Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ последние годы усилилось понимание педагогами роли положительной мотивации к учению в обеспечении успешного овладения знаниями и умениями. Высокая позитивная мотивация играет роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей; однако никакой высокий уровень способностей не сможет компенсировать отсутствие учебного мотива и привести к значительным успехам в учебе
Ключевые слова: мотив, мотивация, деятельность, познавательный мотив, стимулирование интереса студента.
На современном этапе многие сферы деятельности подвержены изменениям, новые требования к качеству и организации образования актуализируют не процесс накопления знаний, а приобретение опыта самовыражения, осознания собственной индивидуальности и ценности других людей. Студент должен не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками, но и ощущать потребность в достижениях и успехе. В связи с этими изменениями проблема профессиональной мотивации приобретает сегодня особое значение.
Основной задачей педагога является стимулирование интереса к обучению таким образом, чтобы целью студентов стало не только получение диплома, но и прочных, стабильных знаний. Мотивация студентов – это один из наиболее эффективных способов улучшить процесс и результаты обучения. От того насколько высока мотивация и высок стимул овладения будущей профессией напрямую зависит эффективность учебного процесса и становление студента, как компетентного работника.[1]
В работе «Психология мотивации студентов». Н.А. Бакшаевой и А.А. Вербицкого термином «мотив» обозначают инстинктивные импульсы, потребности, биологические влечения, переживание эмоций, интересы, желания, жизненные цели, идеалы и другие мотивационные переменные или компоненты.[2] Обучающийся, по их мнению, должен проявлять интерес к процессу обучения самостоятельно. Знания, усвоенные при наличии познавательных мотивов, повышает активность студентов и эффективность процесса обучения. Сущность познавательной мотивации как раз и заключается в стремлении добывать и производить знания.[3]
Исходя из данной концепции педагогу необходимо четко объяснить студенту каким образом знания пригодятся ему в будущем. Если преподаватель выражается абстрактными понятиями "так нужно", "пригодится", "поверь мне на слово" и т.п., студент теряет интерес, не видя конкретных перспектив применения знания в будущем. Студент приходит в учебное заведение не столько за новыми знаниями, сколько в надежде стать востребованным профессионалом на рынке труда, а учитывая иное мировосприятие современным поколением, студент быстро потеряет интерес к обучению, если не будет уверен в том, что обучение направлено непосредственно на формирование его как профессионала. Поэтому преподаватель обязан уметь доказать студентам, что его предмет действительно будет полезен в их профессиональной деятельности.
В данной работе приводятся несколько способов повышения мотивации у студентов техникума.
Стимулирование на результат. Студент должен мыслить результатом, ведь в реальной профессиональной жизни никого не будет интересовать сколько сил и времени он затратил на выполнение работы. Поэтому в процессе обучение необходимо не только заинтересовать предметом, но сформировать для него понимание, что стремиться нужно к качественному результату, который станет залогом хорошей оценки не только в учебе, но и в профессиональном будущем.
Взаимоотношения студент-преподаватель. Только при условии комфортных взаимоотношений студентов и преподавателя возможно повышение мотивации студента к обучению.[4] Студент должен понимать , что к педагогу всегда можно обратиться за помощью, разъяснением материала, обсуждением интересующих профессиональных и общекультурных вопросов. Чем больше доверия оказывает педагог студенту, тем с большим интересом студенты сотрудничают с преподавателем. Положительные эмоции, обусловленные ровными, хорошими деловыми взаимоотношениями студента с преподавателем, отсутствие конфликтов с ним, являются необходимым условием для создания и поддержания мотивации обучения.[5]
Признание успехов студента. Одобрять успехи студентов, демонстрировать их достижения (например, за хорошее или отличное выполнение работы). Публичная похвала, особенно с описанием достоинств и отличительных особенностей прибавляет студенту уверенности в себе, повышает его внутреннюю мотивацию и желание снова достигать аналогичного результата[6].
Умение заинтересовать студентов. Важным аспектом при мотивации студентов к обучению является интерес к предмету. Преподаватель долженстараться сделать занятие интересным и познавательным. Свобода творчества и интерактивные формы обучения активно этому способствуют. Важно предоставлять обучающимся возможность высказывать и отстаивать свое мнение, быть активным участником обсуждений, искать и находить различные варианты решения задач урока, применять комплексные способы решения профессиональных проблем.
Использование балльно - рейтинговой системы. Эффективное средство для повышения мотивации учебной деятельности студентов и их самостоятельности - это введение балльно - рейтинговой системы. Знания оцениваются в баллах, которые набираются в течение семестра по конкретному предмету за разные виды успешно выполненных работ (как самостоятельных и практических, так и внеаудиторных). Преподаватель в начале семестра обозначает возможности получения баллов за проделанную работу, чтобы студент осознавал и понимал, что его отсутствие на лекции или практическом занятии — это минус какой-то определенный балл, а подготовка доклада, выступление на конференции, подготовка презентации и т. д. — плюс столько-то баллов. В итоге обучающийся будет замотивирован конкретными бонусами и преференциями на экзамене и с большей ответственностью отнесется к учебному процессу.[7]
Сегодня большое внимание уделяется саморазвитию и самообразованию студента. Средние профессиональные образовательные учреждения становятся своего рода навигаторами студента по жизни, помогают найти свой профессиональный жизненный путь. Поэтому диктаторские формы обучения неэффективны в таких условиях, когда студентам за достаточно короткое время необходимо усвоить все профессиональные знания, умения и навыки.
Пути становления мотивации каждого студента индивидуальны и неповторимы, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы, создавать все условия для правильного формирования и развития профессионально-ориентированной личности.
Список использованной литературы.
Оригинал работы:
Мотивация учебной деятельности студентов
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.