Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ самом начале моей педагогической деятельности одной из важнейших проблем организации учебной деятельности являлось создание системы проверки и оценки знаний, умений и навыков студентов. В настоящее время в связи с переменами в государственной и социальной жизни, ускорением темпов развития и информатизации, переходом к обществу с рыночной экономикой изменилось понимание образовательного процесса. Качественное профессиональное образование является приоритетной задачей.
Структура медицинского образования включает в себя совокупность специализированных предметов с компонентами профессиональной направленности. Одним из базовых является «Анатомия и физиология человека». Данная дисциплина неотделимо связана с другими дисциплинами, так как это наука, которая объединяет области знания, относящиеся к строению организма человека на всех уровнях от субклеточных структур до анатомо-физиологических систем. Студенту, изучающему «Анатомию», в течение двух семестров нужно освоить несколько тысяч специальных терминов, названий, составить себе целостное представление о системах, организме в эволюционном и функциональном аспекте, установить закономерности структур и использовать полученные знания на практике – в клинике.
В связи с этим студенты получают огромный объем информации, процесс переработки которой зачастую бывает трудным. Из целей, определяемых для курса «Анатомии», обычно выполняются только две: 1) изучить строение человека, 2) выявить связи строения с выполняемыми функциями.
Параллельно являясь преподавателем «Сестринский уход в терапии» постоянно сталкиваюсь с необходимостью применять самые разнообразные методики, содействующие развитию профессиональных компетенций у студентов. Причем особое внимание уделяю межпредметным связям, знаниям, выходящим за рамки одного предмета.
Под межпредметными связями понимаются связи между отдельными дисциплинами, реализуемые в процессе преподавания, обеспечивающие восприятие студентами учебного материала и позволяющие создать у них комплексное, целостное представление о предметах и явлениях. В преподавании дисциплины «Анатомия» исхожу из принципа межпредметной интеграции, которая способствует более заинтересованному, личностно значимому и осмысленному восприятию материала, что усиливает мотивацию к приобретению профессиональных навыков.
Для обеспечения междисциплинарных связей и развитию профессиональных компетенций на своих занятиях применяю решение ситуационных клинико-анатомических задач, деловые и ролевые игры при изучении разделов: «Анатомо-физиологические аспекты саморегуляции функций организма», «Процесс кровообращения», «Процесс пищеварения», «Процесс выделения». Опыт преподавания показывает, что студенты, даже при достаточно хорошем усвоении материала отдельных разделов и тем, испытывают трудности при необходимости одновременного использования этих знаний в ходе решения
Большим плюсом деловых игр является возможность наблюдение за изменением поведением студентов в конкретной ситуации, связанной с принятием решений, соответствующих реальным обстоятельствам в условиях неопределенности и риска.
При этом обычно используется не только программный материал, но, что особенно важно, вырабатываются умения и навыки системного мышления, пробуждается стремление к поиску новых идей, стремление к творчеству и коллективному взаимодействию.
Для подтверждения выше изложенного провела небольшое исследование: в течение учебного года на каждых занятиях активно использовала в группе медицинских сестер решение клинико-анатомических задач и деловых ролевых игр. При выявлении остаточных знаний по предмету «Анатомия и физиология человека» на третьем курсе, получила следующие результаты:
|
Фельдшерская группа |
Сестринская группа |
Акушерская группа |
Отлично |
3 |
3 |
1 |
Хорошо |
7 |
10 |
4 |
Удовлетворительно |
6 |
5 |
3 |
Неудовлетворительно |
1 |
2 |
3 |
Не участвовали |
- |
2 |
1 |
Итого: Результаты выявления остаточных знаний по предмету «Анатомия и физиология человека» свидетельствуют о лучшем освоении учебного материала и профессиональных компетенций в экспериментальной группе сестринской группе, о чем свидетельствует большее количество студентов, выполнивших работы на «хорошо» и «отлично».
Выводы.
Использование клинических деловых игр и решение клинико-анатомических задач в образовательном процессе позволяет активизировать мыслительную и познавательную деятельность студентов, творческую самостоятельность и в итоге приводит к лучшему освоению профессиональных компетенций, образовательных стандартов.
Использованная литература:
Оригинал работы:
Развитие профессиональных компетенций на занятиях «Анатомия и физиология человека»
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.