Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Новые формы работы по предмету «Музыкальная литература». Организация самостоятельной работы студентов

15.03.2012 1923 1 6795
Горохова Жанна Борисовна
Горохова Жанна Борисовна, преподаватель

Нижегородский областной колледж культуры

Нижегородский областной колледж культуры осуществляет подготовку студентов по специальности 073403 Сольное и хоровое народное пение, вид: хоровое народное пение. Подготовка студентов ведется по новым учебным  планам, рабочим программам с отражением регионального компонента, разработанным в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.


«Музыкальная литература» – является одним из ведущих предметов в учебном плане  и изучается  в течение  четырех  лет. Рабочая программа по дисциплине «Музыкальная литература» написана с учетом региональных особенностей и отражает как средства обучения, так и средства контроля за знаниями.


Бесспорно, качество подготовки специалиста во многом зависит от качества  преподавания, наличия у преподавателя умений и навыков, методики преподавания, требование постоянного пополнения и обновления знаний. Одной из основных задач преподавания, является организация учебной деятельности  студентов. Справиться с этой задачей трудно без учебной литературы. Она  необходима как для организации эффективного учебно-воспитательного процесса, так и для самостоятельной учебной деятельности студентов по усвоению материала.


Учебников о жизни и творчестве композиторов очень много. Но некоторые из них сложны для восприятия студентами средне-профессиональных учебных заведений (учитывая  тот факт, что многие из них приходят к нам без музыкальной подготовки). Поэтому для получения прочных знаний используется метод  конспектирования  аждой темы учебного курса по авторским лекциям. Это  вызвано стремлением обеспечить более высокий процент прочности усвоения материала. Многие темы студенты конспектируют самостоятельно, а некоторые с  помощью преподавателя.


В обучение вплетен и воспитательный момент, поддерживающий дисциплину: если студент по каким-либо причинам пропустил занятие – он обязан восстановить конспект, в противном случае, он не получит оценку за семестр. Положительным моментом такой требовательности, помимо дисциплины и посещаемости, является и тот факт, что по окончании курса у студентов остаются конспекты всего курса «Музыкальной литературы», которые, скорее всего, пригодятся им для дальнейшей профессиональной деятельности.


Преподаватель «Музыкальной литературы» должен находиться в постоянном  поиске новых, современных форм  урока. Именно поэтому кроме традиционной  классно-урочной формы организации обучения, в нашем колледже используется  много нетрадиционных методов. Один из них – интеграция, включающая в себя:

а) информационные уроки, и уроки-диспуты, кино-уроки, уроки-экскурсии, интегрированные уроки; «Времена года в творчестве Чайковского» совместно с преподавателем нашего колледжа по иностранному языку Сперанской Т.С.

б) бинарные уроки; один из таких уроков на тему «Импрессионизм в музыке и живописи Франции» был проведен и описан в сборнике «Культурологическое образование нового тысячелетия» выпуск 3 М. 2003г. совместно с преподавателями Сперанской Т.С. и Баландиной О.Ю. (предметы «История мировой культуры» и «Иностранный язык» и «Музыкальная  литература»).


В 2006 году был проведен бинарный урок на тему «Культура второй половины XIX века в России» совместно с теми же преподавателями.


В 2011 году совместно с преподавателем литературы Морозовой О.М. был проведен урок «Война и мир» в творчестве Л.Н. Толстого и С.С. Прокофьева. На этом уроке были использованы новые инновационные технологии - презентация.


Также новой формой работы является - подбор и заучивание наизусть стихов о музыке и музыкантах. По окончании курса у студентов сохраняется тетрадь с 20-25 стихами. Обязательным условием является наличие записей музыки основных произведений композиторов, включенных в учебную программу. Эти произведения студенты должны уметь узнавать и точно называть автора и название произведения.


Большая роль отводится кроссвордам и тестам в подготовке специалистов.


В соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения, ориентированными на реализацию компетентного подхода, основной задачей профессионального образования является подготовка специалиста, способного квалифицированно решать профессиональные задачи и конкурировать на рынке  труда. Эта же мысль отмечается в статье Г. Зябловой[1]. Большое внимание следует уделять в работе со студентами, развивая у них самостоятельность.


Грамотно организованная самостоятельная работа студентов, особенно среднего звена художественного образования, это определенное следствие  хорошо построенных преподавателем уроков. С этим утверждением, думается, согласятся многие.


Организация самостоятельной работы, руководство ею – это ответственная и сложная работа преподавателя. Воспитание активности и самостоятельности  необходимо рассматривать как составляющую часть воспитательной структуры. Эта задача выступает перед каждым преподавателем в числе первостепенной важности. Основными задачами в этом вопросе являются:

1. развить у студентов самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение;

2. научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в обучении и практической деятельности;

3. четкое целеполагание любой самостоятельной работы;

4. научить студентов порядку выполнения и владению приемами самостоятельной работы;

5. соответствие самостоятельной работы учебным возможностям студентов;

6. обязательное использование полученных результатов самостоятельной работы в учебном процессе;

7. сочетание различных видов самостоятельной работы;

8. вызвать интерес студентов к содержанию и ходу самостоятельной работы;

9. обеспечить развитие познавательных способностей студентов за счет самостоятельной работы;

10. обеспечивать формирование привычки к самостоятельному познанию;

11. предусмотреть возможность для развития самостоятельности студентов в заданиях для самостоятельной работы.


Главной функцией самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, так как только в самостоятельной интеллектуальной   и духовной деятельности развивается человек.


Самостоятельная работа - это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Ее правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения студентов в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации.


Понимая необходимость отхода от традиционной системы обучения, направленной на передачу готовых знаний, к инновационной, практикоориентированной системе, внедряющей новые образовательные технологии, методики, не следует все же отказываться и от проверенных временем методов и форм обучения, разумеется, привнося в них элемент творчества и разнообразия.


К примеру, кроссворды способствуют развитию познавательной активности и творчества. Составление кроссвордов усиливают активную индивидуальную и  поисковую работу, самостоятельность. А самостоятельная работа связана с  воспитанием мышления будущего профессионала, а так же воспитывает в  студенте такие черты, как трудолюбие, настойчивость, уверенность в своих  силах, развивает  наблюдательность, умение выделять главное. Так же составляя кроссворд, студент прорабатывает и новый материал, и обращается к материалам лекций, и к дополнительным источникам. Практика показывает, что студенты  неформально подходят к выполнению  задания по составлению кроссвордов, у них присутствует  момент состязательности, поэтому эта работа для них – интересна и познавательна. 


Так же на уроках учимся делать презентации и анализировать готовые. Такая  активная подготовка студентов способствует прочному усвоению знаний, стимулирует активное и творческое воображение, воспитывает и развивает  настойчивость и познавательную способность, формирует творческую личность. Для этого и нужна серьезная перестройка системы подготовки конкурентно - способного специалиста. С этой целью, как было сказано выше, мною разработана рабочая программа по предмету «Музыкальная литература».


Принципиальные отличия предложенной программы от ранее предлагаемых:

· расположение материала по историческому принципу, без разделения на зарубежную, русскую и советскую музыку;

· присутствие в программе регионального компонента – знакомства с творчеством композиторов - нижегородцев: А.А. Касьянова, А.А. Нестерова, Б. Мокроусова и других.


На наш взгляд, для организации эффективного обучения дисциплине «Музыкальная литература» необходимо:

1. Студентам на уроках делать краткие конспекты, пользуясь которыми, и вспоминая объяснения педагога, они смогут сами составить рассказ по той или иной теме.

2. Преподаватель должен обеспечить студентов перечнем музыкальных произведений по каждой теме, которые они должны прослушать и знать. Более того, преподаватель может записывать студентам на электронный носитель основные произведения из списка для самостоятельного прослушивания.

3. Каждый студент, для самостоятельной работы, получает список литературы, учебников, журналов и других источников  по каждой  теме, доступ к которым обеспечивает библиотека колледжа или сеть Интернет. Кроме того, студент может  пользоваться курсом лекций, написанных  преподавателем и  находящихся  в  кабинете.

4. В кабинете «Музыкальной литературы» иметь:

  • фонотеку с записями музыки;
  • видеотеку с художественными и документальными фильмами о композиторах  и их  произведениях;
  • образцы кроссвордов, презентаций, викторин;
  • распечатанный авторский курс лекций.


[1] Зяблова Г. Роль кроссвордов в подготовке специалиста среднего звена // Вестник среднего профессионального образования. – 2011. - №2.




Назад к списку

Комментарии
Записывая музыкальный материал на электронный носитель для студентов, мы тем самым нарушаем авторские права правообладателей данной записи. Такая запись является пиратской и использование ее в образовательном процессе недопустимо. Как выход можно только предложить предоставлять студентам список музыкальных произведений для прослушивания. И при опросе лучше пользоваться лицензированными записями музыки (где наши старые любимые пластинки?), а не скачанными из интернета. Иначе могут быть реальные проблемы с законом.
Polina

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*