и групповых заданий в ходе \ практических занятий, выполнение контрольных работ, подготовка  рефератов,  результаты контрольного опроса (устного или письменного) и др. Суммарная трудоемкость всех планируемых заданий и учебных действий должна соответствовать установленной в учебном плане трудоемкости дисциплины. Суммарная оценка базовой части рейтинг-плана составляет 100 баллов.

Вариативная часть включает компенсирующие учебные задания, которые могут выполняться в двух случаях: во-первых, если студенты при выполнении базовой части рейтинг-плана не набрали количество баллов, необходимое для получения итоговой оценки или зачета; во вторых, если студенты стремятся повысить итоговую рейтинговую оценку или выполняют дополнительные задания в опережающем режиме для получения итоговой оценки без процедуры экзамена. Количество компенсирующих дополнительных заданий и максимальная сумма рейтинговых баллов для них не ограничиваются. Все они должны быть зафиксированы в рейтинг-плане. 

При рейтинговой системе за каждое правильно выполненное задание обучающийся получает 1 балл. Если ответ неполный или с недочетами, то балл не начисляется. Поэтому отметка в итоге получается более объективной, чем при обычном опросе. Это также заставляет обучающихся более внимательно и полноценно относиться к выполнению каждого задания. При этом работа преподавателя несколько упрощается, т. к. подсчитывается только количество набранных баллов и не надо «ломать голову» над тем, поставить за работу оценку «3» или все-таки «натянуть» на «4».

При составлении шкалы оценок необходимо учитывать любую форму учебной или внеклассной деятельности. Важность той или иной работы определяется весом ее оценки. Например, при выполнении домашнего задания ставится по 1-2 балла за каждое упражнение, за самостоятельную работу можно получить от 5 до 10 баллов, за практическую работу от 16 до 30 баллов, за контрольную работу - 11-20 баллов, за ведение и оформление рабочей тетради - 3 балла и т. д.

Если обучающийся пропустил работу или хочет повысить баллы за самостоятельные или контрольные работы, он может выполнить их после занятий.  Баллы начисляются только за вовремя сданные домашние работы. За списанные работы баллы не начисляются. К необязательным заданиям относятся рефераты, доклады и ответы студентов на занятиях. Ответы обучающихся по теме занятия заслушиваются по их желанию, чтобы не тратить время на неподготовленные ответы.

Благодаря информационному контролю рейтинговая система заставляет обучающегося систематически заниматься в течение всего семестра, что позволяет улучшить качество обучения. Отмечается рост учебной активности, организованность, своевременное выполнение учебных заданий. Следует отметить, что данная система оценки  требует от преподавателя очень четкой, спланированной организации работы. Нагрузка заметно увеличивается, т.к. приходится ежедневно проверять большое количество заданий. Ведь одно из главных условий - быстрота проверки заданий, чтобы обучающийся смог увидеть свои пробелы и устранить их, пока не забыл.

Использование предлагаемого подхода позволяет в наибольшей степени задействовать весь мотивационный блок и различные каналы приёма-передачи учебной информации, воздействующие на студентов. При этом образуются и многократно усиливаются эффекты обратной взаимосвязи между всеми участниками такого интенсивного применения передовых технологий в образовании. В этом случае и сам преподаватель попадает под влияние таких эффектов, что требует от него высокой концентрации и соответствующего интереса.

Рейтинговая система исключает всякое унижение личности учащегося, позволяет ему самому оценивать свои способности и возможности, т.е. стимулирует его на добросовестную работу в течение всего периода обучения.

Таким образом, внедрение рейтинговой системы оценки знаний студентов обеспечивает постоянное стремление студентов набрать больше баллов, повышает их интерес к учебной деятельности, тем самым организует систематическую, ритмичную работу студентов и как результат повышает мотивацию к учебной деятельности.

Совершенствование форм и методов контроля привело, в конечном итоге, к необходимости модернизации системы контролирующих действий, что определило качественное изменение места контроля в учебном процессе.

Внесение духа соревнования и соперничества, изначально заложенных в человеческой природе, находит оптимальный выход в добровольной форме, которая не вызывает негативной отталкивающей и, самое главное, болезненной стрессовой реакции. Развитие элементов творчества, самоанализа, включение интеллектуальных резервов личности, обусловленных повышенной мотивацией учащихся, подготавливает почву для постепенного стирания жёстких дистанционных границ между преподавателем и учащимся.

 

Оригинал работы:

Использование мотивирующих способов  контроля и оценивания знаний студентов




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*