Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Дифференцированный подход как средство реализации личностно ориентированного обучения на занятиях по генетике человека с основами медицинской генетики

30.11.2016 864 1470
Жихарева Татьяна Петровна
Жихарева Татьяна Петровна, преподаватель

Тульский областной медицинский колледж

 « Если педагогика хочет воспитать человека во

                                            всех отношениях, то она должна прежде узнать его

                                            тоже во всех отношениях».

                                                                                    (К.Д.Ушинский)

 

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы, предлагается иное содержание, иные подходы, иные отношения, иной педагогический менталитет.

В переходный период повышается роль личности, активизируются процессы гуманизации общества. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно ориентированное взаимодействие преподавателя и студента, в основе которого лежит личностно ориентированное обучение.

Личностно ориентированное обучение – это обучение, которое ориентировано на обучающегося, как основную ценность образовательного процесса. Оно востребует имеющийся опыт студента и создает условия для формирования и проявления его личностных качеств, способствует развитию мышления, становлению творческой, активной, инициативной личности, удовлетворяет его познавательные и духовные потребности, стимулирует развитие интеллекта, социальных и коммуникативных способностей, навыков самообразования и саморазвития.

Личностно ориентированное обучение означает, что все методические решения – организация учебного материала, использованные методы, приемы, способы и средства – преломляются через призму личности обучаемого. Такое обучение учитывает индивидуальные особенности студента как личности через содержание и форму самих учебных заданий, через характер общения с ним. Задания формулируются так, что они стимулируют его познавательную активность, поддерживают и направляют учебную деятельность, не акцентируя внимания на ошибках. Этот компонент реализуется на всех уровнях системы образования использованием активных коммуникативных методов, приемов, средств обучения и контроля.   

Цели дифференцированного подхода:

  • рациональная организация учебной деятельности;
  • повышение качества обучения;
  • формирование интереса к изучаемой дисциплине;
  • развитие личности каждого студента.

Чаще всего нам приходится работать в группах, где собраны подростки с разным уровнем подготовленности, разными способностями. Студенты по-разному усваивают материал, по-разному относятся к тому, что надо узнать, понять, усвоить, запомнить. Поэтому методически совершенный урок не обязательно будет успешным. Нельзя не согласиться с психологами в том, что эффект обучения зависит не только от его содержания и методов, но и от индивидуальных особенностей личности обучаемых. Следовательно, хорошо знать тех, кого учишь, - значит дать им возможность проявить свою индивидуальность, фантазию, творчество, избавить их от чувства страха и вселить в них веру в свои силы. Грамотный педагог не может не учитывать тип нервной деятельности каждого обучающегося, его темперамент.

Известно, что холерики – сильные, энергичные, но неуравновешенные, быстро раздражаются, способны и на агрессивные поступки. Но если они теряют веру в свои способности, у них наступает апатия, подавленное настроение. Они ничего не будут делать на уроке. Таким студентам нужно давать в течение урока работу, которая их увлечет. Я стараюсь их вызывать к доске, даю индивидуальные карточки, чтобы они обязательно справились с предложенным заданием.

Флегматики же – способные, всегда ровные, настойчивые, настоящие труженики, усидчивые и терпеливые, но безынициативные. Им даю задания для развития творческого воображения, сообразительности, инициативы. Флегматичным студентам можно дать опережающие задания к уроку. Им необходимо время, а терпения и усидчивости им хватит.

Сангвиники – активные, инициативные, но до тех пор, пока им интересно. Если интерес гаснет, их внимание рассеивается, появляется безразличие к дальнейшему ходу урока. Им не хватает усидчивости, устойчивого внимания и терпения. Сангвиников стараюсь чаще привлекать в качестве помощников. Они могут отвечать и за подготовку своей группы на уроке (при групповой работе).

Меланхолики – замкнутые, нерешительные в трудных обстоятельствах люди. Они тяжело переживают неудачи. Однако в спокойной, привычной обстановке могут успешно справляться и со сложными заданиями преподавателя. Такие студенты нуждаются в постоянном внимании педагога. Их желательно предупреждать о том, что будет обсуждаться на следующем уроке, им нужно рассказывать о предстоящей контрольной работе.

Конечно, изменить темперамент нельзя, но управлять им можно.

Дифференцированный подход не возможен без индивидуального подхода – без знания не только типа темперамента студента, но и учета его индивидуальных особенностей. При учете индивидуальных особенностей студентов своих групп я считаюсь с тем, каков общий уровень развития каждого студента, отношение его к изучаемой дисциплине; в чем испытывает затруднения; что представляет он собой как член студенческого коллектива; каковы его условия жизни в семье. Зная это, мне легче определить свои требования к разным студентам на уроке.

На уроке и вообще в процессе обучения я стараюсь увидеть и сильного, и среднего, и слабого студента. Конечно, в группах с наполняемостью в 30 человек трудно учесть все  особенности каждого студента. Поднять сильных и способных, а слабых и малоспособных студентов до уровня средних, а некоторых из них, возможно, и до уровня сильных и способных. Я считаю основной целью дифференцированного подхода это личностно ориентированное обучение.

Психологи утверждают, что в основе отставания в учебе лежит расхождение требований, предъявляемых к познавательной деятельности студентов, с реально достигнутым ими уровнем умственного развития.

Проблема преодоления неуспеваемости – это психическая проблема. Студент, испытывающий трудности в обучении, должен иметь щадящий режим работы. Таким студентам необходимы опорные схемы, таблицы. При закреплении нового материала или при повторении для таких студентов использую карточки для взаимопроверки, задания с учетом их учебных навыков и способностей разного уровня сложности.

Приведу пример на примере изучения одной темы «Закономерности наследственности», где предусмотрены задания разного уровня.   

Карточки для индивидуального опроса.

1 уровень:

1)Дать определения следующим терминам: (задания на воспроизведение изученного материала)

Гетерозигота.

Доминантный признак.

Генотип.

Альтернативные признаки.

2)Закончите предложение.

  1. Хромосомы сходные по строению, по форме и набору генов называются …………..
  2. Моногибридное скрещивание – это скрещивание родительских форм, которые различаются ……..  

3)Тестовые задания.

4)Решите задачу.

  1. У матери II группа крови, у отца III группа. Определите возможные варианты группы крови у детей.

2 уровень

1)Дайте краткий ответ.

  1. С какой целью проводят анализирующее скрещивание?
  2. Могут ли организмы с одинаковым фенотипом иметь различный генотип? В каких случаях? Приведите примеры.

2)Напишите возможные варианты гамет для  организмов со следующими генотипами:        

Аа, АаВВ, АаВвСС  

3)Решите задачу.

Определите генотипы родителей, если у матери имеется седая прядь волос надо лбом, а у отца – нет, из двух детей в семье, один имеет седую прядь, а другой нет. Наличие седой пряди – доминантный признак. 

4) Биологическое лото.

5) Биологический диктант.

6) Тестовые задания.

7) Решение кроссворда.

Обучающиеся с высокими учебными возможностями имеют достаточный объем знаний, высокий уровень активности, способности к обобщению, анализу. Они гораздо меньше, чем другие утомляются на уроке. Работа с сильными студентами требует тщательной подготовки при организации их учебной деятельности. На мой взгляд, работа с сильными студентами должна идти не по пути увеличения объема заданий, а за счет разнообразия заданий, что не только обеспечивает занятость на уроке, но и содействует формированию более прочных навыков в ходе систематического повторения пройденного. Задания, например, по биологии, могут быть следующими:  

3 уровень.

1) Проблемные вопросы.

  1. Яйцеклетки животных во много раз больше сперматозоидов. А потомство большей частью одинаково похоже на обоих родителей. Чем это объяснить?

2) Решение задач (повышенной сложности).

Известно, что катаракта и рыжеволосость у человека контролируются доминантными генами, локализованными в разных парах аутосом. Рыжеволосая женщина, не страдающая катарактой, вышла замуж за светловолосого мужчину, недавно перенесшего операцию по удалению катаракты. Определите, какие дети могут родиться у этих супругов, если иметь в виду, что мать мужчины имеет такой же фенотип, как и его жена (т.е. она – рыжеволосая, не имеющая этой болезни глаз).

3)Выполнение обязанностей консультанта при групповой работе.

4)Проверка индивидуальных заданий, выполняемых студентами, которые имеют более низкий уровень подготовки.

5) Составление кроссворда.

6) Работа с дополнительной литературой, подготовка реферата, презентации.

7) Составление  карточек заданий по изученному материалу.

8) Составление обобщающих таблиц для работы на уроке.

При проведении контрольной работы или зачета по теме использую также задания разной сложности, соответствующие уровню усвоения и индивидуальных особенностей и возможностей каждого студента. Для каждого из предлагаемых заданий указывается  количество баллов оценки и максимальное количество баллов при выполнении всех заданий.

Сумму баллов по зачету можно использовать следующим образом:

  • 81 - 100% баллов (относительно максимума) – оценка «5»
  • 61 - 80% - «4»
  • 40 - 60% - «3»
  • менее 40% - «2»

Закономерности наследственности.   

                                                                                            Вариант1.                                                                                                                                     

Максимальное количество баллов – 45.

  1. Выбери один правильный ответ. (10 баллов)
  2. Общее свойство всех организмов приобретать новые признаки, называется:

      а) развитие;                                  в) изменчивость;

      б) размножение;                           г) наследственность. 

  1. Как называется третий закон Г.Менделя?

      а) закон расщепления в соотношении 3:1;

      б) закон единообразия первого поколения;

      в) неполное доминирование; 

      г) закон независимого наследования признаков.

  1. Генотип организма, содержащий одинаковые аллели одного гена, называется:

      а) доминантным;                            в) гетерозиготным;

      б) рецессивным;                             г) гомозиготным.

  1. Совокупность признаков и свойств организма, проявляющихся при взаимодействии со

    средой обитания, называется:

      а) аллель;    б) фенотип;     в) генотип;      г) генофонд.

  1. Определите генотип растения гороха с зелеными, гладкими семенами:

      а) аавв;           б) ААвв;          в) ааВв;        г) АаВв.

  1. Основные закономерности наследственности и изменчивости были в первые

    установлены:

       а) Т..Морганом;       б) Г.Менделем;         в) Ч.Дарвиным;       г) Н.Вавиловым.

  1. «При скрещивании гибридов первого поколения между собой наблюдается

    расщепление, появляются потомки как с доминантными, так и с рецессивными

    признаками в соотношении 3 : 1» – это положение иллюстрирует:

       а) закон расщепления Г.Менделя;

       б) закон сцепленного наследования признаков Т.Моргана;     

       в) закон независимого наследования Г.Менделя;

       г) правило доминирования Г.Менделя.

  1. Доминантность – это:

        а) а) тип хромосомной перестройки;

        б) отсутствие фенотипического проявления одного аллеля гетерозиготной особи; 

        в) фенотипическое проявление только одного аллеля у гетерозиготной особи;

        г) подавляемый признак, проявляющийся только в гоиозиготном состоянии.

  1. Определите фенотип растения гороха с генотипом Аавв:

         а) семена желтые гладкие;                в) семена зеленые морщинистые;

         б) семена желтые морщинистые;     г) семена зеленые гладкие.

  1. Определите рецессивные гомозиготный генотип:

             а) АА;          б) СС:      в) Вв;       г) вв.  

  1. Дайте определение терминам. (4 балла)
  2. Гомозигота
  3. Аллельные гены
  4. Закончите предложение. (2 балла)
  5. Потомки, полученные от скрещивания двух организмов, несущие альтернативные признаки называются …………..
  6. При дигибридном расщеплении признаков проявляется закон …..
  7. Дайте краткий ответ. (4 балла)
  8. Что такое сцепленное наследование?
  9. Чем фенотип гетерозиготной особи отличается от фенотипа рецессивной особи?
  10. Напишите возможные варианты гамет для организмов со следующими генотипами: (5 баллов)

ВВ, ААВв, ААВвСс  

  1. Решите задачу.
  2. У матери II группа крови, у отца III группа. Определите возможные варианты группы крови у детей. (4 балла)
  3. Определите генотипы родителей, если у матери имеется седая прядь волос надо лбом, а у отца – нет, из двух детей в семье, один имеет седую прядь, а другой нет. Наличие седой пряди – доминантный признак. (6 баллов)
  4. Известно, что катаракта и рыжеволосость у человека контролируются доминантными генами, локализованными в разных парах аутосом. Рыжеволосая женщина, не страдающая катарактой, вышла замуж за светловолосого мужчину, недавно перенесшего операцию по удалению катаракты. Определите, какие дети могут родиться у этих супругов, если иметь в виду, что мать мужчины имеет такой же фенотип, как и его жена (т.е. она – рыжеволосая, не имеющая этой болезни глаз). (10 баллов)

                                    

БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЛОТО

по теме: Закономерности наследственности.

1 вариант

 

1. Генотип организмов полученных при первом моногибридном скрещивании.

 

6. Гены, ответственные за развитие одного признака.

 

 

2. Парные хромосомы, одинаковые по форме,  строению, размерам и набору генов.

 

 

7. Генотип организма, содержащий два разных аллеля одного гена.

3. Клетка, образованная, при слиянии двух половых гамет.

 

 

8. Совокупность всех генов организма.

4. Основоположник генетики.

 

 

 

9. Участок молекулы ДНК, ответственный за проявление какого-либо признака.

5. Преобладающий признак, проявляющийся, как в гомозиготном, так и в гетерозиготном состоянии.

 

 

 

10. Генотип гороха с желтыми, гладкими семенами.

БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЛОТО

по теме: Закономерности наследственности.

2 вариант

 

1. Участок  хромосомы, в котором расположен ген.

 

 

6. Генотип потомства F2, полученного при скрещивании гибридов первого поколения.

2. Контрастные или взаимоисключающие признаки.

 

 

7. Генотип организма, содержащий одинаковые аллели одного гена.

 

3. Потомки, полученные от скрещивания двух организмов, несущие альтернативные признаки.

 

 

8. Совокупность всех признаков организма.

4. Закон сцепленного наследования признаков открыл

 

9. Гетерозиготный генотип по двум парам признаков.

5. Подавляемый признак, проявляющийся, только  в гомозиготном состоянии

 

10. Метод, который использовал Мендель в своих опытах.

 

1.Зигота

 

6. Гетерозиготный

2. Ген

 

7. Гибридологический

3. Рецессивный признак

 

8.            Аа

 

4. Локус

 

9. Морган

 

5. Генотип

 

10.        АаВв

 

 

 

11.  АА, Аа, Аа, аа

 

 

16. Аллельные гены.

12. Гибриды

 

 

17. Доминантный признак

13. Фенотип

 

 

18.            ААВВ

 

14. Гомозиготный

 

 

19. Гомологичные хромосомы.

 

15. Альтернативные признаки

 

 

20.  Мендель

 

 

 

                             БИОЛОГИЧЕСКЙ ДИКТАНТ

              по теме: Закономерности наследственности.

  1. Совокупность внешних и внутренних признаков организма. (Фенотип)
  2. Участок молекулы ДНК, ответственный за проявление какого-либо признака. (Ген)
  3. Аллельные гены расположены в хромосомах    (Гомологичных)
  4. Основоположник хромосомной теории (Морган)
  5. Число групп сцепления соответствует числу (Пар хромосом)
  6. Метод, который Мендель использовал в своих опытах (Гибридологический)
  7. Половые хромосомы в генотипе женщины (ХХ)
  8. Потомки, полученные от скрещивания двух организмов, несущих альтернативные признаки (Гибриды)
  9. Подавляемый признак, проявляющийся только в гомозиготном состоянии (Рецессивный)
  10. Генотип организма, содержащий одинаковые аллели одного гена

                                                                                    (Гомозиготный)

 

Оригинал работы: 

Дифференцированный подход как средство реализации личностно ориентированного обучения на занятиях по генетике человека с основами медицинской генетики




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*