Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование информационной грамотности студентов как неотъемлемое условие качественной подготовки студентов среднего профессионального образования

20.12.2016 1717 4868
Лавровская Наталья Валерьевна
Лавровская Наталья Валерьевна, преподаватель

Грязинский технический колледж

Современные информационно-коммуникационные технологии открывают для человека невиданные ранее возможности доступа к информации и знаниям, позволяют каждому человеку реализовать свой потенциал. Однако, в условиях колоссальных объемов информации, всё труднее становится ориентация, получение и переработка нужной информации.

Всё сильнее осознаётся необходимость решения глобальной проблемы - своевременно подготовить людей к новым условиям жизни и профессиональной деятельности в высокоавтоматизированной информационной среде, научить их самостоятельно действовать в этой среде, эффективно использовать ее возможности, уметь защищаться от негативных воздействий.

Активное внедрение в жизнь информационных технологий приводит к формированию качественно иного типа культуры, который несет с собой новый тип мышления.

Одной из составляющих общей культуры человека является информационная культура; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий.

Информационная культура является важнейшим фактором успешной профессиональной и обыденной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе. Информационная культура - одна из граней общей культуры современного человека. Особое место в составе понятия «информационная культура личности» занимает информационное мировоззрение. Это система взглядов человека на мир информации и место человека в нем, включающая в себя ценности, убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. В век информации она тесно связана с образом жизни человека, социальной группы, общества в целом, их мотивациями. Именно это, прежде всего, определяет  успешность их информационной подготовки.

Сопоставление понятий «информационная грамотность» и «информационная культура» свидетельствует об их значительном сходстве. Оба понятия характеризуют сложный, многоуровневый и многоаспектный феномен взаимодействия человека и информации. В составе объема обоих понятий выделяется много компонентов: от умения вести поиск информации, анализировать и критически оценивать найденные источники до их творческого самостоятельного использования в целях решения многообразных задач, возникающих в учебной, профессиональной, досуговой или иной деятельности. Вместе с тем,  понятие «информационная культура личности» - понятие более широкое, чем понятие информационной грамотности. Оно включает в свой состав, в отличие  от информационной грамотности, такой компонент, как  информационное мировоззрение.

Введение понятия «информационное мировоззрение» позволяет обеспечить синтез и целостность традиционной книжной (библиотечной) и новой (компьютерной) информационной культур, позволяет избежать в информационном обществе конфронтации двух полярных культур - технократической и гуманитарной. Символом этой целостности является образ дерева, ствол которого – это   информационное мировоззрение, корни – традиционная информационная грамотность плюс грамотность в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-грамотность), плоды - способность человека создавать новые информационные продукты и творчески их использовать в различных целях. Массовое повышение уровня информационной культуры общества возможно лишь при организации специального обучения современных потребителей информации. Только специальная подготовка, только информационное образование позволяют человеку получить реальный доступ к информационным ресурсам и культурным ценностям, сосредоточенным в библиотеках и информационных центрах, архивах и музеях мира. Это важно в такой же, если не в большей степени, как и наличие компьютеров и каналов связи - непременных и более очевидных для массового сознания атрибутов информационного общества

Давая знания о фундаментальных свойствах информации и информационных процессов и обучая использованию средств обработки информации (т.е. информационным технологиям), учителя ставят своей целью формирование у учащихся ценностных ориентиров и ограничителей в использовании информации. Раздел  “Социальная информатика” доводит до сведения учащихся знания о социальных эффектах и последствиях информационных процессов в обществе. Информационная культура в контексте общечеловеческой культуры, наоборот, предоставляет осознанную свободу выбора, ограниченную культурными ценностями человеческой цивилизации.

 В  понятие информационной культуры входит:

  • понимание закономерностей информационных процессов;
  • умение организовать поиск и отбор информации, необходимой для решения стоящей перед человеком задачи;
  • умение оценивать достоверность, полноту, объективность и другие характеристики поступающей информации;
  • умение представлять информацию в различных видах, обрабатывать ее посредством подходящих информационных (в том числе, компьютерных) технологий;
  • умение применять полученную информацию для принятия решений;
  • этичное поведение при использовании информации.

При формировании информационной культуры мы ставим перед собой следующие цели:

  • подготовка учащихся к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде;
  • формирование готовности к принятию информационно обоснованных решений в рамках этой среды;
  • развитие умений эффективного использования возможностей информационной среды и защиты от ее негативных воздействий.

Уровень информационной культуры человека определяется уровнем его компетенций в информационной области.

Эти  компетенции развиваются у учащихся постепенно, проходя следующие уровни:

  • уровень исполнительской компетентности: умение точно и правильно создавать информационный продукт или совершать над ним заданную операцию по известной схеме, образцу;
  • уровень технологической компетентности: умение самому спланировать, придумать схему создания информационного продукта или операций над ним;
  • уровень экспертной компетентности: умение дать обоснованную качественную оценку информационному продукту, указав его достоинства и недостатки;
  • уровень аналитико-синтезирующей компетентности: умение на основе анализа готового информационного продукта  и технологии обращения с ним предлагать изменения в структуре самого продукта или технологии его изготовления.

Понятно, что  не каждый учащийся сможет достичь высшего уровня компетентности. Но первые два уровня вполне доступны выпускникам средней школы.

Навыки обращения с информацией: умение организовать поиск необходимой информации, умение структурировать, систематизировать, обобщать, представлять в другом виде отобранную информацию.

Основной педагогической целью является: формирование информационно-методологической культуры как составляющей общей культуры человека, необходимой ему для профессиональной и общественной деятельности в информационном обществе.

Достижение этой цели предусматривает решение ряда образовательных задач. К этим задачам относятся:

  • овладение учащимися представлениями об информации (информационных процессах) как одном из основополагающих понятий, лежащем в фундаменте современной картины мира,
  • о единстве информационных принципов строения и функционирования систем различной природы,
  • о роли информационных технологий в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека в информационном обществе;
  • развитие алгоритмического мышления, создание условий для повышения креативности, формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений;
  • овладение учащимися представлениями о самообучении как об особом виде информационных процессов, привитие умений использовать информационные технологии в образовании, в различных учебных предметах;
  • подготовка школьников к широкому практическому использованию информационных технологий в различных сферах жизни и деятельности, овладение основными средствами компьютерных технологий;
  • формирование у учащихся знаний, необходимых для взаимодействия человека и общества средствами новых информационных технологий;
  • формирование понятий о культуре современного труда, стимулирование успешного обучения и личностного самоопределения.

Таким образом, у студентов мы   формируем не столько знания, сколько умения действовать в новой информационной среде. Знания современной компьютерной среды могут устареть, но основные принципы культуры информационной деятельности останутся.

Я преподаю дисциплины «Информатика и ИКТ» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности» в государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования в течении последних 17-ти лет.

Сегодня в мире нет ни одной отрасли науки и техники, которая развивалась бы столь же стремительно, как информатика. Каждые два года происходит смена поколений аппаратных и программных средств вычислительной техники. Такого развития одной отрасли история науки и техники еще не знала.

Я считаю, что информационная культура сегодня требует от современного человека новых знаний и умений, особого стиля мышления, обеспечивающих необходимую социальную адаптацию к переменам и гарантирующих достойное место в информационной среде.

Человек с развитой информационной культурой характеризуется как личность, обладающая целым комплексом знаний и умений:

во-первых, это владение тезаурусом, включающим такие понятия, как информационные ресурсы, информационное мировоззрение, информационная среда, информационное поведение и др.;

во-вторых, умение грамотно формулировать свои информационные потребности и запросы;

в-третьих, способность эффективно и оперативно осуществлять самостоятельный поиск информации с помощью как традиционных так и нетрадиционных, в первую очередь, компьютерных поисковых систем;

в-четвертых, умение рационально хранить и оперативно перерабатывать большие потоки и массивы информации;

в-пятых, знание норм и правил «информационной этики» и умение вести информационно-коммуникационный диалог.

Понятие «информационная грамотность» часто используется в зарубежной практике. Информационную грамотность определяют как способность находить, оценивать и эффективно использовать информацию в личной и профессиональной деятельности. Согласно исследованиям владение информационной грамотностью предусматривает:

  • осознание потребности в актуальной и значимой информации;
  • умение находить источники информации, используя наиболее эффективные стратегии поиска;
  • умения критически и компетентно оценивать информацию, отличать факты от мнений;
  • умение творчески оценивать найденную информацию;
  • умение применять полученные навыки по поиску информации в личных целях и в профессиональной деятельности;
  • осознание значения информации в развитии демократического общества;
  • знание и соблюдение этических норм в области информационных технологий;
  • умение сотрудничать в поиске и использовании информации, умение делиться результатами своей деятельности.

Формирование информационной культуры студентов – одна из важнейших задач любого учебного учреждения. В нашей стране обучение основам информационных знаний, умений и навыков осуществляется посредством организованной подготовки пользователей информации в рамках учебных дисциплин высших и средних учебных заведений.

В своей работе я применяю различные методы и приемы, в зависимости от возраста и уровня подготовки студентов, но всегда с учетом специальности и специфики направления подготовки.

Поставила перед собой следующие цели:

  1. Формирование у учащихся умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.
  2. Подготовка личности "информационного общества”.
  3. Формирование у учащихся исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

В течение всего срока обучения студенты всех специальностей прослушали курс «Информатика и ИКТ», а затем курс «Информационные технологии в профессиональной деятельности», не только в виде лекций, семинаров, но и выполняли или ряд практических заданий, в том числе самостоятельно.

Кроме того студенты выполняли внеаудиторную самостоятельную работу по дисциплинам, с тематикой и видами работ они знакомились на первом занятии. Например - подготовка докладов и рефератов, видеороликов, презентаций, электронные пособия и т.п.

В дальнейшем - мною, как преподавателем общеобразовательных дисциплин, рекомендовалось выполнять доклады и рефераты, видеоролики, презентации, электронные пособия и т.п. не по моим предметам, а по спецдисциплинам, с учетом специальности. Основы работы на персональном компьютере и с программным обеспечением каждый студент получал на моих уроках, а затем полученные знания применял на занятиях по спецдисциплинам и учебных практиках.

Ожидаемый мною результат получен:

  • Идет постоянное формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей у студентов.
  • Идет постоянное обучение – общение студента с компьютером.
  • Идет диалоговый характер обучения между преподавателем и студентом.
  • Управляемость: в любой момент возможна коррекция преподавателем процесса обучения.
  • Постоянное оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.
  • Идет поддержание у студента состояние психологического комфорта при общении с компьютером.
  • Неограниченное обучение, даже в отсутствие преподавателя.
  • Идет обеспечение личностного роста студента.
  • Идет обеспечение интеллектуального развития студента.
  • Идет постоянное формирование в сознании студента целостной картины мира.
  • Как результат – творческие отчеты (работы) у студентов (презентации, веб-узлы, буклеты, рефераты, публикации в Интернете и другое).

Практически в каждой группе свои первое занятие я начинаю с фразы «В современных условиях глобальной компьютеризации человек должен разбираться в компьютерной технике и быть с нею на «ты» уже с раннего детства».

 

Оригинал работы:

Формирование информационной грамотности студентов как неотъемлемое условие качественной подготовки студентов среднего профессионального образования

 

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*