Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Рейтинговая система оценки знаний как современное средство оценивания результата обучения

06.12.2016 4123 7297
Чапкова Ирина Закариевна
Чапкова Ирина Закариевна, преподаватель

Нижнекамский агропромышленный колледж

Всем известно, что одной из самых важных проблем педагога является проблема измерения и оценивания результатов обучения. Решение этой проблемы необходимо для оценки эффективности педагогических инноваций и технологий.

Сложность педагогических явлений, а также наличие большого числа факторов, в том числе случайных, которые влияют на педагогический процесс и его результаты, приводят к тому, что педагогический процесс нельзя рассматривать как полностью детерминированный. При самой совершенной организации педагогического процесса мы не можем однозначно предсказать, каковы будут результаты обучения для каждого отдельного студента. В связи с этим современная система образования выдвигает требование: каждый педагог должен стремиться к повышению объективности оценивания, использованию наряду с традиционными средствами контроля и инновационные достижения педагогической науки.

На данном семинаре я хотела бы рассмотреть одну из систем оценивания, как рейтинговая система оценки знаний как современное средство оценивания результата обучения.

Рейтинг (от английского «rating») – это оценка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия. Обычно под рейтингом понимается «накопленная оценка» или «оценка, учитывающая предысторию». В вузовской практике рейтинг – это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале (например, 20-балльной или 100-балльной) и интегрально характеризующая успеваемость и уровень знания студента по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения (семестр, год и т.д.).

Рейтинговая система оценки знаний в той или иной форме существует уже давно, она применяется во многих западных университетах и некоторых вузах России.

Процесс внедрения рейтинговой системы в вузах нашей страны связан с изменением образования в соответствие с современными запросами общества, которое должно сопровождаться изменением стратегии обучения, и, способов оценки достижений обучающихся. Другими словами, уже сегодня необходимо создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного взаимодействия, чему будет способствовать рейтинговая система оценки знаний, которая может рассматриваться как один из возможных способов, отвечающих поставленным задачам.

Цель рейтингового обучения состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности студентов средствами своевременной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.

Эффективность рейтинговой системы заключается в том, что она:

  1. учитывает текущую успеваемость студента и тем самым значительно активизирует его самостоятельную и равномерную работу в течение всего семестра;
  2. более объективно и точно оценивает знания студента за счет использования дробной 100-бальной шкалы оценок;
  3. создает основу для дифференциации студентов, что особенно важно при переходе на многоуровневую систему обучения;
  4. позволяет получать подробную информацию о ходе усвоения знаний каждым студентом.

Стоит также рассмотреть и различные виды рейтинговой системы, регулирующие порядок изучения учебной дисциплины и отметку ее усвоения:

  1. рейтинг по дисциплине, учитывающий текущую работу студента и его результаты на экзамене (зачете);
  2. 2. совокупный семестровый рейтинг, отражающий успеваемость студента по всем предметам, изучаемым в данном семестре;
  3. заключительный рейтинг за цикл родственных дисциплин, изучаемых в течение определенного периода;
  4. интегральный рейтинг за определенный период обучения, отражающий успеваемость студента в целом в течение какого-то периода обучения.

Данная система оценивания дает возможность:

  • определить уровень подготовки каждого студента на каждом этапе учебного процесса;
  • отслеживать объективную динамику усвоения знаний не только в течение учебного года, но и за все время обучения;
  • дифференцировать значимости оценок, полученных студентами за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль, домашняя, творческая, проектная и др. работы);
  • отражать текущей и итоговой оценкой количество вложенного студентом труда;
  • повысить объективность оценки знаний.

Эта система оценивания знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения.

Я считаю, что главной сложностью при внедрении рейтинговой сис­темы контроля является ее значитель­ное увеличение затрат времени преподавателя на под­готовку к урокам и на допол­нительные занятия. Однако с приобретением опыта остро­та проблемы снижается.

В своей работе я применяю рейтинговую систему оценивания и пришла к выводу, что данная система оценивая знаний студентов позволяет им:

  • осознавать необходимость систематической и ритмичной работы по усвоению учебного материала на основании знания своей текущей рейтинговой оценки по данной дисциплине;
  • четко понимать систему формирования итоговой оценки;
  • своевременно оценить состояние своей работы по изучению дисциплины, выполнению всех видов учебной нагрузки до начала экзаменационной сессии;
  • углубленно осваивать изучаемый материал, непрерывно повышая свой рейтинг в течение семестра.

Можно сделать вывод, что рейтинговая система оценивания не только снимает многие противоречия в контроле знаний студентов, но и оптимально способствует решению проблем усиления мотивации к учебной деятельности; показывает динамику успехов и неудач в процессе обучения.

 

Литература:

  1. Бахмутский А.Е.. Школьная система оценки качества образования.// Школьные технологии. – 2004. - №1.
  2. Букатов В.М.. Школьная оценка.: М., 2006
  3. Пашкевич А. В. Создание системы оценивания ключевых компетенций учащихся массовой школы: монография.–М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИнфраМ, 2013.
  4. Русских Г.А.. Технология рейтингового обучения// Дополнительное образование. – 2004, № 12

 

Оригинал работ:

Рейтинговая система оценки знаний как современное средство оценивания результата обучения




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*