Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаНемецкий учёный М. Петенкофер писал:
«…не зная цену здоровью, полученному по наследству,
мы издерживаем его без расчёта, не заботясь о будущем.
Только тогда мы узнаем цену этого богатства, тогда у нас
является желание его сохранить, когда мы из здоровых
превращаемся в больных…».
Успешность обучения в учебном заведении определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в техникум, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности.
В настоящее время образовательный процесс характеризуется его интенсификацией, и именно с этим фактором специалисты связывают 40% детско-подростковой патологии, т.к. частое следствие интенсификации учебного процесса – возникновение у студентов состояний усталости, утомления, переутомления. В свою очередь переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний.
В связи с этим проблема здоровья студентов сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно преподаватель в состоянии сделать для здоровья современного студента больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто преподаватель должен работать так, чтобы обучение студентов в техникуме не наносило ущерба здоровью учащихся.
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения, т.е. цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить студенту возможность сохранения здоровья за период обучения в техникуме.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики
Для достижения целей здоровьесберегающих технологий обучения применяются следующие группы средств:
1) Средства двигательной направленности;
2) Гигиенические факторы;
3) Психолого-педагогические факторы.
К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это – физкультминутки , эмоциональные разрядки, подвижные игры с дидактической направленностью.
В течение дня концентрация внимания не одинакова – она колеблется. У каждого человека есть свои собственные циклы, длительность которых от 90 до 110 минут. В конце каждого такого цикла мозг нуждается в кратковременном отдыхе.
В среднем юноши и девушки 14-18 лет могут интенсивно, без перерывов учиться в течение 12-15 минут После этого должна обязательно следовать пауза.
Существуют и другие причины необходимости введения в процесс обучения пауз и фаз рефлексии. Эти причины следующие:
1.Многое в процессе обучения происходит неосознанно и спонтанно. Для осмысления и структурирования результатов обучения требуется специальное время.
2.Для того, чтобы найти в обучении свои личностные смыслы, человеку необходимо время, свободное от поступления новой информации и решения задач.
3.После завершения урока учебный процесс еще долго не заканчивается. Не сознавая этого, мы в течение какого-то времени перерабатываем эту информацию. На житейском языке это звучит обычно таким образом: «эта информация должна отлежаться».
Все это означает, что после интенсивной работы необходим перерыв, во время которого активизируются отделы головного мозга, не работающие ранее.
Упражнения для физкультминуток выполняют важные функции:
1. Они снижают уровень напряжения и дают возможность ученикам расслабиться.
2. Они делают процесс обучения более эффективным, поскольку активизируют все важнейшие системы человеческого организма.
3. Они создают в группе обстановку доверия и доброжелательности.
К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся: санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятия, воздуха и т.д.); проветривание и влажная уборка помещений, ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления. Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.
Основные гигиенические критерии рациональной организации урока ( по Н.К.Смирнову ). Факторы урока Гигиенический рациональный уровень урока
Плотность урока Не менее 60% и не более 75-80%
Число видов учебной деятельности 4 – 7
Средняя продолжительность различных видов деятельности Не более 10 мин.
Частота чередования различных видов учебной деятельности Смена не позже чем через 7 – 10 мин.
Число видов преподавания Не менее 3
Чередование видов преподавания Не позже чем через 10 – 15 мин.
Наличие эмоциональных разрядок (число) 2 – 3
Место и длительность применения ТСО В соответствии с гигиеническими нормами
Чередование позы Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся
Физкультминутки Две за урок. Состоящие из 3 легких упражнений, по 3 – 5 повторений каждого Психологический климат : преобладают положительные эмоции.
Момент наступления утомления учащихся (по снижению учебной активности) Не ранее чем через 40 мин.
В последние годы на фоне экологического и социального неблагополучия и продолжающейся интенсификации школьного образования отмечается нарастающее ухудшение здоровья детей.
Одной из важнейших задач по реализации здоровьесберегающих технологий является использование активных, творческих методов обучения. Их применение снижает риск появления у студентов переутомления, способствует более гармоническому развитию личности.
Творческий характер образовательного процесса – крайне необходимое условие здоровьесбережения. Включение студента в творческий процесс не только природосообразно, способствует развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Обучение без творческого заряда – неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими, насилие же разрушительно для здоровья, как через формирование усталости, так и само по себе.
Следует помнить, что содержание и формы учебной деятельности оказывают серьезнейшее влияние (положительное или негативное) на состояние и перспективы здоровья детей. Учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся.
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.