Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ настоящее время перед профессиональными образовательными организациями поставлена задача обновления содержания образования и повышения уровня подготовки специалистов с учетом потребностей рынка труда.
Конкурентоспособность будущих специалистов является жизненной необходимостью, поскольку любая профессиональная деятельность требует от специалиста не только профессиональной компетентности, но и собственной информационной зрелости, предполагающей способность к самостоятельной работе с информационными источниками и самому поиску необходимой для профессиональной деятельности информации.
Методология происходит от греческого слова menthoges - познание и logos- учение. Итак, это учения об исследовательских приемах, о правилах мышления при создании теории науки. Понятие методологии является сложным и в разных литературных источниках поясняется по-разному. В многих зарубежных литературных источниках понятия методологии и исследовательских приемов не разграничиваются. Отечественные научные работники методологию рассматривают как учение о научных методах познания и как систему научных принципов, на основе которых базируется исследование и проводится выбор познавательных средств, методов и приемов исследования. Наиболее целесообразным является определение методологии как теории исследовательских приемов, создание научных концепций, как системы знаний о теории науки или системы исследовательских приемов. По определению авторов учебника "Организация и методика научно-исследовательской деятельности" В. Шейко и Н. Кушнаренко, методология - это концептуальное изложение цели, содержания, исследовательских приемов, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о процессах и явлениях
В современном обществе многократно возрастает роль исследовательской деятельности в процессе практической подготовки студентов.
Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке.
Понятие «исследование» рассматривается в современной науке как «процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности», как процесс научного изучения какого–либо объекта с целью выявления его закономерностей возникновения, развития и изменения, и преобразования его в интересах общества.
Анализ научных источников информации показывает, что исследовательская деятельность отражает глобальную цель современного образования. Т.Е. Климова, А.М. Новикова и другие ученые отмечают, что профессиональное мастерство и компетентность могут быть развиты при условии систематического привлечения студентов к различным видам исследовательской деятельности.
Занятия исследовательской деятельностью развивает у обучающихся качества и способности, которые отвечают запросам современного работодателя. К ним относятся такие личностные качества как, любознательность, эрудированность, работоспособность, самостоятельность и дисциплинированность, организованность. А также ряд профессиональных качеств: способность к целеполаганию и проектированию профессиональной деятельности, умение анализировать, стремление к самосовершенствованию и самореализации.
В образовательном процессе исследовательская деятельность студентов реализует несколько взаимосвязанных функций:
1)образовательную (расширение и актуализация знаний по различным учебным дисциплинам; развитие представлений о межпредметных связях; освоение информационных технологий и повышение уровня работы с разнообразными средствами коммуникации; закрепление общих и специальных научных понятий и категорий изучаемых дисциплин и пр.); 2) развивающую (развитие познавательной активности, познавательного интереса, познавательной самостоятельности студентов, позиции исследователя, творческих способностей и т.д.);
3)деятельностную (привлечение студентов к самостоятельной исследовательской деятельности; овладение современными методами поиска, обработки и использования научной информации; освоение исследовательского подхода к любому виду деятельности и пр.);
4)стимулирующую (формирование установки на имманентность наличия исследовательских компетенций у будущего специалиста любой сферы деятельности) и т.д.
К основным исследовательским компетенциям относятся:
Методологической основой организации теоретических, практических, лабораторных занятий, способствующих активизации учебно-познавательной и исследовательской деятельности студентов являются деятельностный, личностно-ориентированный и модульный подходы.
Методической основой проведения практических занятий и самостоятельной работы являются личностно-деятельностный, частично поисковый подходы, которые реализуются в форме коллективного и индивидуального творческого поиска.
Условиями эффективного развития исследовательских компетенций студентов в учебном процессе являются:
Исследовательская деятельность состоит из последовательных этапов, элементов, организуется по исследовательскому плану, состоит из подбора на этих этапах методик исследования, а также их реализации опытно-экспериментальной работы, последующего его анализа и выводов и т.д. Деятельность, смысл которой с педагогической точки зрения трактует П.И. Пидкасистый, является необходимым условием развития человека, в процессе которого он обретает жизненный опыт, познает окружающую действительность, усваивает знания, приобретает умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность.
Из этого следует, что цель исследовательской деятельности студентов – освоение ими функциональных навыков научной поисковой деятельности как универсального способа познания окружающего мира и реальной действительности. Суть исследовательской деятельности заключается, с одной стороны, в обучении студентов важным элементам, способам и формам научно-исследовательского труда, в формировании у них умений исследовательской деятельности; с другой стороны – в самой исследовательской деятельности и получении конечного продукта научного труда.
Таким образом, исследовательская деятельность студентов в образовательном учреждении может рассматриваться как форма организации учебно-воспитательной работы, связанная с решением исследовательских задач в различных областях науки. Отличительным признаком исследовательской деятельности студентов выступает ее направленность на получение субъективно – не только новых - самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного студента.
В образовательном процессе исследовательская деятельность студентов реализует образовательную, развивающую, деятельностную, стимулирующую функции. В свете компетентностной парадигмы образования, организация исследовательской деятельности будущих специалистов направлена, главным образом, на формирование научно-познавательных и исследовательских компетенций студентов как имманентного атрибута личности будущего специалиста.
Организация исследовательской работы студентов является важным фактором повышения эффективной профессиональной подготовки будущего специалиста в учебном заведении прежде всего потому, что предполагает индивидуализацию обучения, позволяет реализовывать личностно ориентированное обучение, расширяет объем знаний, умений и навыков студентов, способствует формированию активности, инициативы, любознательности, развивает творческое мышление, побуждает к самостоятельным поискам.
Список литературы
Оригинал работы:
Методология организации исследовательской деятельности студентов
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.